Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Сеча на Эльбе

3 июля
2014 год
 
 
2
3
5
6
7
9
12
13
15
16
18
19
21
23
24
25
27
28
30
31
 
 
 
 
 
2
4
5
6
7
9
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 
 
 
 
 
5
7
8
10
12
14
15
19
21
23
24
26
27
29
30
 
2
4
5
8
9
10
12
13
14
16
17
18
20
21
22
24
26
27
29
30
 
 
 
3
4
5
6
8
10
12
13
14
17
21
24
25
27
29
31
 
 
 
 
 
 
2
5
6
7
8
9
10
13
14
15
17
18
19
20
22
23
24
25
27
29
30
 
2
3
4
5
7
8
10
11
12
14
15
16
17
18
19
23
24
27
28
29
30
31
 
 
 
 
3
4
5
6
14
15
19
21
22
23
25
26
28
30
31
2
3
4
6
8
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
25
26
27
30
 
 
2
3
4
5
6
8
9
10
12
13
16
18
19
20
22
23
24
28
29
31
 
 
 
 
 
3
5
8
10
11
12
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
29
30
2
4
6
7
8
9
10
12
13
15
16
18
19
21
22
24
26
27
30
Все рубрики

>>

Сеча на Эльбе

У режиссёра Григория Александрова к моменту постановки фильма «Встреча на Эльбе» уже была на счету неудачная драматическая лента «Одна семья», снятая в 1943 году в Баку и только там показанная в местном Доме кино (и потом вплоть до 1992 года она оставалась фактически на полке). Говорят, что Сталину картина не понравилась, и он не хотел, чтобы позорились перед публикой его любимцы Александров и Орлова. Однако другая некомедийная работа Григория Александрова вышла в прокат, имела большой успех в 1949 году и получила Сталинскую премию I степени, оказавшись типичным образчиком пафосной советской пропаганды, весьма показательно отражающей смену вех в условиях нарастающих тенденций «холодной войны» лишь спустя менее четырёх лет после встречи союзников на Эльбе.

Сеча на Эльбе

И действительно знаменательно, что признание отечественной публикой двух своего рода политических шпионских фильмов (правда, в «Секретной миссии» Михаила Ромма, вышедшей в 1950 году, этот сюжетный мотив противоборства двух разведок - советской и американской - выражен намного сильнее) было полностью идентичным в количественном отношении: посещаемость составила 24,2 млн. человек. Конечно, это не зрительский триумф «Падения Берлина» Михаила Чиаурели, но «Встреча на Эльбе» в целом ряде сцен, особенно с участием техники и массовки, пусть и небрежно поставленных, практически подготавливает появление «главного сталинского произведения о войне» с его довольно фальшивой идеей о том, что только Советский Союз мог принести на немецкую землю свободу и демократию.

Сеча на Эльбе

И хотя лента Александрова, снятая по сценарию Льва Шейнина (бывший следователь прокуратуры СССР успел дважды - до войны и после войны - очутиться в сталинских застенках, но каким-то образом избежал более горькой участи) и братьев Тур, повествует уже о мирных временах, она в соответствии с новыми веяниями настойчиво вдалбливает в сознание миллионов мысль о том, что встреча на Эльбе была весьма краткосрочной и как бы иллюзорной, словно в наивной сказке, а на самом-то деле «сеча в Германии» продолжается!

Сеча на Эльбе

Демагогичность и откровенное враньё в данном киноповествовании, когда герои разговаривают на языке газетных передовиц, лишь в некоторой степени сглаживаются благодаря всё-таки человеческим и задушевным интонациям, возникающим при обычном общении советских людей с американцами и даже с отдельными немцами. В этом плане чуть выигрышнее персонажи Бориса Андреева (сержант Егоркин), Михаила Названова (майор Джеймс Хилл), Ивана Любезнова (сержант Харри Перебейнога), Сергея Ценина (сенатор Вуд), Юрия Юровского (профессор Отто Дитрих) и Геннадия Юдина (его сын Курт Дитрих). А вот исполнители ролей супружеской четы МакДермот (Владимир Владиславский и Фаина Раневская), капитана Томми (Эраст Гарин), Эрнста Шметау (Виктор Кулаков) и Шранка (Андрей Файт) явно пережимают, превращая свои экранные образы почти в карикатуры.

Сеча на Эльбе

Да и режиссёра тоже кидает из стороны в сторону - от искусственной патетики до уничижительной сатиры, особенно в эпизодах «американского разгула» на территории, относящейся к сектору союзников. Перебор выразительных средств, употреблённых с нажимом и демонстративно, вызывает противоположную задуманному реакцию. Впрочем, это теперь мы так судим, спустя 65 лет после выхода картины. Однако если сравнивать с какими-то американскими лентами той поры - допустим, с «Приговором перед рассветом» нашего прежнего соотечественника Анатоля Литвака… Насколько же разителен именно художественный контраст этих творений, не говоря о прочем, например, о верности и точности воспроизведения жизни в тогдашней Германии.

Сеча на Эльбе

Сергей Кудрявцев

обсуждение >>

№ 2
kinanet (Москва)   5.07.2014 - 22:41
Какое "решение" якобы было принято перед рассветом? На самом-то деле, речь идёт о приведении приговора в исполнение именно на рассвете. В фильме Литвака - даже не послевоенная Германия, а конец... читать далее>>
№ 1
ОлегКМ (Московская область)   5.07.2014 - 18:38
Сергей, Вы пишете об "откровенном вранье" фильма Алексанндрова, а потом "о верности и точности воспроизведения жизни в тогдашней Германии" в фильме "Решение перед рассветом"... читать далее>>
Кино-театр.ру в Telegram