10 лучших столичных театров, в которые стоит купить билет
Сегодня в Москве работает около 170 театров. Глаза разбегаются. Куда мчаться? Кто-то ходит по рекомендации, кто-то на любимых актеров, режиссеров, авторов пьес, кто-то - пугается и не ходит. К Дню Театра, который отмечают 27 марта, мы подготовили для наших читателей выборку из десяти столичных театров, куда стоит пойти интеллигентному человеку. Выборка субъективная, как и любой список из такого числа вариантов. Держать сильные чувства к этим или другим площадкам, особенно в День театра, не стоит: пишите в комментариях, куда и почему ходите вы.
*
Театр им. Евгения Вахтангова
официальный сайт
Отыгравший в прошлом году юбилейный, 95-ый, сезон театр зародился еще в 1913 году как Студенческая драматическая студия под руководством ученика Станиславского, актера и режиссера Художественного театра Евгения Вахтангова. В 1917 году студии (именуемой уже Третьей студией МХАТа) передали нынешнее здание, построенное в середине XIX века.
Курс нынешнего Вахтанговского театра задает выдающийся литовский режиссер
Римас Туминас, занявший пост художественного руководителя в 2007 году (еще один юбилей - десять лет у руля). В холле театра можно приобрести две книги, посвященных его спектаклям: одна - про поставленные в Литве, вторая - про российские работы.
Что посмотреть: Наряду с постановками Туминаса, которые остаются лицом театра в течение последних десяти лет («
Дядя Ваня», «
Маскарад», «
Евгений Онегин»), стоит обратить внимание на «
Бег» прославленного режиссера
Юрия Бутусова, а также на плоды сотрудничества с театром
Владимира Мирзоева («
Безумный день, или Женитьба Фигаро», «
Сирано де Бержерак»).
*
Московский театр Мастерская Петра Фоменко
официальный сайт
Петр Наумович Фоменко набрал студентов в режиссерскую мастерскую ГИТИСа в 1988-м, в 1993-м выпускники этого курса стали костяком молодого театра. Спектакли Фоменко столичные и не только театралы полюбили за легкое дыхание, «Мастерская» надежно закрепилась на театральной карте города, где с достоинством занимает не последнее место уже четверть века. Почти четыре года назад Петра Наумовича не стало, но под руководством нового худрука -
Евгения Каменьковича - дело его живет.
Что посмотреть: классические отечественные тексты в постановке Фоменко («
Волки и овцы», «
Одна абсолютно счастливая деревня», «
Война и мир: Начало романа»), спектакли нынешнего худрука Евгения Каменьковича (шестичасовой «
Улисс», «
Дар», «
Гиганты горы»), а также «
Пять вечеров» в постановке
Виктора Рыжакова с
Полиной Агуреевой и позднюю пьесу
Ивана Вырыпаева «Летние осы кусают даже в ноябре», решенную норвежским режиссером
Сигрид Стрём Рейбо, учившейся в ГИТИСе у
Сергея Женовача.
*
«Гоголь-центр»
официальный сайт
Бывший Московский драматический театр им. Н. В. Гоголя, основанный в 1925 году и незадолго до столетнего юбилея переживший реорганизацию и перезапуск в качестве Гоголь-центра. Художественного руководителя прежнего театра
Сергея Яшина (руководил с 1987-го по 2012-ый) сменил
Кирилл Серебренников, взявший курс на более современные театральные практики. Костяком новой труппы стала «Седьмая студия» - ученики режиссера с актерско-режиссерского курса в Школе-студии МХАТ. На территории «Гоголь-центра» также стали проводиться лекции и кинопоказы («Гоголь-кино»).
Что посмотреть: спектакли Кирилла Серебренникова, одного из самых известных «новых» отечественных режиссеров (
«Мертвые души», «Кому на Руси жить хорошо» премьерная «
Машина Мюллер»), «
Хармс. Мыр»
Максима Диденко, «
Братья»
Алексея Мизгирева (адаптированный для современной российской сцены драматургом
Михаилом Дурненковым классический фильм
Лукино Висконти «
Рокко и его братья»).
Альтернатива:
Электротеатр «Станиславский» и
Центр им. Вс. Мейерхольда, где также исследуют границы театрального искусства. Первый, под руководством
Бориса Юхананова, больше внимания уделяет зарубежным пьесам (от Еврипида и Кальдерона до Гёббельса и Бойчева), второй обращается не только к мировой драматургии, но и литературе отечественной (Исаак Бабель, Саша Денисова, Наталья Ворожбит).
*
Театр.doc
официальный сайт
Главный источник вербатима и документального театра, созданный в 2002 году драматургами
Михаилом Угаровым,
Еленой Греминой и
Александром Родионовым. В течение десятилетия Театр.doc находился в творческом движении, живо реагируя на мир вокруг, а с конца 2014 года был вынужден прийти в движение и буквально - уже дважды театр вынудили переезжать из-за отказа в продлении аренды.
Что посмотреть: один из хитов последнего сезона «
24+» Михаила Угарова, написанный совместно с
Максимом Курочкиным и поставленный со студентами МШНК, «
Молчи, Эдип» (Владимир Мирзоев, вновь по тексту Курочкина), «
150 причин не защищать родину» Елены Греминой (пьеса и постановка), а также «
Язычники»
Валерии Сурковой по пьесе молодого драматурга
Анны Яблонской, погибшей в результате теракта в Домодедово пять лет назад («Язычников» также ставят в Театре Ермоловой).
Альтернатива:
«Практика» - еще одна экспериментальная площадка, с которой связаны не только имена режиссера и основателя театра
Эдуарда Боякова, но и драматурга и режиссера Ивана Вырыпаева - одного из видных имен ускользающей от определения «новой драмы».
*
Государственный театр Наций
официальный сайт
Театр находится в здании, в 1885 году принадлежавшем Русскому драматическому театру Корша, который смог создать первый долгоиграющий театральный проект после отмены царской монополии. В нынешнем виде театр существует с 2006 года: с художественным руководителем
Евгением Мироновым, но без постоянной труппы. Индивидуальная и самобытная практика ГТН заключается в привлечении больших режиссеров со своими командами. Так, в стенах Театра Наций успели поработать известные отечественные и иностранные постановщики -
Эймунтас Някрошус,
Роберт Уилсон,
Явор Гырдев,
Томас Остермайер, Робер Лепаж,
Андрей Могучий,
Константин Богомолов,
Дмитрий Волкострелов и другие.
Что посмотреть:
«Метод Грёнхольма» болгарина Явора Гырдева («
Дзифт»), «
Калигула» литовского «сумрачного гения» Эймунтаса Някрошуса, «
Гамлет. Коллаж» Робера Лепажа, «
Сказки Пушкина» Роберта Уилсона (в последних трех играет Евгений Миронов, у Уилсона - рассказчика), премьерный «
Идиот»
Максима Диденко.
*
МХТ им. Чехова
официальный сайт
Один из столпов отечественного театра, наследующий (вместе с МХАТом им. Горького) Художественному театру, основанному еще Константином Сергеевичем Станиславским и Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко в 1898 году. Про тот театр написано много книг и исследований. В 30-е годы МХАТ заслужил статус «витрины режима», а в 1987 году раскололся на две части. Художественный руководитель
Олег Ефремов встал у руля уже МХТ им. Чехова и начал перерождение театра. В 2000 году пост художественного руководителя занял
Олег Табаков, который также не дает МХТ забронзоветь.
Что посмотреть: репертуар МХТ отличается особым разнообразием - от многослойного вызывающего китча
Константина Богомолова («
Карамазовы», «
Идеальный муж. Комедия») до хаоса «
Зойкиной квартиры» Кирилла Серебренникова, от трехчасовой версии «
Мастера и Маргариты»
Яноша Саса до водевиля «
№13D»
Владимира Машкова по Рэю Куни (перезапуск успешного спектакля 2001-го), от «
Пьяных»
Виктора Рыжакова по пьесе Вырыпаева до «
Обрыва»
Адольфа Шапиро по Гончарову, от дерзких спектаклей Александра Молочникова на Малой сцене («19.14», «
Бунтари») до практически моноспектакля
Константина Хабенского («
Контрабас» режиссера
Глеба Черепанова по Зюскинду).
*
Московский драматический театр им. А. С. Пушкина
официальный сайт
Получивший в 1950-м нынешнее название, Пушкинский театр начался на Тверском бульваре еще в 1914-м как Камерный театр Александра Таирова, который открыл его «Сакунтулой» индийского автора Калидасы. В 2000-е им руководили
Юрий Еремин, ученик Олега Ефремова
Роман Козак, а с 2010 года место художественного руководителя занимает
Евгений Писарев. Режиссер не только привлек в театр новых хороших постановщиков, но и в 2013-м устроил редизайн - изменился стиль афиш, номерков, сайта театра.
Что посмотреть: в стенах Театра им. Пушкина
Владимир Меньшов поставил «
Любовь. Письма» (спектакль на двоих, где главные роли исполняют сам Меньшов и
Вера Алентова). Евгений Писарев ставит Шекспира («
Много шума из ничего»), Бомарше («
Женитьба Фигаро») и Григория Горина (премьерный «
Дом, который построил Свифт»). Владимир Мирзоев поставил «
Вишневый сад» с
Викторией Исаковой и
Александром Петровым, а Юрий Бутусов - «
Доброго человека из Сезуана» (режиссер также изредка привозит в Москву из Санкт-Петербурга грандиозный, сложный спектакль «
Макбет. Кино»).
