Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Сохранить как…

20 декабря
2014 год
 
 
2
3
5
6
7
9
12
13
15
16
18
19
21
23
24
25
27
28
30
31
 
 
 
 
 
2
4
5
6
7
9
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 
 
 
 
 
5
7
8
10
12
14
15
19
21
23
24
26
27
29
30
 
2
4
5
8
9
10
12
13
14
16
17
18
20
21
22
24
26
27
29
30
 
 
 
3
4
5
6
8
10
12
13
14
17
21
24
25
27
29
31
 
 
 
 
 
 
2
5
6
7
8
9
10
13
14
15
17
18
19
20
22
23
24
25
27
29
30
 
2
4
5
7
8
10
11
12
14
15
16
17
18
19
23
24
27
28
29
30
31
 
 
 
 
3
4
5
6
14
15
19
21
22
23
25
26
28
30
31
2
3
4
6
8
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
25
26
27
30
 
 
2
3
4
5
6
8
9
10
12
13
16
18
19
20
22
23
24
28
29
31
 
 
 
 
 
3
5
8
10
11
12
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
29
30
2
4
6
7
8
9
10
12
13
15
16
18
19
20
21
22
24
26
27
30
Все рубрики

Мнение >>

10 лучших фильмов 2014 года, которые не вышли в российский прокат

Год подходит к концу, время подводить итоги, но как быть, если некоторые важные картины, вышедшие за эти 365 дней, отечественный прокат проигнорировал? Среди них немало по-настоящему выдающихся работ, которые побывали на многих фестивалях и могли бы украсить любой список лучших фильмов года.

«Ида», реж. Павел Павликовский
Сохранить как…
Скромная черно-белая картина поляка Павликовского о сироте из монастырского приюта Анне (Агата Тшебуховская), которая перед принятием обета отправилась на встречу с теткой Вандой (Агата Кулеша) и узнала о том, что родители стали жертвами холокоста, а ее настоящее имя - Ида. За окном - 60-е, в Польше джаз сосуществует с коммунизмом, а тетя Ванда регулярно курит и выпивает, словно пытаясь затопить тяжелые воспоминания о судейско-прокурорской работе во времена послевоенных политических процессов. В жизни Иды приближающееся взросление переплетается с неожиданным перерождением и размышлениями о готовности посвятить себя церкви, а также попытке осознать тот непростой пласт информации, что на нее свалился. Павликовский деликатно, без лишнего нажима эти сюжетные перипетии смешал, за что «Иду» уже удостоили главного приза Европейской киноакадемии, а также номинировали на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» (вместе с «Левиафаном» польская лента вошла в число девяти избранников киноакадемии).


«Уильям Тернер», реж. Майк Ли
Сохранить как…
Байопик мариниста Уильяма Тернера, бенефис британского артиста Тимоти Сполла, получившего за эту роль награду в Каннах, внушительное полотно о художнике и его быте, рассказанное живым классиком Майком Ли - человеком с острым глазом, ироничным умом и довольно добрым сердцем. Британия XIX века у режиссера полнится теми же проблемами, что и Туманный Альбион XX-XXI веков: одним не хватает на похлебку, у других - семейные трудности, третьи - мечтают, чтобы их просто оставили в покое. Принадлежащий к последним Уильям Тернер грузно лавирует среди уличной толпы, с задорным хрюканьем посещает собрания Академии художеств, лениво переругивается с бывшей женой, мало разглагольствует об искусстве и из всех вещей важнейшими считает точность оттенка и густоту мазков, передающих завихрения стихий. В каком-то смысле «Тернер» напоминает циркового медведя - забавного, пугающего, естественного даже под тремя слоями ткани и напрямую сообщающегося с природой. С той лишь разницей, что художник еще и мощь стихии умел передать, а Ли воспроизвел, что творилось перед холстами.


