Туда, куда мы отправляемся, дороги не нужны
21 октября 2015 года.
Эта дата, наверняка, покажется знакомой многим киноманам. Именно такое число стоит на таймере
«Делориана», когда
Марти Макфлай попадает в будущее. И мы теперь можем сравнить все задумки создателей с тем, что сбылось. А заодно отметить
30-летие
«Назад в будущее», чья премьера состоялась
3 июля 1985 года. Впоследствии картина обзавелась двумя сиквелами, анимационным сериалом, серией комиксов и множеством видеоигр. В 2010 году популярная франшиза обзавелась квестом-продолжением, состоящим из пяти эпизодов, - его выпустила компания «Telltale Games» при непосредственном участии
Боба Гейла.
Сегодня,
21 октября, во многих странах состоится премьера отреставрированной трилогии
Роберта Земекиса. Присоединится к празднованию юбилея и московский кинотеатр «Пионер», в котором показы незабываемых картин о приключениях Марти Макфлая и Дока Брауна пройдут
21 и
24 октября в рамках октябрьского цикла
«Наконец-то в кино». Культовую киносерию также увидят на большом экране жители других городов России. Кстати, к выпуску специального коллекционного издания Blu-ray с отреставрированной версией шедевра создатели приготовили сюрприз - короткометражку
«Док Браун спасает мир» с участием
Кристофера Ллойда, которую, наверняка, можно будет посмотреть на Youtube.
Но вернёмся к рассказу о детище
Земекиса.
Этого фильма могло и не быть. Долгое время в историю с путешествием во времени, где в главного героя (ещё подростка) влюбляется собственная мать, не верил никто, и только коммерческий успех
«Романа с камнем» позволил
Роберту Земекису взяться за картину под сомнительным названием «Назад в будущее», в которой нашлось место комедии, драме и рок-н-роллу.
Картину придумали два
Боба —
Земекис и
Гейл — дети
«Сумеречной зоны» и фантастических фильмов в духе
Джорджа Пэла, которые в эпоху Нового Голливуда нашли себе наречённого покровителя в лице
Стивена Спилберга. Тот сначала экранизировал один из сценариев этих ребят (военную комедию
«1941»), а потом стал исполнительным продюсером их полнометражных работ
«Я хочу держать тебя за руку» и
«Подержанные автомобили». Все эти проекты провалились в прокате, и чтобы выбить финансирование под «Назад в будущее»
Бобам пришлось очень постараться. В итоге за фильм взялась студия
Universal и лично её президент
Сид Шейнберг, чей вклад в картину оказался довольно весом: так, в частности, героиня
Лиа Томпсон была названа в честь жены
Шейнберга —
Лорейн.
Лента вышла в прокат в середине
80-х, когда делать кинофантастику стало модно: годом раньше, например, состоялась премьера крайне дешёвого по нынешним, да и по тогдашним меркам анти-хоррора
«Терминатор», чей бюджет составлял лишь треть бюджета «Назад в будущее».
Главную роль в фильме — мотыляющегося во времени и пространстве старшеклассника
Марти Макфлая — исполнил
Майкл Джей Фокс. Он тогда был звездой телесериалов (после осмыслению этого отрезка его жизни будет посвящён полуавтобиографичный фильм
«Срочно требуется звезда»), но к съёмкам в «Назад в будущее» подключился не сразу. Сначала роль Марти исполнял
Эрик Штольц. В архивных съёмках особенно остро видно, как они внешне похожи, но, по мнению
Земекиса,
Штольц сильно пережимал с драматичностью и в его игре совершенно не было юмора.
Фокс же вписался в роль идеально, хотя съёмки дались ему с невероятным трудом: парню пришлось совмещать работу над фильмом с сериалом
«Семейные узы».
Что примечательно, в «Назад в будущее» тоже немало внимания уделено семейным узам. Даже, пожалуй, можно сказать, что на этом и держится вся драматургия картины. И в этом плане «Назад в будущее» чисто спилберговская история (автор этих строк, например, в детстве был глубоко убеждён, что режиссёр фильма — сам
Спилберг). При этом камерность ленты очень органично сочетается с масштабностью приключений: судьбы героев и подчас всей вселенной вершатся в небольшом калифорнийском городишке Хилл-Вэлли, где, вроде бы, ничего толком не происходит. Впрочем, это неудивительно: метеориты, как показывает недавняя практика, тоже падают не над столицами, а над малоизвестными городами.
Тридцатилетие этого незабываемого фильма - прекрасный повод совершить путешествие в прошлое, когда фантастическое кино в прямом и переносном смысле было фантастическим. А ещё дарящим надежду, ведь «Назад в будущее» — фильм, лишённый трагичных фаталистических ноток, с безумной верой в себе.
Это картина не о путешествии во времени, а о путешествии в пространстве возможностей и о непредопределённости будущего (
«Ничьё будущее не написано. Оно будет таким, каким вы сами этого захотите!»), и в этом она, конечно, сильно рифмуется с уже упомянутым
«Терминатором».
Нет судьбы, кроме той, которую мы сами себе выбираем.
«Делориан» послушно урчит. Флюксуатор флюксуирует. Время ещё есть. Осталось разогнаться до
88 миль в час и — приключения не за горами.
И да, ищите сегодня Марти Макфлая - вдруг он прилетел!
обсуждение >>