*
Московский академический театр им. Вл. Маяковского
официальный сайт
Историческое здание театра возвели еще в 1886 году - чтобы принимать именитых гастролеров (здесь выступали Сара Бернар и Элеонора Дюзе), после революции его именуют Театром революционной сатиры (1920) и Театром революции (1922). Последним два года руководил изобретатель биомеханики и авангардист
Всеволод Эмильевич Мейерхольд, пока не ушел заниматься своими театральными опытами на другие площадки. Между нынешним худруком «Маяковки» и Мейерхольдом - девять десятилетий, за которые театром руководили Попов, Охлопков, Гончаров и Арцибашев. В 2011 году начинает формироваться нынешний стиль театра - под руководством литовского режиссера
Миндаугаса Карбаускиса. Стиль заинтересованный и ищущий - и вербатим, и современная драматургия, и классика.
Что посмотреть: нередко лицо театра - спектакли художественного руководителя. Это справедливо для «Маяковки», спектакли Карбаускиса всегда привлекают много внимания - «
Таланты и поклонники» по Островскому, «
Кант» по Марюсу Ивашкявичусу, «
Господин Пунтила и его слуга Матти» по Брехту. Много «экранного времени» худрук доверяет молодому режиссеру
Никите Кобелеву - «
Враг народа», «
Декалог на Сретенке» (бродилка в десяти заповедях, собранная из переработанных Сашей Денисовой диалогов с людьми на улице), «
Бердичев» по Фридриху Горенштейну. Еще одна видная постановка - «
Август. Графство Осейдж»
Гиртса Эциса по известной пьесе современного сценариста и драматурга Трэйси Леттса.
*
Школа Драматического Искусства
официальный сайт
Основатель ШДИ
Анатолий Васильев предложил своим актёрам, публике и всему театральному сообществу уникальную художественную модель: «Лаборатория — Школа — Театр», подразумевающую постоянный поиск, эксперимент и обучение. Такая концепция породила новый художественный стиль, реализующийся не только в его лабораторных и крупномасштабных постановках ШДИ, но даже и в самой архитектуре здания, похожего, скорее, на музей современного искусства, нежели на классический театр. Четыре необычных зрительных зала, а также все основные функциональные блоки связаны друг с другом Атриумом - зрительским фойе под прозрачным сводом, - будто «внутренней улицей». Своеобразная атмосфера позволяет ставить здесь уникальные спектакли как приглашенным режиссерам, так и руководителям четырех художественных лабораторий: театральному художнику и режиссеру
Дмитрию Крымову, актеру и режиссеру
Игорю Яцко, хореографу и режиссеру
Константину Мишину, музыканту и режиссеру
Петру Айду.
Что посмотреть: Если вы никогда не были в ЩДИ, стоит начать с постановок Крымова (
«Своими словами. Пушкин. Евгений Онегин», «Смерть жирафа», «Сэр Вантес. Донкий Хот», «Демон. Вид сверху»), представляющих собой удивительные полусерьезные фантазии на классические литературные произведения - Шекспира, Пушкина, Бунина, Чехова - и рассказанные не драматическими актерами, а художниками-сценографами. В эти выразительные невербальные и практически всегда неповествовательные угадайки влюбляются как взрослые, так и двухлетние дети, налету схватывающие эмоциональную ткань спектаклей. Более сложные по темам и постановке - «
Опус № 7», «
Оноре де Бальзак. Заметки о Бердичеве», «
Горки-10», «
Тарарабумбия» того же Крымова. А зрителям, готовым к экспериментам, можно сразу на акустический спектакль «
Звуковые ландшафты» Петра Айду, хоровую оперу «
Гвидон» Александра Огарева и Олега Глушкова или мистерию «
Вишневый сад» Игоря Яцко.
*
РАМТ
официальный сайт
За почти столетнюю историю РАМТ сменил три названия: Московский театр для детей (1921 год,
Наталия Сац в здании бывшего кинотеатра «Арс» ставит «Жемчужину Адальмины», отсюда начинается отсчет), Центральный детский театр (ЦДТ, 1936 год, театр переезжает в помещение бывшего МХАТ II) и уже Российский академический Молодежный театр (1992 год, смена названия произошла при
Алексее Бородине, который занял место худрука после череды разных замечательных руководителей - Дудина, Шах-Азизова, Кнебель, Полупарнева).
Что посмотреть: За последнее десятилетие самыми видными работами РАМТа считаются постановки пьес
Тома Стоппарда (монументальная трилогия «
Берег утопии», на репетиции которой приезжал сам драматург, и Rock’n’roll). Здесь также ставят Дэниэла Киза («
Цветы для Эджернона»
Юрия Грымова), Кейт ДиКамилло (
«Кролик Эдвард» Рузанны Мовсесян), Тимура Кибирова («
Лада, или Радость»
Марины Брусникиной), Бориса Акунина («
Инь и Ян. Белая версия»
Алексея Бородина) и Эбби Манн («
Нюрнберг» Алексея Бородина).
обсуждение >>