«Сквозь снег», реж. Пон Чжун Хо
Сохранить как…
Один из крупнейших южнокорейских режиссеров современности, постановщик «Воспоминания об убийстве» и «Вторжения динозавра», Пон Чжун Хо взялся за вольную экранизацию французского графического романа Snowpiercer, значительно переиначив который, сделал лучший кинокомикс года, по совместительству - самый стильный. «Сквозь снег» - антиутопия с вечным двигателем, история про остатки человечества, разбитые на две социальные группы (богатые и бедные соответственно), разделенные не только статусом, но и вагонами поезда. Экспресс-ковчег объезжает замерзшую планету по экватору, житель нищих вагонов Кертис (Крис Эванс) поднимает восстание, а Пон Чжун Хо снимает неприлично красивый фильм о том, что революция есть акт лечебного кровопускания.


«Отрочество», реж. Ричард Линклейтер
Сохранить как…
Уехавший из Берлина с тремя призами (самый важный - за режиссуру), новый фильм Линклейтера примечателен тем, что персонажи меняются естественным путем: режиссер снимал картину двенадцать лет, наблюдая за ростом Эллара Колтрейна и Лорелей Линклейтер, а также старением Итана Хоука и Патриции Аркетт. Это практически концентрат Линклейтера: терпеливое ожидание, когда же герои дойдут до нужного возраста (в несколько иной форме этот фокус он демонстрировал в трилогии «Перед рассветом» - «Перед закатом» - «Перед полуночью»), тотальное конструирование всего, что должен пережить ребенок с 8 лет и до совершеннолетия. «Отрочество» намного правдивее наигранной трилогии и не перегружено многозначительными монологами, как «Пробуждение жизни». Картину можно было бы распилить на еще одну трилогию или даже штуки четыре школьные мелодрамы, но именно в почти трехчасовом течении сюжета Линклейтеру удается передать становление юноши, вокруг которого все почему-то знают, что нужно делать.


«Красная армия», реж. Гейб Польски
Сохранить как…
Документальная лента «Красная армия» начинается как сатирическая комедия о «холодной войне», потом превращается в политический триллер, а завершается в духе типичного бади-муви, где ключевыми buddy, то есть приятелями, оказываются Фетисов с Касатоновым, по законам жанра трансформирующиеся из лучших друзей чуть ли не во врагов - и обратно. Это динамичный, лопающийся от деталей, мнений и подмигиваний байопик Вячеслава Фетисова в обертке неигрового кино, сдобренный почти несмолкающим саундтреком (гитарная музыка, издевательский клезмер, торжественная классика и еще более торжественные советские марши). Получилась своего рода «Легенда №17», но американская и документальная, не сваливающаяся в критику социалистического строя или просоветский пафос, рассказывающая о диковинном и уже вымершем организме, где трудно убрать знак равенства между виртуозным советским хоккеем и социалистическим строем, хотя двигателем команды всегда были не партийные разнарядки, а личности.


«Классовый враг», реж. Рок Бижек
Сохранить как…
Школьный триллер словенца Бижека про строгого учителя на замену Роберта (Игор Самобор) и предоставленных себе школьников, которые без особой охоты изучают немецкий язык с литературой. Самоубийство одноклассницы переводит и без того сложные отношения преподавателя с учениками в состояние тихой войны, Роберт пытается вылечить подростковую скорбь чтением «Тонио Крегера» Томаса Манна, а ближе к финалу школьники понимают, почему смерть - это то, что бывает с другими.


«Что-то должно сломаться», реж. Эстер Мартин Бергсмарк
Сохранить как…
Бросающийся из жара в холод, от возвышенных арий и рапида до пулеметно смонтированных под Тами Тамаки дискотечных сцен фильм шведа Бергсмарка - вольная экранизация книги Эли Левен, верного соратника режиссера, про которого тот снял документальный фильм «Мальчики-девочки». «Что-то должно сломаться» - игровой дебют творческого тандема Бергсмарк-Левен, история о том, как трудно пробиться ростку любви даже среди улиц Стокгольма, который к одним поворачивается открыточным передом, а к кому-то - исцарапанным, замызганным архитектурным задом. Лента про андрогина Себастьяна (Сага Бекер), живущего с полноватой соседкой, работающего на складе супермаркета и полюбившего простого парня Андреаса (Игги Мальмборг), экспрессивностью и стилистикой напомнила творения режиссеров в диапазоне от Джармена до Долана и получила главный приз на единственном в России ЛГБТ-фестивале «Бок-о-бок».


«Любить, пить и петь», реж. Ален Рене
Сохранить как…
Последняя картина ушедшего из жизни в этом году французского классика Алена Рене - экранизация пьесы «Жизнь Райли» британского драматурга Алана Эйкборна, к которому режиссер обращался уже дважды («Курить/Не курить», «Сердца»), удостоенная на Берлинале приза ФИПРЕССИ. Театрализованная история о трех пожилых парах, чьи отношения резко меняются после известия о смертельной болезни всеобщего любимца Жоржа, который также должен был играть в любительской постановке. Жены (Сабин Азема, Каролин Сиоль, Сандрин Киберлейн) задумывается о правильности сделанного выбора, мужья и возлюбленные (Ипполит Жирардо, Мишель Вюйермо, Андре Дюссолье) немножко завидуют Жоржу и стараются реанимировать одряхлевшие браки.


«Черный уголь, тонкий лед», реж. Йинан Дяо
Сохранить как…
В этом году китайский нуар «Черный уголь, тонкий лед» увез из Берлина Золотого и Серебряного медведей (за лучшую мужскую роль наградили Ляо Фаня). Картина Йинана Дяо всю дорогу не вынимает фиги из кармана, балансируя между фарсом и черной комедией, но одновременно оставаясь бытописанием на тему жизни в северных районах Китая. Люди катаются на коньках, со скучающими лицами ездят в трамваях, пользуются химчисткой и даже посещают уроки танцев. Для российского зрителя здесь многое может стать предметом узнавания - особенно грузные полицейские, которые, громко топоча и борясь с одышкой, преследуют убийцу в надежде, что тот поскользнется или умрет раньше, чем они выдохнутся. В этой подмороженной действительности, где уголь - черный, лед - тонкий, а кровь - красная, серийные убийства с финальным твистом выглядят как яркий фейерверк на фоне серых стен.


«Когда звери спят», реж. Йонас Александр Арнби
Сохранить как…
Датский триллер о пубертатном периоде у девушки из рыболовецкой деревушки. Арнби недвусмысленно рифмует женское взросление с превращением в кровожадного оборотня, которому необходима постоянная забота и уколы, чтобы сдерживать звериную натуру. За подверженными превращениям женой и дочерью следит спокойный мужчина по имени Тор (Ларс Миккелсен), но, конечно, все рано или поздно выходит из-под контроля. Сюжетна канва и цитаты из Брэма Стокера не должны вводить зрителя в заблуждение: «Когда звери спят» - это прямолинейная социальная картина о том, что случается, когда неразумное большинство, размахивая факелами и вилами, загоняет кого-то очень непохожего и потенциально опасного в угол.


***
В списке картин, отлученных от зрителя, есть, увы, и российские фильмы, которых мы не дождались в этом году из-за "закона о мате". И если «Левиафан» Андрея Звягинцева, вошедший в шорт-лист премии Оскар, еще имеет шанс появиться на большом экране в наступающем году, то картина Наталии Мещаниновой «Комбинат Надежда» прочно и на неопределенный срок "легла на полку".

Сохранить как…

Алексей Филиппов

обсуждение >>

№ 2
Геннадий Стеньков (Москва)   21.12.2014 - 22:58
Отличный список! Ушел качать! читать далее>>
№ 1
Шиповник   21.12.2014 - 13:23
Из всего перечня заинтересовали только первые два фильма. Люблю фильмы о художниках. читать далее>>
Поиск по меткам
Кино-театр.ру в Telegram