10 лучших фильмов 2014 года, которые не вышли в российский прокат
Год подходит к концу, время подводить итоги, но как быть, если некоторые важные картины, вышедшие за эти 365 дней, отечественный прокат проигнорировал? Среди них немало по-настоящему выдающихся работ, которые побывали на многих фестивалях и могли бы украсить любой список лучших фильмов года.
«Ида», реж.
Павел Павликовский
Скромная черно-белая картина поляка Павликовского о сироте из монастырского приюта Анне (
Агата Тшебуховская), которая перед принятием обета отправилась на встречу с теткой Вандой (
Агата Кулеша) и узнала о том, что родители стали жертвами холокоста, а ее настоящее имя - Ида. За окном - 60-е, в Польше джаз сосуществует с коммунизмом, а тетя Ванда регулярно курит и выпивает, словно пытаясь затопить тяжелые воспоминания о судейско-прокурорской работе во времена послевоенных политических процессов. В жизни Иды приближающееся взросление переплетается с неожиданным перерождением и размышлениями о готовности посвятить себя церкви, а также попытке осознать тот непростой пласт информации, что на нее свалился. Павликовский деликатно, без лишнего нажима эти сюжетные перипетии смешал, за что «Иду» уже удостоили главного приза Европейской киноакадемии, а также номинировали на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» (вместе с
«Левиафаном» польская лента вошла в число девяти избранников киноакадемии).
«Уильям Тернер», реж.
Майк Ли
Байопик мариниста Уильяма Тернера, бенефис британского артиста
Тимоти Сполла, получившего за эту роль награду в Каннах, внушительное полотно о художнике и его быте, рассказанное живым классиком Майком Ли - человеком с острым глазом, ироничным умом и довольно добрым сердцем. Британия XIX века у режиссера полнится теми же проблемами, что и Туманный Альбион XX-XXI веков: одним не хватает на похлебку, у других - семейные трудности, третьи - мечтают, чтобы их просто оставили в покое. Принадлежащий к последним Уильям Тернер грузно лавирует среди уличной толпы, с задорным хрюканьем посещает собрания Академии художеств, лениво переругивается с бывшей женой, мало разглагольствует об искусстве и из всех вещей важнейшими считает точность оттенка и густоту мазков, передающих завихрения стихий. В каком-то смысле «Тернер» напоминает циркового медведя - забавного, пугающего, естественного даже под тремя слоями ткани и напрямую сообщающегося с природой. С той лишь разницей, что художник еще и мощь стихии умел передать, а Ли воспроизвел, что творилось перед холстами.
«Сквозь снег», реж.
Пон Чжун Хо
Один из крупнейших южнокорейских режиссеров современности, постановщик
«Воспоминания об убийстве» и
«Вторжения динозавра», Пон Чжун Хо взялся за вольную экранизацию французского графического романа
Snowpiercer, значительно переиначив который, сделал лучший кинокомикс года, по совместительству - самый стильный. «Сквозь снег» - антиутопия с вечным двигателем, история про остатки человечества, разбитые на две социальные группы (богатые и бедные соответственно), разделенные не только статусом, но и вагонами поезда. Экспресс-ковчег объезжает замерзшую планету по экватору, житель нищих вагонов Кертис (
Крис Эванс) поднимает восстание, а Пон Чжун Хо снимает неприлично красивый фильм о том, что революция есть акт лечебного кровопускания.
«Отрочество», реж.
Ричард Линклейтер
Уехавший из Берлина с тремя призами (самый важный - за режиссуру), новый фильм Линклейтера примечателен тем, что персонажи меняются естественным путем: режиссер снимал картину двенадцать лет, наблюдая за ростом
Эллара Колтрейна и
Лорелей Линклейтер, а также старением
Итана Хоука и
Патриции Аркетт. Это практически концентрат Линклейтера: терпеливое ожидание, когда же герои дойдут до нужного возраста (в несколько иной форме этот фокус он демонстрировал в трилогии
«Перед рассветом» -
«Перед закатом» -
«Перед полуночью»), тотальное конструирование всего, что должен пережить ребенок с 8 лет и до совершеннолетия. «Отрочество» намного правдивее наигранной трилогии и не перегружено многозначительными монологами, как
«Пробуждение жизни». Картину можно было бы распилить на еще одну трилогию или даже штуки четыре школьные мелодрамы, но именно в почти трехчасовом течении сюжета Линклейтеру удается передать становление юноши, вокруг которого все почему-то знают, что нужно делать.
«Красная армия», реж.
Гейб Польски
Документальная лента «Красная армия» начинается как сатирическая комедия о «холодной войне», потом превращается в политический триллер, а завершается в духе типичного бади-муви, где ключевыми buddy, то есть приятелями, оказываются
Фетисов с
Касатоновым, по законам жанра трансформирующиеся из лучших друзей чуть ли не во врагов - и обратно. Это динамичный, лопающийся от деталей, мнений и подмигиваний байопик Вячеслава Фетисова в обертке неигрового кино, сдобренный почти несмолкающим саундтреком (гитарная музыка, издевательский клезмер, торжественная классика и еще более торжественные советские марши). Получилась своего рода
«Легенда №17», но американская и документальная, не сваливающаяся в критику социалистического строя или просоветский пафос, рассказывающая о диковинном и уже вымершем организме, где трудно убрать знак равенства между виртуозным советским хоккеем и социалистическим строем, хотя двигателем команды всегда были не партийные разнарядки, а личности.
