7 режиссеров с родины Гамлета и Ларса фон Триера
В прокат вышла амбициозная драма датчанки
Сюзанны Бир «Серена», про любовь на фоне Великой депрессии. Картина не оправдала больших надежд, но лишний раз напомнила, что в Дании и после великого
Карла Теодора Дрейера рождались хорошие режиссеры, в масштабе, вероятно, уступающие главному датскому кинематографисту современности
Ларсу фон Триеру, но тоже вполне достойные. Одни, достигнув нужных высот, отправлялись в Голливуд, а потом возвращались на родину, другие пока остаются верными отечественной кинематографии. Мы собрали семерку ярких современных режиссеров из Дании (за вычетом не нуждающегося в представлении Триера), среди которых есть и те, и другие.
Асгер Лет
Сын режиссера
«Совершенного человека» Йоргена Лета, дебютировавший в 2006 году пополам с
Милошом Лонкаревичем документальной картиной
«Призраки города солнца». Тремя годами ранее Асгер помогал Триеру издеваться над отцом в фильме
«Пять препятствий», а через шесть лет после дебюта согласился снять триллер
«На грани» с уже теряющим популярность
Сэмом Уортингтоном. Почти сразу после этого Лет вернулся на родину и взялся за сериал
«Двигайся» с
Мэдсом Миккелсеном.
Кристиан Левринг
Соратник Триера, который, наигравшись с
«Догмой-95» (четвертый фильм манифеста –
«Король жив»), взялся за прекрасно чувствующий себя на скандинавской почве триллер (
«Не бойся меня» с
Ульрихом Томсеном под музыку польского классика
Кшиштофа Пендерецкого), а недавно залез на территорию вестерна с историей о мести и трудностях иммиграции
«Спасение». Молчаливая
Ева Грин, мстящий
Мэдс Миккелсен, экс-футболист
Эрик Кантона и бородатый
Микаэл Персбрандт, увы, абсолютно не помогают делу.
Кристоффер Боэ
Самобытный датчанин из раза в раз исследует в разных сочетаниях отношения между мужчиной, женщиной, реальностью и творчеством, а его
«Реконструкция», получившая приз в Каннах за лучший дебют, вероятно, входит в список лучших фильмов на свете. На счету Боэ датская версия
«Сталкера» глазами пианиста (
«Аллегро»), комедия, обращающаяся кошмаром, про человека, который решил каждый шаг снимать на видеокамеру (
«За кадром»), триллеры про режиссерскую одержимость (
«Все будет хорошо») и темную сторону любви (
«Чудовище»), а последним в этом списке идет ироничная ретро-драма, основанная на реальных событиях, про магната-мультимиллиардера Списа и его юриста Глиструпа (
«Все, что вы хотели знать о сексе и налогах»).
Николай Арсель
Уроженец Коппенгагена, автор почти двух десятков сценариев (среди прочего –
«Девушки с татуировкой дракона» Нильса Ардена Оплева), Арселя уже давно сватают в Голливуд, ходили даже слухи, что он займется экранизацией комикса Fables или
«Доктора Стрэйнджа», но пока постановщик
«Королевского романа»,
«Правды о мужчинах» и
«Острова потерянных душ» не определился с будущим проектом. Фамилию датчанина связывают еще с тремя лентами - римейком
«Ребекки» Хичкока, датской лентой
«Сообщение в бутылке» и неким американским фильмов под названием
«Сила собаки».
Николас Виндинг Рефн
Певец уплывающей маскулинности, поклонник Одина (
«Вальгалла: Сага о викинге») и боевиков 80-х (
«Драйв»), автор трилогии про наркодилеров (
«Пушер»), Рефн работает в жанре «кино течет по моим жилам» и не брезгует актерскими бенефисами (
Том Харди в
«Бронсоне»,
Райан Гослинг в двух последних фильмах датчанина). После приза за режиссуру в «Драйве» он снял
«Только Бог простит», где снова есть Гослинг, еще меньше говорят, а кислотные огоньки заливают экран, как пот и кровь глаза боксера. Древнегреческая трагедия в сочных декорациях тайских трущоб зрительской любви не сыскала, но Рефн уже готовится снимать черную комедию
«Прогулка с мертвецом».
Томас Винтерберг
Соавтор «Догмы 95», чьи дорожки с Ларсом фон Триером в какой-то момент разошлись, Винтерберг первым снял картину, удовлетворяющую придуманному манифесту, а теперь
«Торжество» даже ставят на театральных подмостках. Затем последовали драма
«Все о любви» с
Хоакином Фениксом и
Клэр Дэйнс, которую критики приняли очень холодно, ироничная и обаятельная
«Дорогая Венди» по сценарию Триера под музыку The Zombies, скандинавская комедия
«Возвращение домой», мрачная экранизация романа
Йонаса Т. Бенгтссона «Субмарино» и, наконец,
«Охота» с
Мэдсом Миккелсеном, принесшая актеру главный приз в Каннах.
Оле Борнедаль
Еще один датский кудесник по части ужасов, пустивший когда-то в большое плавание
Николая Костера-Вальдау в дебютном
«Ночном стороже». После нордического триллера про студента, подрабатывавшего в морге, Борнедаля позвали в Голливуд снять авторимейк с
Юэном Макгрегором и
Джошем Бролином под названием
«Ночное дежурство». Дебют на американской земле не задался (критика плохо приняла картину), и датчанин вернулся домой, где снимал для телевидения, а также сделал мрачную костюмированную драму
«Я – Диана», чтобы потом вновь набрать форму в триллере про инопланетян, школу и опрометчивое недоверие к детям
«Замена». После этого Борнедалю понадобилось еще две напряженные картины (
«История чужой любви» и
«Избавь нас от лукавого»), чтобы вновь оказаться в Голливуде. Вышедшую в 2012-м году
«Шкатулку проклятия» приняли чуть лучше «Ночного дежурства», а сейчас режиссер единолично отвечает за исторический сериал
«1864» для скандинавского телевидения и, возможно, рассчитывает на третий шанс в США.
обсуждение >>