Довольно долго я выбирал фильм для второго выпуска блога
«Моё отечественное кино», - даже после того, как возникла идея по-своему отреагировать на современный зрительский успех телесериала
«Оттепель», который немало людей принимают в качестве правдивого и точного отображения событий самого начала 60-х годов, включая то, что могло происходить на «Мосфильме». Но достаточно посмотреть на список картин, снятых в 1961 году на этой киностудии, чтобы убедиться, что многое обстояло не так, как это представлено на экране в теперешней интерпретации тех, кто не застал прежние времена.
Конечно, и в годы оттепели ещё продолжали появляться, например, деревенские комедии былого образца, казавшиеся уже анахроничными - типа
«Нашего общего друга» Ивана Пырьева, кстати, реального директора «Мосфильма» в ту пору и председателя Оргкомитета Союза работников кино, позже ставшего Союзом кинематографистов СССР. Но начинающие постановщики, пришедшие на ведущую студию страны, делали популярные ленты о современности всё-таки иначе:
«Алёшкина любовь»,
«Серёжа»,
«Друг мой, Колька!»,
«Коллеги». Да и опытные мастера не отставали:
«А если это любовь?»,
«Девять дней одного года»,
«Мой младший брат».
Но в итоге я решил остановиться на очень кассовой (155-е место за всю историю) мосфильмовской картине
«Девчата», которая снималась именно в 1961-м, а вышла в прокат 7 марта следующего года. В пользу этого фильма сыграло то, что он поставлен молодым (тогда - 32-летним) режиссёром
Юрием Чулюкиным под художественным руководством заслуженного мастера кино
Юлия Райзмана, шестикратного лауреата Сталинской премии, а также жанр лирико-социальной комедии, действительно получившей широкое признание публики, что примерно соответствует ряду параметров ленты, созданием которой заняты герои-кинематографисты из «Оттепели».
Пересматривая «Девчат» уже сейчас (а картина более чем полувековой давности по-прежнему любима зрителями, в том числе - сегодняшней молодёжью, о чём свидетельствуют различные рейтинги и опросы), больше всего удивляешься, что там практически нет ничего идеологически-пропагандистского. И если герои по-настоящему увлечены своей работой в леспромхозе, то вряд ли следует искать в этом непременное прославление советского строя и особых преимуществ социалистического способа хозяйствования. Они ведут себя как живые люди с узнаваемыми и запоминающимися характерами - и, прежде всего, надо считать истинным открытием (хотя
Надежда Румянцева блеснула и в предшествующей ленте Чулюкина -
«Неподдающиеся») образ Тоси Кислицыной, одновременно комический и действительно трогательный, понятный миллионам зрителей и вызывающий симпатию даже далеко от СССР. Поэтому не случайно, что актриса была награждена за эту роль на вполне котировавшемся тогда фестивале в аргентинском городе Мар-дель-Плата. А фильм в целом был отмечен двумя почётными дипломами в Канне - пусть это и был молодёжный киносмотр, куда скромнее своего знаменитого собрата на набережной Круазет.
Как раз юмор и лирика делают такие картины, как «Девчата», не только долгоиграющими, но и живучими спустя несколько десятилетий - наполненными жизнерадостностью и позитивной энергетикой, что позволяет душевно и с улыбкой, не сходящей с лица, смотреть это кино вновь и вновь. Без таких лент было б скучно, наверно, на свете!
обсуждение >>