Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Не ушедшая натура

17 декабря
2014 год
 
 
2
3
5
6
7
9
12
13
15
16
18
19
21
23
24
25
27
28
30
31
 
 
 
 
 
2
4
5
6
7
9
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 
 
 
 
 
5
7
8
10
12
14
15
19
21
23
24
26
27
29
30
 
2
4
5
8
9
10
12
13
14
16
17
18
20
21
22
24
26
27
29
30
 
 
 
3
4
5
6
8
10
12
13
14
17
21
24
25
27
29
31
 
 
 
 
 
 
2
5
6
7
8
9
10
13
14
15
17
18
19
20
22
23
24
25
27
29
30
 
2
4
5
7
8
10
11
12
14
15
16
17
18
19
23
24
27
28
29
30
31
 
 
 
 
3
4
5
6
14
15
19
21
22
23
25
26
28
30
31
2
3
4
6
8
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
25
26
27
30
 
 
2
3
4
5
6
8
9
10
12
13
16
18
19
20
22
23
24
28
29
31
 
 
 
 
 
3
5
8
10
11
12
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
29
30
2
4
6
7
8
9
10
12
13
15
16
17
18
19
21
22
24
26
27
30
Все рубрики

>>

Российские кинематографисты бегут в недавнее прошлое

Не ушедшая натура

Сначала мне показалась несколько странной просьба редакции подвести свои итоги 2014 года. Я ведь являюсь ведущим рубрики, посвящённой советским фильмам - то есть снятым несколько десятилетий назад. Не составлять же мне рейтинг самых популярных картин прошлого, которые по-прежнему имеют успех на телеканалах, сколько бы они ни показывались! Кстати, можно попутно отметить, что в своеобразном состязании по количеству лайков, оставленных на этом портале в разделе «Моё отечественное кино», с большим отрывом лидирует последняя по времени публикация - о ленте «Любовь и голуби», что вполне закономерно. Хотя вот текст об «Интердевочке», тоже суперкассовом произведении кинематографа СССР, вовсе не вызвал интереса у читателей.

Не ушедшая натура

Но я хотел бы сейчас обратить внимание на другую тенденцию в современном российском кино, которая и прежде давала знать о себе, но очевиднее оформилась год с небольшим назад, когда получила немалый резонанс в обществе «Оттепель» Валерия Тодоровского. А недавний показ на Первом канале телесериала «Уходящая натура» Дмитрия Иосифова, снятого вообще-то чуть раньше, но припозднившегося с общероссийским эфиром, лишний раз подтвердил несомненную ориентацию нынешних творцов на отечественное кино былых десятилетий. Между прочим, тот же Иосифов воспроизвёл в телеформате («Лето волков») давний фильм «Тревожный месяц вересень». Да и Тодоровский перед этим создал иное ретро-кино - «Стиляги», относящееся к эпохе, предшествующей времени действия в «Оттепели».

Не ушедшая натура

Кто-то наверняка скажет, что модное поветрие «повальной римейкизации» затронуло российский кинематограф ещё раньше, когда стала хитом проката «Ирония судьбы. Продолжение», а потом посыпались новые версии «Служебного романа», «Джентльменов удачи», «Кавказской пленницы»… Но куда интереснее, когда берётся в качестве первоисточника, например, не очень кассовая советская картина «С любимыми не расставайтесь» Павла Арсенова по пьесе Александра Володина - и появляется продуманный и точно исполненный современный вариант под названием «Ещё один год» Оксаны Бычковой. Или же «Кино про Алексеева» Михаила Сегала с косвенными и прямыми отсылками к культуре 60-70-х годов, в том числе с дерзкой и даже нахальной попыткой воспроизвести пару сцен со съёмок «Андрея Рублёва» Андрея Тарковского.

Не ушедшая натура

Некоторые зрители заподозрили намёк на судьбу Тарковского и в «Уходящей натуре», но образ «непризнанного гения» Юрия Кузьменко - скорее, собирательный и обобщённый. В обоих сериалах не всегда являются оправданными параллели с реальными кинематографистами, как допустим, с Геннадием Шпаликовым в «Оттепели» (парадоксально, но в сериале Дмитрия Иосифова по сценарию Николая Лырчикова, пришедшего в кино чуть позднее отображаемых событий, можно обнаружить больше перекличек с тем, как бесцеремонно и жестоко обошлись с автором единственной выдающейся ленты «Долгая счастливая жизнь»).

Не ушедшая натура

И всё-таки странно, что «Уходящая натура» вызвала множество нареканий и неудовольствие со стороны зрителей, особенно тех, кому пришлась по душе «Оттепель», в которой ведь было немало исторических и кинематографических несуразностей, а прежде всего, была переврана суть эпохи в угоду довольно попсовых представлений о ней. В этом плане «Уходящая натура» честнее по отношению к застойным временам конца 70-х годов и лишена прекраснодушных иллюзий, что точно выражено в своего рода перенесении в будущее в одном из предфинальных эпизодов, который и следовало бы сделать подлинным завершением истории. Но, как и в случае с «Исчезнувшей империей» Карена Шахназарова, тоже о «расцвете застоя», затем вышедшей в перемонтированном виде («Любовь в СССР»), авторы словно боятся любых аналогий с нынешней действительностью и предпочитают остаться в минувшем.

Не ушедшая натура

Собственно говоря, и все римейки прежних советских фильмов, и настойчивое обращение к реальным и выдуманным сюжетам преимущественно брежневских времён, когда система была сравнительно «травоядной» (особенно в сопоставлении со сталинизмом), свидетельствуют о вольном или невольном эскапизме создателей современных картин и сериалов. Лучше убежать в прошлое, чтобы не задумываться о настоящем, а тем более - не стараться заглянуть в будущее.

Не ушедшая натура

Сергей Кудрявцев

обсуждение >>

№ 8
Mari_33 (Ставрополь)   31.01.2015 - 18:19
... что самое интересное - не пил бы, не отвергали, по пьяне такую околесицу нес... Но сценарист - МАСТЕР! читать далее>>
№ 7
kinanet (Москва)   19.12.2014 - 10:59
Конечно, Шпаликов сам себя разрушил. Однако его сценарии отвергали в течение многих лет. Тут любой запьёт с горя! читать далее>>
№ 4
kinanet (Москва)   19.12.2014 - 09:52
В рецензии не сказано ни слова про перекличку с сегодняшней действительностью. Но то, что российские кинематографисты всё чаще предпочитают рассказывать о прошлом, а не о настоящем - это же настолько очевидно! читать далее>>
№ 3
Правдоискатель   19.12.2014 - 02:26
... Не думаю, что автор может так считать. Открываем словарь: "Прообраз - лицо, послужившее основой для создания литературного персонажа". Каким образом Юрий Кузьменко, вымышленный персонаж... читать далее>>
№ 2
Бульба (город)   18.12.2014 - 22:57
Владимир Ростиславович, залогиньтесь. Снимать о вечном можно и в сегодняшнем дне. Зачем тогда лезть в прошлое, если это только о любви и о совести? Тем более, извините, почти все фильмы - о любви и о... читать далее>>

Афиша кино >>

комедия, мелодрама, приключения, фэнтези
Япония, 1992
боевик, комедия, триллер
Великобритания, США, 2024
драма
Бельгия, Италия, Франция, 2024
драма, мистика
Бельгия, Нидерланды, Норвегия, 2024
боевик, приключения, фэнтези, экранизация
Китай, 2024
детектив, драма, криминальный фильм
Гонконг, Китай, 2024
боевик, научная фантастика, приключения
Россия, 2025
комедия, мелодрама
США, 2023
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram