«Чапаев» был снят 80 лет назад молодыми режиссёрами
Весьма интересно подвергнуть своеобразной ревизии собственные впечатления о фильме, относящиеся ещё к студенческим временам во ВГИКе, когда многие из нас были склонны с сомнением относиться к общепризнанным шедеврам, а особенно скептически воспринимать те картины, которые стали невероятно популярными у зрителей. В случае с
«Чапаевым» также мешало его верной оценке определённое предубеждение против советского кинематографа 30-х годов, которое вроде как стало более реалистическим и жизнеподобным, якобы лишённым формального и стилевого новаторства в эпоху прихода звука в кино - в отличие от монтажно-метафорических и зачастую необычных по манере лент 20-х годов.
К тому же фильм «братьев Васильевых» превозносился в отечественном киноведении чуть ли не как первый образец социалистического реализма в советском кинематографе, а особая любовь Сталина по отношению к нему накладывала дополнительный отпечаток на несколько пренебрежительный настрой ряда «продвинутых вгиковцев», не желавших замечать какие-либо эстетические достоинства в этом поистине народном произведении. Оно же ведь на самом деле разошлось на излюбленные фразы и всем известные поговорки, породило множество анекдотов про Василия Ивановича, Петьку, Анку-пулемётчицу и даже про Фурманова.
Неудивительно, что теперь, обратившись спустя сорок лет к давно не виденному целиком (а не по отдельным фрагментам) «Чапаеву», изумляешься, прежде всего, что по сути это - типичный сказ, поведанный живо, непосредственно и с юмором, по-своему лукавая и немножко завиральная легенда, словно яркий пример народного творчества, как будто бы одна из тех песен, что звучат в данной картине. И если разобраться, в ней нет такой уж откровенной и пафосной советской идеологии, а всё преподнесено ненавязчиво и житейски убедительно, по правде человеческих характеров, узнаваемо и точно по бытовым деталям или сразу же запоминающимся словечкам. Кино про настоящих людей, а не про искусственно возвеличенных героев.
Но самое интересное, пожалуй, что «Чапаев» был снят всё-таки молодыми режиссёрами:
Сергею Васильеву ещё не исполнилось 34 года во время съёмок, а его однофамилец
Георгий Васильев отметил своё 35-летие через две недели после выпуска ленты на экран. Хотя оба успели немало пережить в бурную революционную эпоху и даже принять участие в боях (кстати, Георгий Васильев исполнил в фильме роль самодовольного офицера с сигаретой в зубах во время «психической атаки» каппелевцев), они не были широко известными в славном советском кино второй половины 20-х годов, когда оно по праву котировалось во всём мире. И понадобилась от тех, кто горделиво именовал себя «братьями Васильевыми», определённая дерзость в подходе к довольно сырому и невыразительному литературному материалу, оказавшемуся в их руках, чтобы сотворить своего рода «народный сказ о Чапае», создать подлинный киномиф, которому поверили практически все. Собственно говоря, в этом и заключается искусство кинематографической иллюзии - увлечь зрителей настолько, что будет уже трудно разубедить их в том, как это было на самом деле.
обсуждение >>