Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Ад на колесах: гид по киновселенной «Безумного Макса»

25 мая
2024 год
5
6
8
11
12
16
17
19
21
22
23
24
26
27
28
30
 
 
 
2
3
4
5
6
7
8
9
12
13
15
16
17
18
19
21
23
24
25
26
27
29
 
 
 
 
3
5
6
8
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
25
26
28
29
30
4
5
6
7
8
9
10
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
25
26
28
29
 
 
1
3
5
6
7
8
9
11
13
17
20
22
23
24
25
26
27
28
30
 
 
 
 
 
3
4
5
8
10
15
16
17
18
20
21
22
23
24
25
27
28
3
5
6
7
9
10
11
12
13
16
17
18
19
20
22
24
25
28
29
 
 
 
1
3
4
6
7
8
9
10
11
13
14
15
17
19
21
23
24
26
27
30
31
 
 
 
 
 
 
3
4
5
6
8
9
10
11
12
13
16
17
19
20
22
23
25
26
27
28
29
 
3
4
5
6
7
9
11
12
13
15
16
17
18
19
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
3
4
6
8
9
10
11
13
15
19
20
21
24
26
27
29
30
 
 
 
 
 
 
3
4
6
9
10
16
17
18
19
20
21
22
25
26
29
30
31
Все рубрики

Мнение >>

В международный прокат вышла «Фуриоса» — новый фильм в постапокалиптической вселенной «Безумного Макса», сочиненной Джорджем Миллером более 40 лет назад. С тех пор дебютант из Австралии успел стать глыбой на родине, покорить Голливуд, разочаровать поклонников и триумфально вернуться на «Дорогу ярости», с которой не планирует сходить, как и его самый известный киногерой — газующий на топливе отчаяния и мести Макс Рокатански.

Ад на колесах: гид по киновселенной «Безумного Макса»

Первая картина о бывшем полицейском в жестоком мире чистогана вышла в далеком 1979 году, а главную роль сыграл молодой Мэл Гибсон. За шесть лет история про воина дорог превратилась в трилогию, а миллеровский постапокалипсис разросся до полноценной вселенной: четвертый фильм (уже с Томом Харди в роли Макса) неожиданно вынырнул из кювета спустя 30 лет забвения, а его события разворачивались примерно между первой и второй картинами. Несмотря на издевательски цикличный сюжет, в этой части о нестройной географии нового мира, выросшего на руинах людской цивилизации, рассказывалось едва не больше, чем во всех предыдущих. Наконец, повествование «Фуриосы», изначально задумывавшейся как аниме, забирает еще немного вбок: теперь Миллер решил прояснить биографию титульной пустынной валькирии, которую в «Дороге ярости» играла Шарлиз Терон, а в сольном фильме воплотила Аня Тейлор-Джой. Мы решили вспомнить, как закалялась австралийская сталь и рождалось одно из самых выразительных предостережений человечеству. Необходимая шпаргалка дожидалась своего часа в гараже — с момента премьеры четвертого фильма.

Читать Прекрасный день, чтобы умереть: читать рецензию на «Дорогу ярости»

Фильмы

«Безумный Макс» (1979)

Ад на колесах: гид по киновселенной «Безумного Макса»

Началось всё в недалеком (для 1979-го) будущем, когда мир еще не погрузился по колено в песок, но разгул беззакония превратил Австралию и другие страны в дистопичные копии себя. Люди гибнут не за идею или металл, но бензин - самую большую ценность, а ты - это твоя машина. Макс Рокатански (Мэл Гибсон) — неудержимый и молодой офицер Основного Силового Патруля, который днем отлавливает бандитов с большой дороги, а вечером предается беззаботности с женой (Джоанн Сэмюэл) и сыном. Жизнь Максу и остальным патрульным сильно осложняют байкеры под руководством Пальцереза (Хью Кияс-Бёрн), сменивший на посту лидера почившего в огне Ночного ездока (Винсент Джил) - анархиста и отморозка. Банда решает отомстить за экс-вождя, а затем натыкается на отдыхающих жену и сына Рокатански. Ничем хорошим это не заканчивается, а Макс становится по-настоящему безумным (чего всегда и опасался).

Полнометражный дебют Джорджа Миллера, снятый за 350 тысяч австралийских долларов, а собравший 100 миллионов долларов американских (рекорд прибыльности, побитый «Ведьмой из Блэр» лишь спустя два десятилетия), прорастал из настоящего сора. Денег не хватало, сценарий приходилось переписывать на ходу, в дело шли списанные полицейские машины, перекрашенные по 100 раз, а в роли байкерской банды бесплатно снялась вооруженная до зубов байкерская банда, за которой охотилась местная полиция. Воинам дорог потом отошла часть мотоциклов «Кавасаки», которые, вместе с двухколесными «Хондами», для съемок предоставили бесплатно.

Читать Кино Австралии: не въезжай, убьет!
«Безумный Макс: Воин дороги» (1981)

Ад на колесах: гид по киновселенной «Безумного Макса»

Бюджет в 4,5 миллиона австралийских долларов и груз ответственности заставили Джорджа Миллера в сиквеле «Безумного Макса» всё-таки считаться со зрителем и четче проговаривать историю. Так появляется эпилог с голосом за кадром, который описывает наступление постапокалипсиса и кратко пересказывает события первого фильма. Конец света приходит через несколько лет после гибели родных Рокатански, в мире вспыхивают восстания, власти не справляются — и вскоре всё становится совсем грустно. В еще более выжженной пустыне продолжается ад на колесах: борясь с бандитами за топливо, Макс встречает изобретателя в розовых кедах (Брюс Спенс), сконструировавшего автожир, но не может без бензина его поднять. Следом смурной одиночка втягивается в противостояние поселенцев, которые смогли добыть много топлива, и байкерской секты во главе с человеком в железной маске - лордом Гумунгусом (Кьелл Нильсон).

Повествование ведется от лица дикого мальчугана (Эмиль Минти), который во время второго пришествия Макса по большей части рычал, скалился и метал во врагов серебристый бумеранг. Его воспоминания обрываются на том месте, где пути поселенцев под руководством уже человека в розовых кедах и воина дорог расходятся. Макс начинает обращаться в легенду.

Читать Смерть Эго: кто, куда и зачем едет в американских роад-муви
«Безумный Макс 3: Под куполом грома» (1985)

Ад на колесах: гид по киновселенной «Безумного Макса»

У последнего фильма с Мэлом Гибсоном еще в три раза вырос бюджет (12 миллионов австралийских долларов), а также появилась звезда второго плана (дополнительным рекламным манком выступила Тина Тернер), но историю Безумного Макса унесло куда-то в сторону от дорог и погонь, то есть самой сути предприятия. Миллер потерял интерес к франшизе и сначала собирался лишь продюсировать картину, сбросив обязанности режиссера на Джорджа Огилви, но после гибели друга и соавтора Байрона Кеннеди, который разбился на вертолете во время выбора натуры, решил всё-таки войти в знакомый песок третий раз.

События «Купола грома» разворачиваются через 13 лет после «Воина дороги» (можно только гадать, какой это приблизительно год). Макс лишается средства передвижения в лице автомобиля, ведомого верблюдами (его недружественно уводит пилот автожира из второй части), и направляет стопы в виднеющийся на горизонте городок Бартертаун, где у людей два развлечения: собственно, обмен – и смертельные поединки один на один под куполом грома. Местная владычица Тетушка Энтити (Тернер) плотоядно улыбается незнакомцу и предлагает — в обмен на бензин и другие приятности — решить её спор о власти с влиятельным конкурентом. В Бартертауне энергию вырабатывают благодаря свиному навозу, и руководящий этим процессом МастерБластер – тандем карлика Мастера (Анджелло Росситто) и могучего великана Бластера (Пол Ларссон)), который носит его на плечах, - претендует на звание реального правителя города. Одолев исполина под куполом, Макс не решается добить, как оказалось, человека с разумом младенца, за что подвергается наказанию Гулагом – изгнанием в пустыню. Там его случайно находит девушка Саванна (Хелен Бади), чье племя живет в оазисе и верит в Город завтрашнего дня (Tomorrowland), куда на самолете забрали всех достойных. За его посланника группа побеленных сектантов-детей и принимает Макса, который старательно пытается развеять их иллюзии. Макс же, чья историю в этот раз рассказана от лица Саванны, снова уходит в закат, пока голос за кадром повторяет, что «это история не одного человека, это история всех нас».

