Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Мир имени Раневской

27 августа
2016 год
 
 
 
 
1
4
5
6
7
8
9
11
12
14
15
16
19
22
25
26
27
28
30
31
2
4
7
9
10
12
13
15
16
17
18
19
20
22
24
25
27
28
 
2
4
5
6
7
8
9
10
11
13
14
16
17
19
20
22
23
25
28
29
30
31
 
 
 
 
2
3
5
6
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
22
23
24
25
27
28
29
 
 
 
 
 
 
2
4
5
6
7
8
9
11
12
13
14
16
17
18
20
21
23
26
28
30
 
 
3
4
8
11
12
13
14
15
16
18
19
21
22
23
26
28
29
 
 
 
 
1
2
5
7
8
9
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
23
24
26
27
29
30
31
2
3
5
6
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
21
22
23
26
27
28
30
31
 
 
 
2
3
4
6
7
8
10
12
13
14
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
29
 
 
 
 
 
1
3
4
6
8
11
12
14
15
18
19
20
22
24
25
27
29
31
 
1
3
4
5
8
9
11
12
14
15
16
17
18
21
22
23
24
26
27
29
30
 
 
 
2
3
4
5
7
9
10
11
12
14
17
19
20
21
23
24
25
26
30
Все рубрики

Мнение >>

Главная роль в театре жизни. К 120-летию актрисы

Фаина Раневская – личность многозначная. Про неё можно написать несколько томов исследований и все равно не понять феномен личности, ее бурлящий мир. А можно окунуться с головой в океан мыслей любимых и близких сердцу Фаины творцов, среди которых Уильям Сомерсет Моэм, Омар Хайям, Василий Розанов, Анна Ахматова… Раневская ответила им прожитой жизнью. Сегодня мы с любовью вспоминаем ее в день 120-ти летия, не случайно, кажется, совпадающий с днем российского кино.

Мир имени Раневской


ПРИЗРАК ЛЮБВИ

«Удивительно — сказала задумчиво Раневская. — Когда мне было 20 лет, я думала только о любви. Теперь же я люблю только думать».

Главный выстрел – желание быть любимой – из обоймы её жизни оказался холостым. Но «островками надежды» вокруг Фаины Георгиевны всегда были бесценная женская дружба с актрисой Павлой Леонтьевной Вульф, Любовью Орловой и с Анной Ахматовой.

«В разное время я любил отдельных людей: но к людям вообще никогда не чувствовал особой симпатии» (Моэм).

С юмором и большой искренней любовью высказывалась Раневская об исполнительнице главных ролей советских мюзиклов: «Орлова, конечно, великолепная актриса. И дисциплинированность ее поражает. Но вот голос… Когда она поет, кажется, будто кто-то писает в пустое ведро». Однажды Любовь Петровна задержалась в гостях у Раневской. Чем и воспользовалась неглупая домработница Орловой. Она тайно одолжила для свидания великолепную шубу хозяйки. Популярная актриса вернулась и обнаружила пропажу, но не стала разжигать скандал. Осталась до позднего вечера у подруги и, придя домой, не упомянула о случившемся. «Сказать, что Орлова — добрый человек, — заметила тогда Раневская, — это все равно, что признать, будто Лев Толстой — писатель не без способностей».

«Общество, окружающие убавляют, а не прибавляют. «Прибавляют» только теснейшая и редкая симпатия, «душа в душу», и один «ум». Таковых находишь одну – две за всю жизнь. В них душа расцветает. И ищи ее. А от толпы убегай». (Розанов)

Павла Вульф была больше, чем подруга. Она была путевой звездой в актерской среде: помогла молодой Фаине устроиться в театр. Стала учителем талантливой, но скрывающей свой дар девушки под завесой неуверенности в себе (с детства она заикалась и считала себя по этой причине изгоем и не ровней сверстникам). Сорок пять лет горел очаг в доме Вульф для приемной дочери Фаиночки. Привязанность Павлы Леонтьевны к Раневской затмила отношения с родной дочерью.

«Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем, что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало
». (Хайям)

Мир имени Раневской


МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК

«Великий человек слишком часто бывает сделан из одного куска; маленький человек – это клубок противоречивых элементов. Он неистощим. Нет конца сюрпризам, которые у него припасены для вас. Я лично куда охотнее провел бы месяц на необитаемом острове с ветеринаром, чем с премьер-министром». (Розанов)

Фаина Раневская соглашалась со многими высказываниями писателя, публициста и философа Василия Розанова. Она зачитывалась его книгой «Подводя итоги». И часто находила близкие для себя определения сторон жизни человека. Может, ей просто не хватало обычного человеческого общения вне сцены, ролей.

«Мы с Ахматовой бродили по рынку, по старому городу — вспоминала Раневская. - За мной бежали дети и хором кричали: «Муля, не нервируй меня». Это очень надоедало, мешало слушать Анну Андреевну. К тому же я остро ненавидела роль, которая принесла мне популярность. Я об этом сказала ей. Анна Ахматова бережно успокаивала подругу: «Не огорчайтесь, у каждого из нас есть свой Муля!». Я спросила: «Что у вас «Муля»? «Сжала руки под темной вуалью» — это мои «Мули», — сказала поэтесса.

Персонажи лепили судьбу актрисы, и получался образ вымышленной судьбы. За этой завесой таяла одинокая женщина. Обмен письмами с сотрудником музея г. Таганрога Людмилой Прозоровской питал душевные силы Раневской. В переписке любая тема была болезненно важной: от проблемы антисемитизма до человеческой немощи. Пятнадцать уходящих лет жизни продолжалась «слепая» беседа «маленького» человека и ставшей великой, но оставшейся несчастной девочкой из еврейской состоятельной семьи. Отрывок из письма: 27.01.81 г. «Вы не представляете, как утомительна популярность моя актерская. К примеру — к Новому году до тысячи приветствий, сижу, как каторжная, пишу ответы любезные… Старая для того, чтобы радоваться всему суетному»…

«Я в этот мир пришел – богаче стал ли он?
Уйду – великий ли потерпит он урон?
»…(Хайям)

Мир имени Раневской


ПОД МАСКОЙ ЦИНИКА

Ранимая, отважная, бойкая, нежная наполненность Раневской никого не оставляла равнодушным. В ней уживались два человека: циник и лирик.

Я не прошу ни мудрости, ни силы.
О, только дайте греться у огня!
(Ахматова)

Веселая циничность ограждала её от внутренней боли, а великодушие к близким сглаживало одиночество. Будучи театральной актрисой Раневская стремилась к живости переданного в зал образа и как могла защищалась от возможных нелицеприятных отзывов. Хотя она более чем спокойно относилась к критике, её волновала каждая запятая в точности сыгранной роли.

…Увы, приходится пред тем, кто ниже, гнуться
Иль называть того, кто равен, "господин".
(Хайям)

Долгое время королева «Вишневого сада» не принимала кино как вид искусства. Ей казалось невозможным строить жизнь героя, повторяя прожитое из дубля в дубль. Но из-за внутренней творческой нереализованности она стала богиней эпизода и живой юмореской советского кино. Показательный случай из жизни Раневской вылился в самостоятельный анекдот: узнав, что ее знакомые идут сегодня в театр посмотреть ее на сцене, Фаина Георгиевна пыталась их отговорить:
— Не стоит ходить: и пьеса скучная, и постановка слабая… Но раз уж все равно идете, я вам советую уходить после второго акта.
— Почему после второго?
— После первого очень уж большая давка в гардеробе.

Подводя итоги, Раневская говорила: «Я родилась недовыявленной и ухожу из жизни недопоказанной. Я недо…»

Мир имени Раневской


ТАКАЯ, КАКАЯ ЕСТЬ

«Я, в силу отпущенного мне дарования, пропищала как комар».

Маленькая Фаина получила образование согласно статусу и достатку семьи. Ее отец - Гирши Фельдман - крупный торговец и владелец фабрики сухих красок, был уважаемый, богатый и известный в Таганроге человек. Отец ругал будущую легенду театра за плохую учебу и заставлял заниматься. Назло ему она была малоусидчива и не внимательна. Из Мариинской гимназии г. Таганрога, где Фельдман показала неудовлетворительные знания по математике, она, как хроническая двоечница, была исключена. Предмет был отражением мещанского купеческого быта, что Раневская полностью отвергала и, говоря словами обожаемого ею Бабеля, она «не могла навидеть». И просто пошла против системы.

