Как открыли «второй фронт» в советском кино
Франко-советский фильм
«Нормандия-Неман», вышедший в обеих странах в начале 1960 года, примечателен по ряду обстоятельств. Помимо того, что он отражает реальную историю авиационного полка «Нормандия», в котором сражались французские лётчики, воюя с марта 1943 года против немцев в составе Красной Армии на Восточном фронте, это первая послевоенная копродукция с капиталистическими странами в области кино.
Вообще-то в советском кинематографе 20-х годов существовали совместные постановки с немецкими фирмами. Но к середине 30-х какие-либо связи с заграничными партнёрами прекратились по вполне понятным причинам. А вот после войны налаживались сначала контакты с представителями кинематографий тех стран, которые стали социалистическими. И только к исходу 50-х годов (кстати, немаловажную роль тут сыграли Международный фестиваль молодёжи и студентов в Москве в 1957 году и Московский международный кинофестиваль в 1959 году) оформилось желание кинематографистов из западных капстран сотрудничать с советскими деятелями кино.
Неудивительно, что данная картина, как бы открывшая «второй фронт» в отечественной кинематографии, которая именно тогда получила заслуженное мировое признание, в том числе на кинофестивалях (вот и в Канне наградили «Золотой пальмовой ветвью» в 1958 году нашу ленту
«Летят журавли», потом имевшую громадный успех во французском прокате - посещаемость составила 5,4 млн. зрителей), посвящена второй мировой войне, когда люди разных стран оказывались друг для друга настоящими «товарищами по оружию». И сразу же стали так называть своих будущих соратников из советских авиаполков французские лётчики, сумевшие самыми непостижимыми путями перебраться в Иран, а оттуда - в СССР, где была сформирована эскадрилья «Нормандия». Как раз достоинством ленты «Нормандия-Неман», снятой французским постановщиком
Жаном Древилем (на «Мосфильме» ему помогал режиссёр
Дамир Вятич-Бережных) по сценарию, который написал опытный мастер своего дела
Шарль Спаак (до войны был причастен к созданию такого шедевра, как
«Великая иллюзия») при содействии
Эльзы Триоле (кстати, жена
Луи Арагона являлась родной сестрой
Лили Брик) и нашего признанного творца военной прозы -
Константина Симонова, следует считать то, что это человеческая, душевная, подчас проникнутая юмором, но и не лишённая истинного драматизма, вполне увлекательная история о воинском братстве.
Между прочим, даже показательно, что этот совместный фильм пользовался популярностью и в СССР (26,9 млн. зрителей - 364-е место за всю историю проката), и во Франции (3,49 млн. посещений - входит в три сотни самых успешных), а подобное случалось всё-таки редко в странах, решивших принять участие в копродукции с советскими кинематографистами. Значит, заявленная тема оказалась не только важной (правда, в нашей кинотеатральной версии переусердствовали с пафосным закадровым текстом, сопровождающим военную хронику), но и действительно прочувствованной авторами, живо и непосредственно раскрытой на экране, привлекательной по характерам героев и игре исполнителей - как иностранных, так и отечественных.
Конечно, можно сказать, что лётчики практически всегда были любимчиками в кино (если брать отечественные картины - от ещё довоенных
«Истребителей» до народного хита
«В бой идут одни «старики»). Но «Нормандия-Неман» отнюдь не теряется в престижном ряду произведений, которые хочется пересматривать спустя многие годы. Это именно зрительская лента, воспринимаемая эмоционально и отзывчиво. А то, что фильм Древиля стал первым опытом послевоенной копродукции с кинодеятелями из капиталистической страны, добавляет ему историческую значимость. Кстати, этот режиссёр, ещё в 30-е годы обращавшийся к русской тематике (
«Тройка на белом пути»,
«Белые ночи Санкт-Петербурга»), потом вновь пожелал сотрудничать с советскими кинематографистами - уже на «Ленфильме», сняв в 1965 году
«Третью молодость» о знаменитом балетмейстере Мариусе Петипа.
обсуждение >>