Читать Это всего лишь конец света: 10 аниме в постапокалиптических мирах
«Безумный Макс: Дорога ярости» (2015)

Ад на колесах: гид по киновселенной «Безумного Макса»

Проект мечты Джорджа Миллера, который пережил десятилетие простоя в гараже (съемки должны были стартовать еще в начале 2000-х) и по прихоти режиссера вместился между первым и вторым фильмами. У «Дороги ярости», в отличие от трилогии с Гибсоном, нет проблем с сюжетом и бюджетом: это грохочущая, яркая, лихо придуманная и объединяющая все идеи прошлых картин опера на колесах, где Гибсона сменил Харди, но сделал это довольно скромно – с минимумом реплик и ролью, скорее, харизматичного талисмана, чем двигателя сюжета.

Дистопия будущего сменилась постапокалипсисом: люди гибнут за бензаг, Макса Рокатански обуревают призраки прошлого, а затем ловят измазанные мелом безумцы из племени Несмертного Джо (Хью Кияс-Бёрн) – предположительно всё-таки выживший после первой части Пальцерез, сколотивший на останках цивилизации ужасную империю. У него есть сыновья и армия выкрашенных в белый бойцов (воины полураспада), готовых в любую секунду отправиться в Вальгаллу к несмертным ради вождя. Среди них выделяется бритоголовая Фуриоса (Шарлиз Терон) — обладательница механической руки и тяжелого взгляда. За рулем боевой фуры она решает сбежать из адской Цитадели, прихватив весь гарем Джо (пять юных дев), которые, вслед за предшественницами, без остановки рожают ему наследников: от болезных и низеньких до сравнительно здоровых крепышей. Сам Несмертный отправляется в погоню за изменницей, а за ним и весь караван обезумевших любителей Вальгаллы. В гудящей толпе выделяется Накс (Николас Холт) — ярый фанатик, раненый в предыдущем бою и подпитываемый кровью Безумного Макса. Донора приходится взять с собой — и огромная гонка по пустыне превращается сначала в множественные попытки бегства, а потом — в историю искупления.

Читать Горячие. Плотские. Твои: 10 фильмов, чьи события разворачиваются в пустыне

Персонажи

Макс Рокатански (Мел Гибсон / Том Харди)

Ад на колесах: гид по киновселенной «Безумного Макса»

Получивший фамилию в честь австрийского патологоанатома Карла фон Рокитанского, Безумный Макс, чье лицо в первом фильме зритель видит примерно на 12 минуте, возникает в киновселенной Миллера как круто сваренный герой, а затем медленно костенеет и бронзовеет, с каждой картиной всё больше превращаясь в циничного, но чуть ли не былинного персонажа, легенды о чьих похождениях пересказывают очевидцы. От человеческой личности Макса с каждым фильмом остается всё меньше: во второй картине уже не звучит его фамилия, в третьем — он представляется на манер Одиссея («Неважно»).

В человеке без имени легко видеть героя, посланника небес («Купол грома» заимствует этот мотив из встречи ацтеков с первыми конкистадорами), закоренелого парня из вестерна, пройдоху-сыщика из нуара, одинокого самурая или ронина (если в качестве хозяина рассматривать семью или государство). В «Дороге ярости» Макс всё-таки называет свое имя, а голос за кадром напоминает фамилию, но большую часть экранного времени он уже существует не как главный герой, но придаток к чужой судьбе — попытке к бегству Фуриосы и жен Несмертного Джо. Макс Рокатански — человек без свойств, грязный ангел, персонаж, который приходит и молча исправляет всё (лишь за бензин и свободу), герой нескольких жанров и стилистических ответвлений. В конце концов, свободный дух веет там, где хочет.

Читать Сын Самурая: модернист-экспериментатор Акира Куросава

Злодеи


Пальцерез (Хью Кияс-Бёрн, «Безумный Макс»)

Ад на колесах: гид по киновселенной «Безумного Макса»

Лидер банды байкеров, человек со сравнительно добрым лицом и злыми глазами, возглавляющий шайку садистов и, как водится, самый страшный из них. Настоящий вожак небольшой, но безумной стаи.

Лорд Гумунгус (Кьелл Нильсон, «Безумный Макс 2: Воин дорог»)

Ад на колесах: гид по киновселенной «Безумного Макса»

Великан в железной маске, глава загадочной банды сектантов, которые исповедуют те же принципы, что и байкеры из первого фильма, но обременены практически религиозной верой в лидера.

Тетушка Энтити (Тина Тернер, «Безумный Макс 3: Под куполом грома»)

Ад на колесах: гид по киновселенной «Безумного Макса»

Глава города Бартертаун, эдакая очень властолюбивая губернаторша, мечтающая об абсолютном подчинении. Вновь злые глаза выдают в улыбчивой афроамериканке очередного тирана, с которым Максу приходится столкнуться на пути к свободе от оков рухнувшей цивилизации.

Несмертный Джо (Хью Кияс-Бёрн, «Безумный Макс: Дорога ярости»)

Ад на колесах: гид по киновселенной «Безумного Макса»

Предположительно - переродившийся Пальцерез, чье тело теперь обезображено ожогами и прочими болячками, волосы поседели, а стремление к власти породило целую империю полураспада, где обитают чтящие его за бога фанатики, рабы и гарем. Образцовый тиран, суммирующий все государевы комплексы, которые когда-либо с усмешкой изображал Миллер.

Читать «Ты должен был бороться со злом, а не примкнуть к нему»: как философия стоицизма привела джедаев к краху

Мифология


Не время для героев, а доброта и надежда — вредные иллюзии

Ад на колесах: гид по киновселенной «Безумного Макса»

Несмотря на финансовые пертурбации, монтаж на дому и прочие неприятности, Миллеру и Кеннеди еще в первом фильме удалось отчасти реализовать мечту о самурайской постапокалиптике (хотя «Макс» лучше коррелирует с вестерном), стильно презентовать молодого и неизвестного Мэла Гибсона, а также запустить развенчание мифа о настоящем Герое, в которого уже не верят как жители нового скорбного мира, так и кинозрители.

В начале первого фильма Макс в шутку примеряет маску чудовища, в глубине души опасаясь, что он на самом деле и есть тот монстр, которого от байкеров отличает лишь полицейский значок. В дальнейшем он творит порой ужасные вещи, строит из себя циника, но почти всегда, прикрываясь шкурным интересом, всё-таки помогает тем, кому надо, получая в обмен тяжелые увечья и своеобразную славу (в финале он обязательно уходит со сцены, чтобы не почивать на лаврах). В «Дороге ярости» Рокатански также заявляет, что надежда — вредная штука, но сам же уповает на лучшее.

Читать Первобытный страх: фильмы ужасов, которые вдохновлены мифологией
Субкультуры, секты и тираны

Ад на колесах: гид по киновселенной «Безумного Макса»

«Безумный Макс», с первой части пропитанный любовью и уважением к Энтони Бёрджессу и его «Заводному апельсину», - это цирк переполненных адреналином ряженных, которые мчатся в опасной близости друг от друга не в решетчатом шаре, но в исполосованной дорогами пустыне. Беспечные ездоки внешне напоминают героев «Юбилея» Дерека Джармена, говорят почти на надсате, а по сути — Ангелы ада 2.0. Разрисованные и необузданные садисты не чураются насилия любого толка, собирая под крылом и наркозависимых, и тех, у кого серьезные проблемы с менталкой, и гомосексуалов (о гендере в мире «Макса» читайте ниже). В дальнейшем банды оборванцев сменили сектанты и мини-авторитарные режимы, но изначально самая темная сторона вселенной Миллера родилась из интереса к субкультурам, замешанным на насилии и адреналине.

Галерея деспотов во вселенной «Безумного Макса» включает и лидера шайки, и самопровозглашенного пророка, и алчную до власти женщину. В «Дороге ярости» прямо звучат лозунги «Мы больше не будем рождать тиранов» (надпись на стенах пещерного гарема), а Несмертный Джо усугубляет социальную дифференциацию, насаждая «детям полураспада» культ не только личности, но и что-то среднее между скандинавским верованием (воин, погибший в бою, отправляется в Вальгаллу) и китайской философией (сказания о чибургере можно воспринять как ироничную ссылку на энергию чи).

Читать Зимой и летом — конец света: новейшие постапокалиптические сериалы
Социальное неравенство и гендер

Ад на колесах: гид по киновселенной «Безумного Макса»

Помимо деления на тиранов и безвольных подчиненных, тех, у кого есть бензин, и тех, у кого - пустой бак, «Безумный Макс» описывает общество с огромной пропастью между социальными слоями. Особенно в этом преуспела «Дорога ярости», где существуют больные и нищие, прячущиеся в пустыне, и дети полураспада - медленно умирающие, но сравнительно здоровые сектанты, для которых есть больница с пунктом переливания крови и возможность с честью умереть в бою. Особняком стоит тиран Джо и его уродливые отпрыски, более-менее активные, но подключенные к кислородным баллонам. Также есть безжалостная элита вроде банкира-людоеда.

Если в первых двух фильмах про «Безумного Макса» находилось место для амазонок, а также гомосексуалов, которые наконец-то существовали наравне со всеми, то в «Дороге ярости» роль женщин возросла настолько, что героини Шарлиз Терон, Зои Кравиц, Роузи Хантингтон-Уайтли и остатки племени Тысячи матерей стали главной движущей силой картины. Механический кулак феминизма оказался удачной альтернативой зашкаливающему ужасу принудительного секс-рабства.

Читать Салем, иди за мной: 15 новых феминистских хорроров
Хэппи-энда больше нет?

Ад на колесах: гид по киновселенной «Безумного Макса»

«Безумный Макс» — это четыре невеселых притчи Джорджа Миллера в стиле дизель-панк о том, что все дороги ведут в тупик. Дебютная картина наряду со смертью Героя и превращением человека в собственный кошмар констатирует непродуктивность для анархизма, капитализма и других больших идей (не случайно гонка в начале фильма происходит на Шоссе 9, в трех километрах от которого раскинулась Anarchy road). И всё же главное, конечно, что никакие идеи не остановили человечество от возвращения в варварство: бей, беги, хватай дизель. Финалы «Воина дороги», «Под куполом грома» и «Дороги ярости» дают надежду на возрождение цивилизации, которая ни в одном из фильмов пока даже частично не оправдалась.

Читать «Подлинная история банды Келли» от австралийского режиссера Курзеля

На полях

Джордж Миллер

Ад на колесах: гид по киновселенной «Безумного Макса»

Дипломированный врач и сын греческих эмигрантов, Джордж Милиотис родился в 1945-м, в 1971-м снял с братом первую короткометражку, чуть позже познакомился на семинаре киношколы с будущим соратником Байроном Кеннеди, а через год закончил медфак Университета Нового Уэльса и продолжил снимать экспериментальный короткий метр, проходя ординатуру и работая на скорой помощи. Почти десятилетие кино и первой помощи не прошло бесследно: в 1979 году Миллер и Кеннеди при поддержке сценариста Джеймса МакКосленда перековали врачебный опыт Милиотиса и личные культурные ориентиры в легендарный постапок «Безумный Макс». Дальше Миллер умудрился снять два сиквела, вписавшись в новую австралийскую волну наравне с группой актеров и режиссеров (например, постанощики Филлип Нойс и Питер Уир, актеры Мэл Гибсон, Николь Кидман, Сэм Нилл), перебраться в Америку, приложить руку к созданию новой «Сумеречной зоны», «Иствикских ведьм», а также дилогий о поросенке Бэйбе (по мотивам книги Дика Кинг-Смита) и танцующих пингвинах «Делай ноги». Дорога длиною в 36 лет пошла на круг — и Миллер снова вернулся к Максу Рокатански, но уже с внушительными бюджетом, россыпью звезд и мощной рекламной поддержкой.

Читать Этот джинн сейчас с нами в комнате? Рецензия на «Три тысячи лет желаний» Миллера
Культурный контекст

Ад на колесах: гид по киновселенной «Безумного Макса»

Франшиза «Безумный Макс» создавалась с оглядкой как на классиков, так и современников: от Куросавы (Макс, очевидно, писался с гордых самураев и их наследников - одиноких ковбоев), Пекинпа (революционная жестокость) и Леоне (в первом фильме цитируется сцена на вокзале из «Однажды на Диком Западе») до Кубрика (костюмированный праздник насилия в «Заводном апельсине»), Копполы (в «Куполе грома» есть навозная цитата из «Апокалипсиса сегодня») и Рэйми (в течение трилогии австралиец использует ту же ползущую камеру, что стала фирменным знаком «Зловещих мертвецов», и несколько раз пускает в ход бензопилу). Другим вдохновителем был постапокалиптичный фильм «Парень и его пес», откуда явно в мир после конца света явно перекочевала собака Макса.

Сама трилогия оказала влияние на многих режиссеров: «Воина дорог» называют среди любимых картин Дэвид Финчер, Роберт Родригес, Гильермо Дель Торо и Джеймс Кэмерон, а также, например, мангака Тэцуо Хара, нарисовавший культовый «Кулак Северной звезды».

«Фуриоса: Хроники Безумного Макса». Трейлер №3 на английском языке

обсуждение >>

№ 3
Angelika77   25.05.2024 - 21:24
Прям фанаткой Макса не была. Старье с Гибсоном смотрела без восторга. Не понимаю, совершенно не цепануло. читать далее>>
№ 2
Vladislav [XzedX] (Москва)   25.05.2024 - 15:50
В международный прокат вышла «Фуриоса» — новый фильм в постапокалиптической вселенной «Безумного Макса»... И это ли не повод, чтобы вновь погрузиться в хаос постапокалипсиса, пересмотрев «Безумный Макс»? читать далее>>
№ 1
Киноман1985   25.05.2024 - 14:14
худющая, синющая Аня совсем не актриса фантастики. выбор плохой из такого количества актеров. читать далее>>
Лучшие фильмы о тюрьме
Лучшие фильмы о тюрьме
От «Побега из Шоушенка» до «Зеленой мили»: подборка о жестокости и надежде на выживание в замкнутом мире тюремной системы

Афиша кино >>

триллер, фильм ужасов
Новая Зеландия, 2024
фильм ужасов
Индонезия, 2024
драма, исторический фильм
Италия, Франция, 2024
комедия
Россия, 2025
комедия, фильм ужасов, фэнтези
Венгрия, США, 2025
комедия
Россия, 2024
Россия, 2024
мелодрама
Россия, 2023
все фильмы в прокате >>
Илья Учитель: «Папа мне никогда никакие мудрости конкретными фразами не доносил»
Интервью
Илья Учитель: «Папа мне никогда никакие мудрости конкретными фразами не доносил»
Режиссер фильма «Батя 2. Дед» – о работе на «домашней студии», богатой мимике Евгения Цыганова даже в пластическом гриме и любви, которая идет из детства и не зависит от поколений
1 комментарий
Кино-театр.ру в Telegram