«Одна из трагедий искусства – это великое множество людей, которые обманувшись этой преходящей легкостью, решили посвятить творчеству всю свою жизнь. С возрастом выдумка их иссякает, и они, упустив время для приобретения более прозаической профессии, год за годом мучительно стараются выбить их своего усталого мозга ту искру, которой он уже не может дать». (Моэм)

Искрой и поплавком на поверхности бурлящей жизни для Раневской был юмор. Неоднозначно, но точно писал Бабель будто бы о Раневской: «Шакал стонет, когда он голоден, у каждого глупца хватает глупости для уныния, и только мудрец раздирает смехом завесу бытия». Но маска клоунессы оказалась посмертным портретом величайшей театральной актрисы и мастерицы киноэпизода. Нестандартная внешность, глубочайший трагифарс в игре сделали её непохожей на десятки других значимых личностей. «Нужно хорошо «вязать чулок своей жизни» и – не помышлять о нереальном»…, - говорил Розанов - горячо любимый актрисой в конце её большого жизненного и творческого пути. Она не боялась смеяться над собой и этим заслужила признание благодарных потомков.

«Меняем реки, страны, города...
Иные двери... Новые года...
А никуда нам от себя не деться,
А если деться - только в никуда
». (Хайям)

Мир имени Раневской


МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ФАИНЫ РАНЕВСКОЙ

* 16 мая 2008 года в Таганроге официально был открыт памятник Фаине Раневской по проекту скульптора Давида Бегалова и прошел с огромным успехом театральный фестиваль «Великая провинция» в честь актрисы.

* В 2008 г. был найден неизвестный фильм «Родные берега» 1943 г., снятый в стиле военных киносборников. В одной из новелл «Три гвардейца» участвовала Фаина Георгиевна. В фильме она играет нехарактерную для себя роль директора музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, интеллигентную женщину, которая не смогла бросить музей и поехать в эвакуацию. В картине есть сцена неравной схватки героини Раневской с немцем, из которой она выходит победительницей. В начале и в конце новеллы актриса читает стихи Ахматовой. Это была первая главная роль Фаины Георгиевны.

* В 40-е годы, в годы эвакуации Анна Ахматова передала Раневской на хранение рукописи своих стихов. Стихи не были переписаны. Позднее их уничтожила сама Ахматова.

* Дом, на котором с 1986 года висит памятная табличка в память об актрисе, внесен в реестр объектов культурного наследия, ему присвоен статус памятника культуры.

Мир имени Раневской

Анастасия Шишкина

обсуждение >>

№ 3
Rosomaha (Москва)   13.05.2017 - 02:10
" В ней уживались 2 человека : циник и лирик" ... Мне кажется, что по этому поводу очень точно сказал М. Задорнов: "Циник - это уставший романтик" . Это не 2 человека, это один, но... читать далее>>
№ 2
vladveal   2.09.2016 - 00:42
... Соглашусь. Чёрно-белые кадры смотрятся естественней... читать далее>>
№ 1
С ветром (Москва)   27.08.2016 - 10:39
Легендарная актриса, великий ум и талант. Авторам сообщения: текст хороший, но искусственно раскрашенные кадры очень режут глаз леденцовой ненатуральностью. Возьмите лучше изначальные чёрно-белые. читать далее>>

Афиша кино >>

комедия, мелодрама, приключения, фэнтези
Япония, 1992
боевик, комедия, триллер
Великобритания, США, 2024
драма
Бельгия, Италия, Франция, 2024
драма, мистика
Бельгия, Нидерланды, Норвегия, 2024
боевик, приключения, фэнтези, экранизация
Китай, 2024
детектив, драма, криминальный фильм
Гонконг, Китай, 2024
боевик, научная фантастика, приключения
Россия, 2025
комедия, мелодрама
США, 2023
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram