«Вождь краснокожих» на колесах
В фильме
«Коэн и Тейт» есть важный эпизод, когда опытный киллер, сыгранный с ледяной сдержанностью
Ройем Шайдером, держит на мушке патрульного полицейского и говорит ему:
«Мы оба на работе. Твоя – следить за общественным порядком. Не спрашивай меня про мою». Этими словами Коэн определяет свою позицию – профессионал, которого нанимают для решения проблем; они также много говорят о дебюте режиссера
Эрика Реда. Сценарист
«Попутчика» и
«Почти стемнело» в своем первом и лучшем фильме делает работу, используя минимум средств и добиваясь блестящего результата. И не спрашивайте, как рассказ О. Генри 1910-го года «Вождь краснокожих», известный в России по одной из новелл фильма
Гайдая «Деловые люди», превратился в мрачный камерный триллер, в котором большая часть действия происходит в автомобиле. Просто так вышло.
В начале фильма показана семья, нервничающая на ферме в полях Оклахомы в компании людей в черных костюмах и очках-"авиаторах". Девятилетний Тревис Найт (
Харли Кросс) увидел, как люди мафии убили человека, и теперь прячется с родителями в рамках программы по защите свидетелей. Как сообщает титр, «теперь с ним хотят поговорить». В принципе, уже ясно, что должно произойти дальше, но Ред никуда не торопится и нагнетает саспенс с садистской медлительностью: вот мутный федерал с бегающими глазами, а вот неработающий телефон, значит, скоро быть беде. После бойни на ферме сюжет доброй сотни триллеров круто меняется. Два киллера, пожилой и сдержанный Коэн (великий Рой Шайдер) и молодой психопат Тейт (
Адам Болдуин, игравший у
Кубрика и в сериале
«Светлячок» и не имеющий никакого отношения к многочисленным братьям-однофамильцам), везут Трэвиса в Хьюстон «на разговор».
По сути, это роуд-муви напополам с драмой «на троих», полная напряжения пьеса на колесах с тонко прописанными психологическими портретами обоих взрослых актеров и на удивление хорошо сыгравшим мальчиком. Ночь и дорога за окном тоже являются полноправными персонажами фильма, подкидывая путешественниками все новые неприятные сюрпризы. То, как Тревис обрабатывает двух убийц, ловко усиливая их обоюдную неприязнь и подводя к конфликту, не позволяет воспринимать его как жертву. Пожалуй, впервые ребенок, оказавшийся в условных экстремальных условиях голливудского фильма, вызывает уважение. Стокгольмского синдрома, как, например, в фильме
Клинта Иствуда «Совершенный мир», здесь не случится, как и трогательной дружбы между старым профессионалом с не до конца зачерствевшей душой и маленьким сиротой. Ред избежал всех клише фильма категории «Б», работая по сути в его рамках, и создал если и не маленький шедевр, то уж точно большой подарок любителям криминальных фильмов. Есть и некоторые недочеты – Болдуин местами переигрывает, а некоторые экшн-сцены кажутся обусловленными исключительно законами жанра. Но вопреки им, фильм работает и в лучшие моменты напоминает картины
Жана-Пьера Мельвиля, что, пожалуй, является самой большой похвалой.
Нельзя не отметить и финальную фразу, которую Коэн говорит перепуганному Тревису. Она полностью поменяла смысл в классическом переводе Василия Горчакова, а в оригинале звучит приблизительно так:
«Девять лет, говоришь, пацан? Тогда смотри».
обсуждение >>