Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

И всё же сбылся солнечный удар

4 марта
2015 год
 
 
 
1
2
4
6
9
10
11
12
14
16
17
18
20
21
22
26
27
29
31
 
 
 
 
 
 
2
4
5
7
8
10
11
13
15
16
17
18
19
23
24
27
28
29
 
 
 
 
 
 
2
3
4
5
7
8
9
11
13
15
17
19
21
22
24
27
29
30
 
 
2
4
5
6
9
10
13
14
16
17
19
21
22
24
26
27
30
 
 
 
 
2
5
6
8
9
10
12
14
16
20
22
23
24
25
26
28
30
1
2
5
8
9
10
11
13
14
18
19
22
25
26
28
29
30
 
 
2
3
4
6
7
9
12
15
16
17
18
20
21
23
24
27
29
 
 
 
 
 
1
3
5
6
7
8
10
12
13
14
16
19
22
23
24
28
30
 
1
3
4
5
8
9
11
13
14
15
16
17
19
20
22
23
24
26
27
29
30
 
 
 
2
3
4
5
7
8
9
12
13
14
16
17
18
19
20
22
23
24
25
26
27
28
29
31
 
 
 
 
 
 
1
3
4
7
8
10
11
12
13
14
15
17
18
20
21
22
23
24
27
28
29
30
 
1
3
5
7
8
9
10
11
12
13
16
17
19
20
21
22
23
26
27
28
30
31
Все рубрики

>>

50 лет назад вышел фильм «Гранатовый браслет»

Гранатовый браслет

Поздний период творчества отечественного режиссёра Абрама Роома примечателен не только обращением к русской классической литературе («Гранатовый браслет» по рассказу Александра Куприна, «Цветы запоздалые» по рассказам Антона Чехова, «Преждевременный человек» по пьесе «Яков Богомолов», а сценарий на основе «Врагов», тоже принадлежащих перу Максима Горького, был реализован после смерти Роома другим постановщиком - Родионом Нахапетовым). К этому списку следует непременно добавить проект экранизации рассказа «Солнечный удар» Ивана Бунина, к осуществлению которого Абрам Роом практически приступил в 1966 году, но по каким-то причинам фильм так и не состоялся.

Абрам Роом

Пожалуй, режиссёр не успел - а иначе говоря: запоздал. Поскольку именно в тот момент как бы поменялось прежнее время, когда ещё можно было себе позволить минорную, мизантропическую, обречённую ноту в повествовании об утраченной любви, которая вроде как мелькнула на мгновение, осветила внезапным светом, пронзила душу неясным томлением - и тут же пропала поспешно, исчезла безвозвратно, улетучилась в никуда, словно её и не было вообще. Впрочем, и «Гранатовый браслет» - тоже о потерянной любви, которая не может окончиться не трагически для того, кто давно и безнадежно любит, но и оставшаяся в живых испытывает ещё большее страдание, вдруг осознав, что навсегда лишилась пропущенного ею удивительно нежного и искренне верного чувства.

кадр из фильма Гранатовый браслет

Если выражаться немного витиевато - обе поведанные классиками любовные истории раскрывают парадоксальную максиму, что возможная любовь всё равно невозможна. И дело - не в одних лишь причинах социального свойства (как-то: неравенство в обществе, зависимость от каких-либо обязательств в жизни, всевозможные условности в общепринятом поведении и различные правила приличия). В рассказе Куприна как раз есть фраза о том, что истинная любовь - это трагедия, а ещё величайшая тайна. С одной стороны, предопределённость и фатальная конечность чувств, с другой - их загадочность и необъяснимость. Возникают из ниоткуда и растворяются где-то. Только что были - и в миг аннигилировались. Или напротив: будто бы ничего не произошло, любовь так и не случилась, однако у женщины, которая запоздало поняла, насколько сильно её любили, всё же остаётся непостижимо светлое ощущение, что посчастливилось прикоснуться к чему-то невообразимо прекрасному.

кадр из фильма Гранатовый браслет

Финальный этап в кинокарьере Абрама Роома, начавшийся именно с «Гранатового браслета», когда уже 70-летний постановщик словно получил второе дыхание и вновь проникся трепетностью чувств, пусть и в ином регистре, нежели в двух своих давних шедеврах «Третья Мещанская» и «Строгий юноша», знаменует неукротимое стремление творца на склоне лет высказаться о непроговоренном, поведать о прежде скрытом, признаться в ещё недопроявленном. Рискуя навлечь на себя обвинения в недопустимом сравнении, я всё-таки посмел бы сопоставить «позднего Роома» с кинематографом Лукино Висконти в его последние десять лет жизни. Вот и в «Гранатовом браслете» вовсе не случайно появляется писатель Александр Куприн, с которым делится рассказом о своей тайной любви главный герой рассказа, мелкий чиновник Георгий Желтков. А главное - всё повествование строится многоуровневым способом, начиная с современного пролога, в котором Станислав Нейгауз исполняет вторую часть второй сонаты Бетховена, оказывающейся практически одним из основных «героев» этой несбывшейся любовной истории, что поведана отнюдь не в заданном настрое largo appassionato.

кадр из фильма Гранатовый браслет

Скорее, можно было бы говорить о «медленном схождении к смерти», хотя в атмосфере фильма нет ничего тягостного и безысходного. Как ни странно, заведомая обречённость, которая угадывается уже в самом облике Игоря Озерова в роли будущего самоубийцы (и ещё из внезапных ассоциаций надо бы отметить некоторое сходство этого актёра с трагически-романтическими персонажами Жерара Филипа), позволяет нам лучше проникнуться ощущением «несчастного счастья», которое переживает маленький человек, влюбившийся в жену князя Шеина. И чувство потерянной любви, напоследок посещающее душу той, которая была обязана отвергнуть даже робкие и неискусные попытки ухаживания со стороны жертвующего собой и всем на свете, бедного и скромного обладателя редкого дара поклоняться безоглядно своей единственной возлюбленной, хоть как-то способно примирить её и нас, зрителей (кстати, посещаемость «Гранатового браслета» в 1965 году была высокой - 24,8 млн. человек), с мыслью о тщете любых надежд и мечтаний.
И всё же сбылся солнечный удар.

Сергей Кудрявцев

обсуждение >>

№ 1
Телезритель из Питера (СПб)   9.03.2015 - 13:44
Мне жаль современных девчонок , которых воспитывают на изменах, готовят к тому, что их обязательно изнасилуют, обманут и бросят, и они обязательно пройдут через тюрьму. Кроме того, они обязательно будут... читать далее>>
Поиск по меткам
Лучшие фильмы о тюрьме
Лучшие фильмы о тюрьме
От «Побега из Шоушенка» до «Зеленой мили»: подборка о жестокости и надежде на выживание в замкнутом мире тюремной системы

Афиша кино >>

комедия, семейное кино
Россия, 2025
триллер, фильм ужасов
Новая Зеландия, 2024
фильм ужасов
Индонезия, 2024
драма, исторический фильм
Италия, Франция, 2024
комедия
Россия, 2025
комедия, фильм ужасов, фэнтези
Венгрия, США, 2025
комедия
Россия, 2024
Россия, 2024
все фильмы в прокате >>
Илья Учитель: «Папа мне никогда никакие мудрости конкретными фразами не доносил»
Интервью
Илья Учитель: «Папа мне никогда никакие мудрости конкретными фразами не доносил»
Режиссер фильма «Батя 2. Дед» – о работе на «домашней студии», богатой мимике Евгения Цыганова даже в пластическом гриме и любви, которая идет из детства и не зависит от поколений
2 комментария
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен