Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Чебурашка и искусство

28 ноября
2014 год
 
 
2
3
5
6
7
9
12
13
15
16
18
19
21
23
24
25
27
28
30
31
 
 
 
 
 
2
4
5
6
7
9
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 
 
 
 
 
5
7
8
10
12
14
15
19
21
23
24
26
27
29
30
 
2
4
5
8
9
10
12
13
14
16
17
18
20
21
22
24
26
27
29
30
 
 
 
3
4
5
6
8
10
12
13
14
17
21
24
25
27
29
31
 
 
 
 
 
 
2
5
6
7
8
9
10
13
14
15
17
18
19
20
22
23
24
25
27
29
30
 
2
4
5
7
8
10
11
12
14
15
16
17
18
19
23
24
27
28
29
30
31
 
 
 
 
3
4
5
6
14
15
19
21
22
23
25
26
28
30
31
2
3
4
6
8
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
25
26
27
30
 
 
2
3
4
5
6
8
9
10
12
13
16
18
19
20
22
23
24
28
29
31
 
 
 
 
 
3
5
8
10
11
12
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
2
4
6
7
8
9
10
12
13
15
16
18
19
21
22
24
26
27
30
Все рубрики

>>

Чебурашка и искусство

Вот и затих уже скандал вокруг Музея кино. Затих, будто не было. Часть сотрудников ушли, часть осталось, а общество переключилось на обсуждение событий более актуальных и свежих, а также, разумеется, на подготовку к новогодним праздникам, благо уже конец ноября на дворе, и давно пора закупаться елочными игрушками. В конце концов, на все наши проблемы, ситуации, реформы и несправедливости нервов не напасешься. А история с Музеем кино - настолько типична для последних лет, что даже скучно ее пересказывать: очередное небрежное решение минкультуры, очередное наплевательское отношение к знающим и компетентным людям и предпочтение им якобы эффективных менеджеров, которые на деле оказываются совершенно неэффективными в конкретных ситуациях…

Чебурашка и искусство

Однако если присмотреться к истории вокруг Музея кино внимательнее, то обнаружится и еще один - куда более печальный и глубинный аспект - который, кажется, ускользнул от многочисленных комментаторов этой ситуации. По мере того, как разворачивался скандал, то и дело возникало ощущение, что огромная часть нашего общества (даже вполне себе просвещенного), если мельком о Музее кино и слыхала, то уж точно не понимает, зачем он нужен и чем занимается.

Если 10 лет назад Музей кино ассоциировался с кинопоказами, огромной просветительской работой в области кинематографа, с редчайшими картинами, которые можно было посмотреть только в залах на Красной Пресне, то после того, как Музей выселили из Киноцентра, суть деятельности этой организации стала для многих не совсем понятна.

Чебурашка и искусство

Разумеется, «не для всех понятна» - вовсе не означает, не важна. По крайней мере в мультипликационной области, Музей кино – организация бесценная, ибо именно здесь собраны множество артефактов, связанных с мультипликационным производством: эскизы, наброски, компоновки, фазы, куклы…

Чебурашка и искусство

Официально около 15 тыс. экспонатов, а если включать те предметы, которые в Музее хранятся, но еще не поставлены на учет (это ведь долгий процесс: нужно оценить, проверить подлинность и проч.), то и до 30 тыс. наберется. Эскизы из «Снежной королевы» и «Умки», «Карлсона» и «Винни-Пуха», куклы муми-троллей и, конечно же, знаменитый Чебурашка, которого при последнем страховании оценили в 3 млн. рублей. Все это – экспонаты Музея. Самые старые – артефакты от довоенных еще «Межпланетной революции» и «Китая в огне». Однако есть и совсем современные: пластилиновые объекты из «Горы самоцветов», работы Александра Петрова, Михаила Алдашина, Валентина Ольшванга.

Чебурашка и искусство

Осознать величие этой коллекции могут немногие. Как точно замечает старший научный сотрудник Музея кино по анимационному направлению Павел Шведов, «художникам-мультипликаторам не повезло: нет должной оценки их творчества». «Даже если сравнивать с другими прикладными искусствами, - говорит Шведов, - будь то театральное или декоративно-прикладное, художники-мультипликаторы все равно проигрывают, про них никто не знает. В идеале, Музей кино должен заниматься, в частности, и этим, то есть популяризацией и пропагандой их творчества и тогда, возможно, рано или поздно возникнет мультипликационный арт-рынок, подобный тому, который существует в Америке или Японии».

Чебурашка и искусство

Важность кино-артефактов (в частности, мультипликационных) недооценивалась в нашей стране всегда. Как результат, их сохранилось на порядок меньше, чем во многих развитых анимациях. Известны истории, когда рабочие материалы к фильму выкидывались коробками, как ненужный хлам, а уж случаев, когда они просто-напросто куда-то с годами исчезали, не счесть.
Чебурашка и искусство
«Художники, режиссеры, любые люди, находящиеся в творческой группе, создавая те или иные предметы для фильма, не задумывались, конечно, что эти предметы могут какой-то дальнейшей жизнью жить, - объясняет Павел Шведов. - Были те, кто забирал из студии все свои работы и складировал все дома. Но таких не много".

Чебурашка и искусство

Коллекция Музея собиралась по крупицам, отчасти, конечно, она формировалась из "закромов" студий, но очень многие материалы передавались в Музей режиссерами, художниками и их наследниками. Нередко сами передающие (если речь шла о наследниках) с трудом понимали, что именно они отдают, так что сотрудникам Музея, порой с помощью сторонних экспертов, приходилось проводить серьезные исследования, чтобы установить происхождение того или иного предмета, к какому фильму он относится, кем именно был создан, является ли подлинным. "При формировании Музея больше уделялось внимания именно исторической ценности, то есть прикладному значению этих предметов, - рассказывает Шведов. - В итоге это влекло за собой, с одной стороны, очень рачительное, бережное комплектование внутри Музея, а с другой стороны, комплектование и сбор явно доминировали по сравнению с изучением и пропагандой».

Чебурашка и искусство

Однако то начальный этап. В последние годы, когда коллекция Музея стала уже более чем существенной, дошли руки и до, собственно, пропаганды. Музей кино и сам организовал за минувшее десятилетие немало выставок, и неоднократно предоставлял экспонаты для чужих проектов. Выставки Федора Хитрука и Леонида Шварцмана, проект «Герои нашей анимации», приуроченный к 100-летию российской мультипликации, обаятельная новогодняя инсталляция в Галерее на Солянке, небольшая, но концептуальная экспозиция, посвященная «Веселой карусели», - все эти мероприятия собрали тысячи зрителей, заставив множество людей посмотреть на мультипликацию новыми глазами, оценить красоту изображения, изящество композиции, обаяние застывшего кадра и искусство его оживления.

Чебурашка и искусство

Сложностей, связанных именно с пропагандистским направлением, возникало множество. Первая из них, конечно, связана с отсутствием у Музея собственного выставочного пространства. Вторая - с тем, что в России не так уж много профессиональных кураторов кино- и анимационных выставок. Да и культурный опыт в этой сфере не богат: практически приходилось изобретать велосипед, опираясь на интуицию и западные традиции. Но самая главная проблема всегда заключалась в том, что тему приходилось раскручивать с нуля, обяъсняя себе и окружающим (от остальных участников до зрителей), зачем все это нужно.

Чебурашка и искусство

«Активность может быть тогда, когда есть запрос – запрос, связанный даже не с потребностями публики, а с тем, что существует значительное число людей, изучающих тему, - объясняет Шведов. - В текущей ситуации, когда институт весь законсервирован, сложно представить себе активную программу по использованию тех предметов, которые в Музее находятся. Понятно, что такого рода институты не должны вариться в собственном соку, а должны обеспечивать потребности людей, которые занимаются культурологией и искусствоведением».

Чебурашка и искусство

Тем не менее, после некоторого количества вполне успешных проектов, начало казаться, что лед тронулся. У Музея были большие планы, множество идей, да и в обществе все более отчетливо формировался запрос на проекты с участием Музея. Не только выставочные. Книги, Интернет-публикации, выведение в свет оцифрованных архивов... одним словом, выкладывание того культурного фундамента, который, увы, не сформировался в нашей стране исторически, но который совершенно необходим для органичного развития киноискусства вообще и анимационного - в частности. Историческая рефлексия по поводу национальной традиции, формирование представления об анимации как о виде искусства (а не развлечении для малышей), выделение (не интуитивное, а именно научно со всех сторон обоснованное) тех ключевых точек, которые определяют развитие и особенности нашей мультипликации. И, конечно, пропаганда искусства мультипликации.

Чебурашка и искусство

Сегодня Музею кино, как говорится, перебили крылья - чиновники Минкультуры, ангажированные кинематографисты, которые не вникают и не хотят даже задумываться о сути деятельности этой организации, большое российское общество, которое бесконечно требует "мультиков", полагая, будто "мультики" производятся компьютерами и нужно только включить правильную кнопку... в общем, в очередной раз в нашей стране сломали что-то ценное, походя, даже не вникнув, не задумавшись, не замешкавшись. И можно забыть о небольшом (по меркам страны) административном скандале, однако нужно понимать, что эта ситуация будет иметь последствия не столько для Клеймана и коллектива Музея, сколько для нашей анимации, нашего кино и всей страны.

Маша Терещенко

обсуждение >>

№ 1
Александр Седов (Екатеринбург)   30.11.2014 - 14:07
Очень плохо, что такой организационный коллапс постиг Музей кино. Я согласен с Марией Терещенко и Павлом Шведовым, что отечественную мультипликацию необходимо изучать и пропагандировать и что пока, увы,... читать далее>>
Поиск по меткам
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен