Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Не ушедшая натура

17 декабря
2014 год
 
 
2
3
5
6
7
9
12
13
15
16
18
19
21
23
24
25
27
28
30
31
 
 
 
 
 
2
4
5
6
7
9
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 
 
 
 
 
5
7
8
10
12
14
15
19
21
23
24
26
27
29
30
 
2
4
5
8
9
10
12
13
14
16
17
18
20
21
22
24
26
27
29
30
 
 
 
3
4
5
6
8
10
12
13
14
17
21
24
25
27
29
31
 
 
 
 
 
 
2
5
6
7
8
9
10
13
14
15
17
18
19
20
22
23
24
25
27
29
30
 
2
4
5
7
8
10
11
12
14
15
16
17
18
19
23
24
27
28
29
30
31
 
 
 
 
3
4
5
6
14
15
19
21
22
23
25
26
28
30
31
2
3
4
6
8
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
25
26
27
30
 
 
2
3
4
5
6
8
9
10
12
13
16
18
19
20
22
23
24
28
29
31
 
 
 
 
 
3
5
8
10
11
12
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
29
30
2
4
6
7
8
9
10
12
13
15
16
17
18
19
21
22
24
26
27
30
Все рубрики

>>

Российские кинематографисты бегут в недавнее прошлое

Не ушедшая натура

Сначала мне показалась несколько странной просьба редакции подвести свои итоги 2014 года. Я ведь являюсь ведущим рубрики, посвящённой советским фильмам - то есть снятым несколько десятилетий назад. Не составлять же мне рейтинг самых популярных картин прошлого, которые по-прежнему имеют успех на телеканалах, сколько бы они ни показывались! Кстати, можно попутно отметить, что в своеобразном состязании по количеству лайков, оставленных на этом портале в разделе «Моё отечественное кино», с большим отрывом лидирует последняя по времени публикация - о ленте «Любовь и голуби», что вполне закономерно. Хотя вот текст об «Интердевочке», тоже суперкассовом произведении кинематографа СССР, вовсе не вызвал интереса у читателей.

Не ушедшая натура

Но я хотел бы сейчас обратить внимание на другую тенденцию в современном российском кино, которая и прежде давала знать о себе, но очевиднее оформилась год с небольшим назад, когда получила немалый резонанс в обществе «Оттепель» Валерия Тодоровского. А недавний показ на Первом канале телесериала «Уходящая натура» Дмитрия Иосифова, снятого вообще-то чуть раньше, но припозднившегося с общероссийским эфиром, лишний раз подтвердил несомненную ориентацию нынешних творцов на отечественное кино былых десятилетий. Между прочим, тот же Иосифов воспроизвёл в телеформате («Лето волков») давний фильм «Тревожный месяц вересень». Да и Тодоровский перед этим создал иное ретро-кино - «Стиляги», относящееся к эпохе, предшествующей времени действия в «Оттепели».

Не ушедшая натура

Кто-то наверняка скажет, что модное поветрие «повальной римейкизации» затронуло российский кинематограф ещё раньше, когда стала хитом проката «Ирония судьбы. Продолжение», а потом посыпались новые версии «Служебного романа», «Джентльменов удачи», «Кавказской пленницы»… Но куда интереснее, когда берётся в качестве первоисточника, например, не очень кассовая советская картина «С любимыми не расставайтесь» Павла Арсенова по пьесе Александра Володина - и появляется продуманный и точно исполненный современный вариант под названием «Ещё один год» Оксаны Бычковой. Или же «Кино про Алексеева» Михаила Сегала с косвенными и прямыми отсылками к культуре 60-70-х годов, в том числе с дерзкой и даже нахальной попыткой воспроизвести пару сцен со съёмок «Андрея Рублёва» Андрея Тарковского.

Не ушедшая натура

Некоторые зрители заподозрили намёк на судьбу Тарковского и в «Уходящей натуре», но образ «непризнанного гения» Юрия Кузьменко - скорее, собирательный и обобщённый. В обоих сериалах не всегда являются оправданными параллели с реальными кинематографистами, как допустим, с Геннадием Шпаликовым в «Оттепели» (парадоксально, но в сериале Дмитрия Иосифова по сценарию Николая Лырчикова, пришедшего в кино чуть позднее отображаемых событий, можно обнаружить больше перекличек с тем, как бесцеремонно и жестоко обошлись с автором единственной выдающейся ленты «Долгая счастливая жизнь»).

Не ушедшая натура

И всё-таки странно, что «Уходящая натура» вызвала множество нареканий и неудовольствие со стороны зрителей, особенно тех, кому пришлась по душе «Оттепель», в которой ведь было немало исторических и кинематографических несуразностей, а прежде всего, была переврана суть эпохи в угоду довольно попсовых представлений о ней. В этом плане «Уходящая натура» честнее по отношению к застойным временам конца 70-х годов и лишена прекраснодушных иллюзий, что точно выражено в своего рода перенесении в будущее в одном из предфинальных эпизодов, который и следовало бы сделать подлинным завершением истории. Но, как и в случае с «Исчезнувшей империей» Карена Шахназарова, тоже о «расцвете застоя», затем вышедшей в перемонтированном виде («Любовь в СССР»), авторы словно боятся любых аналогий с нынешней действительностью и предпочитают остаться в минувшем.

Не ушедшая натура

Собственно говоря, и все римейки прежних советских фильмов, и настойчивое обращение к реальным и выдуманным сюжетам преимущественно брежневских времён, когда система была сравнительно «травоядной» (особенно в сопоставлении со сталинизмом), свидетельствуют о вольном или невольном эскапизме создателей современных картин и сериалов. Лучше убежать в прошлое, чтобы не задумываться о настоящем, а тем более - не стараться заглянуть в будущее.

Не ушедшая натура

Сергей Кудрявцев

обсуждение >>

№ 8
Mari_33 (Ставрополь)   31.01.2015 - 18:19
... что самое интересное - не пил бы, не отвергали, по пьяне такую околесицу нес... Но сценарист - МАСТЕР! читать далее>>
№ 7
kinanet (Москва)   19.12.2014 - 10:59
Конечно, Шпаликов сам себя разрушил. Однако его сценарии отвергали в течение многих лет. Тут любой запьёт с горя! читать далее>>
№ 4
kinanet (Москва)   19.12.2014 - 09:52
В рецензии не сказано ни слова про перекличку с сегодняшней действительностью. Но то, что российские кинематографисты всё чаще предпочитают рассказывать о прошлом, а не о настоящем - это же настолько очевидно! читать далее>>
№ 3
Правдоискатель   19.12.2014 - 02:26
... Не думаю, что автор может так считать. Открываем словарь: "Прообраз - лицо, послужившее основой для создания литературного персонажа". Каким образом Юрий Кузьменко, вымышленный персонаж... читать далее>>
№ 2
Бульба (город)   18.12.2014 - 22:57
Владимир Ростиславович, залогиньтесь. Снимать о вечном можно и в сегодняшнем дне. Зачем тогда лезть в прошлое, если это только о любви и о совести? Тем более, извините, почти все фильмы - о любви и о... читать далее>>
Кино-театр.ру в Telegram