«Классовый враг», реж.
Рок Бижек
Школьный триллер словенца Бижека про строгого учителя на замену Роберта (
Игор Самобор) и предоставленных себе школьников, которые без особой охоты изучают немецкий язык с литературой. Самоубийство одноклассницы переводит и без того сложные отношения преподавателя с учениками в состояние тихой войны, Роберт пытается вылечить подростковую скорбь чтением
«Тонио Крегера» Томаса Манна, а ближе к финалу школьники понимают, почему смерть - это то, что бывает с другими.
«Что-то должно сломаться», реж.
Эстер Мартин Бергсмарк
Бросающийся из жара в холод, от возвышенных арий и рапида до пулеметно смонтированных под
Тами Тамаки дискотечных сцен фильм шведа Бергсмарка - вольная экранизация книги
Эли Левен, верного соратника режиссера, про которого тот снял документальный фильм
«Мальчики-девочки». «Что-то должно сломаться» - игровой дебют творческого тандема Бергсмарк-Левен, история о том, как трудно пробиться ростку любви даже среди улиц Стокгольма, который к одним поворачивается открыточным передом, а к кому-то - исцарапанным, замызганным архитектурным задом. Лента про андрогина Себастьяна (
Сага Бекер), живущего с полноватой соседкой, работающего на складе супермаркета и полюбившего простого парня Андреаса (
Игги Мальмборг), экспрессивностью и стилистикой напомнила творения режиссеров в диапазоне от
Джармена до
Долана и получила главный приз на единственном в России ЛГБТ-фестивале «Бок-о-бок».
«Любить, пить и петь», реж.
Ален Рене
Последняя картина ушедшего из жизни в этом году французского классика Алена Рене - экранизация пьесы
«Жизнь Райли» британского драматурга
Алана Эйкборна, к которому режиссер обращался уже дважды (
«Курить/Не курить»,
«Сердца»), удостоенная на Берлинале приза ФИПРЕССИ. Театрализованная история о трех пожилых парах, чьи отношения резко меняются после известия о смертельной болезни всеобщего любимца Жоржа, который также должен был играть в любительской постановке. Жены (
Сабин Азема,
Каролин Сиоль,
Сандрин Киберлейн) задумывается о правильности сделанного выбора, мужья и возлюбленные (
Ипполит Жирардо,
Мишель Вюйермо,
Андре Дюссолье) немножко завидуют Жоржу и стараются реанимировать одряхлевшие браки.
«Черный уголь, тонкий лед», реж.
Йинан Дяо
В этом году китайский нуар «Черный уголь, тонкий лед» увез из Берлина Золотого и Серебряного медведей (за лучшую мужскую роль наградили
Ляо Фаня). Картина Йинана Дяо всю дорогу не вынимает фиги из кармана, балансируя между фарсом и черной комедией, но одновременно оставаясь бытописанием на тему жизни в северных районах Китая. Люди катаются на коньках, со скучающими лицами ездят в трамваях, пользуются химчисткой и даже посещают уроки танцев. Для российского зрителя здесь многое может стать предметом узнавания - особенно грузные полицейские, которые, громко топоча и борясь с одышкой, преследуют убийцу в надежде, что тот поскользнется или умрет раньше, чем они выдохнутся. В этой подмороженной действительности, где уголь - черный, лед - тонкий, а кровь - красная, серийные убийства с финальным твистом выглядят как яркий фейерверк на фоне серых стен.
«Когда звери спят», реж.
Йонас Александр Арнби
Датский триллер о пубертатном периоде у девушки из рыболовецкой деревушки. Арнби недвусмысленно рифмует женское взросление с превращением в кровожадного оборотня, которому необходима постоянная забота и уколы, чтобы сдерживать звериную натуру. За подверженными превращениям женой и дочерью следит спокойный мужчина по имени Тор (
Ларс Миккелсен), но, конечно, все рано или поздно выходит из-под контроля. Сюжетна канва и цитаты из
Брэма Стокера не должны вводить зрителя в заблуждение: «Когда звери спят» - это прямолинейная социальная картина о том, что случается, когда неразумное большинство, размахивая факелами и вилами, загоняет кого-то очень непохожего и потенциально опасного в угол.
***
В списке картин, отлученных от зрителя, есть, увы, и российские фильмы, которых мы не дождались в этом году из-за "закона о мате". И если «Левиафан» Андрея Звягинцева, вошедший в шорт-лист премии Оскар, еще имеет шанс появиться на большом экране в наступающем году, то картина Наталии Мещаниновой «Комбинат Надежда» прочно и на неопределенный срок "легла на полку".
обсуждение >>