Ксавье Долан: от «Я убил свою маму» до «Тома на ферме»
Канадский вундеркинд Ксавье Долан к 25 годам стал завсегдатаем Канн (с одним заездом в Венецию), демонстрируя производительность, которую условный
Вуди Аллен достиг лишь в зрелые годы. Мальчик, начавший сниматься в рекламе, едва покинув детскую кроватку, не просто выжил в артистическом мире, но и дебютировал в возрасте двадцати лет как режиссёр. «
Я убил свою маму» - одновременно провокация и исповедь. Взрывоопасное сочетание подростковой ломки мировоззрения, разочарования во взрослом мире и попытка разобраться в себе. В результате – сочно снятая истерика на тему «
Почему у родителей тоже есть недостатки?», в которой Долан демонстрирует любовь к ярким цветам, французской «новой волне», литературным диалогам и помятым юношам.
Гомосексуальность молодого канадца – для многих красная тряпка, скандальная карта, которую он раз за разом разыгрывает в своих фильмах. Свобода – одно из главных свойств его фильмографии. Кажется, что поезд под названием «Ксавье Долан» не смогут остановить ни презрительные взрослые, видящие в нем то ли графомана, то ли все-таки талантливого наглеца, ни поборники морали, ни фестивальные консерваторы, у которых канадец скоро со слезами на глазах будет уже требовать Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля. На главном смотре планеты его регулярно награждают, но Долану второстепенных призов становится мало.
После дебюта режиссеру понадобилось всего два года, чтобы собраться с мыслями и выпустить «
Воображаемую любовь» - историю двух друзей, парня и девушки, которые не могут поделить одного молодого человека. Несчастного влюбленного играет, разумеется, сам Ксавье Долан. Этот нарциссизм может раздражать, но есть в нем что-то и подкупающее. Та самоуверенность, с которой главные роли себе забирали
Орсон Уэллс или Вуди Аллен,
Лоуренс Оливье или
Бен Аффлек. Долан – актер и режиссер, который, будьте уверены, с удовольствием сыграл бы каждый старомодный стул на съемочной площадке. Но пока дел и так хватает: на своих проектах он не брезгует поработать гримером, монтажером - и даже пресс-релизы пишет.
После третьего – самого масштабного – фильма «
И все же Лоранс» канадец сказал, что каждая его картина - о невозможности любви. Стоит добавить, что каждый его фильм также о преодолении. О попытке перешагнуть через себя, вывести из строя заведенный много столетий назад механизм. «Я убил свою маму» - о невозможности принять родителей. «Воображаемая любовь» - о трудном сочетании любви и дружбы с человеком, который любит того же, кого и ты. «И все же Лоранс» - о том страхе, который нужно побороть, чтобы стать самим собой. В интерпретации Долана все это выглядит как карнавал с обязательной гомосексуальной нотой. Только в «Лорансе» он предпочел героя-трансвестита, но при этом и свое актерское эго ограничил скромным камео. Все это напоминает раннего
Фасбиндера – того, который только написал пьесу «
Капли дождя на раскаленных скалах», экранизированную позже
Франсуа Озоном. Как ни иронично, всех троих роднит сексуальная ориентация.
Камертоном в фильмах юного постановщика всегда служит женщина. Мать или подруга – это важный персонаж, от которого зависит звучание главного героя, неизменно женственного мужчины. Финал у Долана – повод вернуться к самому началу, если не начать жизнь с нуля. Каждая его картина зациклена на самой себе, каждый фильм затрагивает ту жизненную ситуацию, которая когда-то была важна, а потом перестала – и забылась. Даже в «Лорансе» трехчасовое путешествие в самое сердце чьей-то мечты выглядит как греза или страшный сон, который развеется к утру.
Четвертая картина канадца – «
Том на ферме» - экранизация пьесы
Мишеля Марка Бушара. В ней Долан приглушает свет и обращает в психологический триллер историю о гомосексуалисте Томе (главную роль вновь играет он сам), который едет в канадскую глушь, чтобы проститься с возлюбленным. Прибыв на место, он узнает, что мать Гийома о нетрадиционной ориентации сына не в курсе. Попутно Том обнаруживает, что их с Ги прекрасная любовь, была, на самом деле, коварной и лживой, - и вот уже новой муки ищут руки: он вынужден через силу выбираться из хижины посреди кукурузного поля, населенной духами
Хичкока и
Полански.
Пятый фильм Ксавье Долана, наконец, пробился в основной конкурс Каннского кинофестиваля. Картина с односложным названием «Мамочка» расскажет о матери-одиночке (
Анна Дорваль), ухаживающей за 15-летним сыном с СДВГ. Та знакомится с неразговорчивой соседкой (
Сюзанн Клеман), которая отчего-то решает ей помочь.
обсуждение >>