В прокат выходят
«Самолёты» (
Planes) — первый, кажется, мультфильм специального подразделения студии
«Дисней» (
DisneyToon Studios), демонстрирующийся на больших экранах: до этого анимационные ленты этого отдела выходили сразу на видео и DVD, и являлись сиквелами классических «диснеевских» картин (см.
«Король Лев 2»,
«Золушка 3»).
Очевидно, что появление русского персонажа в «диснеевском» мультфильме продиктовано маркетинговыми соображениями (известный продюсер
Джерри Брукхаймер не устаёт повторять, что Голливуд теперь зарабатывает по большому счёту не в США, а во всём мире — в том числе и в России, поэтому надо делать универсальные истории). По такому случаю мы вспомнили других отечественных героев в американских мультфильмах — от простодушного охотника Пети до забористого тигра Виталия.
*
«Сыграй мою музыку» (
Make Mine Music) студии «Дисней», 1946
Храбрый мальчик Петя в компании птички, кошки и уточки Сони, которая умирает, но не сдаётся, охотится на клыкастого лесного зверя с повадками Шерхана. Изначально мультфильм
«Петя и Волк» по музыке
Сергея Прокофьева (согласно легенде композитор лично принес партитуру в студию
Уолту Диснею) должен был стать одной из классических композиций в
«Фантазии». Однако «Фантазия» провалилась в прокате, а «Петя и Волк» превратился в отдельный короткометражный мультфильм, позднее вошедший в ещё один диснеевский музыкальный сборник — «Сыграй мою музыку». Как в таком случае говорится в картине, "все счастливы, кроме Волка".
*
«Приключения Рокки, Бульвинкля и их друзей» (
The Bullwinkle Show), 1961 – 1964
Известный мультсериал
Алекса Андерсона выходил сначала на ABC, потом на NBC, в общей сложности продержался на ТВ пять сезонов и сильно повлиял на маленького
Мэтта Гроунинга (понятно, что
«Симпсонов» и особенно
«Футурамы» тогда ещё не существовало даже на уровне сперматозоидов). Помимо протагонистов — социально ответственного бельчонка Рокки и туповатого лося Бульвинкля — он также славен своими антагонистами: шпионами Борисом Баденовым и Наташей Фатале из Поттсильвании, в которой легко угадывается Советский Союз (ну, или, по крайней мере, страна советского блока). Как отмечают критики, Борис Баденов был пародией на армянского актера
Акима Тамирова, а его сообщница Наташа Фатале — на
Грету Гарбо в комедии
«Ниночка». После эти шпионы появились ещё раз в фильме
«Борис и Наташа» Чарльза Мартина Смита и в игровой версии
«Приключений Рокки и Бульвинкля» 2000 года, где ими руководил Бесстрашный Лидер в исполнение
Роберта де Ниро.
*
«Зоолимпиада» (
Animalympics)
Стивена Лисбергера, 1980
Мультфильм — сатира на олимпийские игры (летние и зимние), где вместо людей выступают антропоморфные животные. Картина распадается на ряд виньеток, правда, есть магистральная тема — состязание на марафонской дистанции между французским козлом Рене Фромажем и африканской львицей Кит Мамбо. Что интересно, на Зоолимпиаде в соревнованиях ангажированы не страны, а континенты: Европа, Африка, Азия, Северная, Центральная и Южная Америка, Австралия, Евразия. От Евразии, которая представляют собой утрированную Восточную Европу (в частности, Советский Союз), выступают такие животные-спортсмены как Татьяна Тушенко (гимнастика), Никита Кролинофф (фигурное катание), Юрий Троцкий (лёгкая атлетика), Сергей Ведгенеков (плавание), Иван Дисавенцкий (тяжёлая атлетика) и др. Один из создателей этой ленты — «пиксаровский» аниматор
Брэд Бёрд (
«Рататуй»,
«Суперсемейка»).
*
«Американская история» (
An American Tail)
Дона Блута, 1986
В основу этого трогательного мультфильма легла биография американского композитора
Ирвинга Берлина. По сюжету мышонок Фэйвел Мышкевич вместе с родителями отправляется из Российской империи в Соединённые Штаты (Нью-Йорк) из-за антисемитских погромов, устроенных царём Александром III в Черниговской губернии. Интересно, что на наших экранах эта история была больше известна под своим оригинальным названием «Американский хвост» («хвост» (tail) и «сказка» (tale) по-английски произносятся одинаково), а Фэйвела назвали в честь дедушки продюсера картины
Стивена Спилберга —
Филиппа Познера. Фэйвел еврейская интерпретация его имени.
Во второй части действие переместилось на Дикий Запад. Там же происходили события последовавшего затем мультсериала, и только в двух последних полнометражных мультфильмах создатели вернулись в Нью-Йорк. Любопытно, что «Американская история» не единственная в мировой культуре произведение, где евреи изображены в образе мышей. Похожий антропоморфный приём использовал
Арт Шпигельман в комиксе
«Маус» про холокост, получившем Пулитцеровскую премию.
*
«Человек-паук» (
Spider-Man), 1994 – 1998
Сначала враг, а потом друг Спайдермена (по крайней мере, в мультсериале) петербуржец Сергей Кравинов по прозвищу Крэйвен-охотник появился в седьмой серии первого сезона. Потом — в цикле «Неогенный кошмар», где очень сильно помог Пауку, когда тот мутировал в настоящего паука. Запомнился, помимо всего прочего, фразой, обращённой к очерствевшему душой Карателю:
«Можно построить себе трон на штыках, но нельзя на него сесть». Кажется, никто не высказывался про месть более точно.
*
«Балто» (
Balto)
Саймона Уэллса, 1995
В основанном на реальных событиях мультфильме правнука фантаста
Герберта Джорджа Уэллса (
«Мы вернулись! История динозавра»,
«Машина времени»,
«Тайны красной планеты») про подвиг ездовой собаки хаски Балто, есть русский гусь Борис — в каком-то смысле приёмный отец главного героя. Борис откровенно комический и немного трусоватый персонаж (
«Я желаю тебе не удачи, а здравого смысла!»). Однако более заботливого гуся, кажется, не сыскать на всём белом свете.
*
«Анастасия» (
Anastasia)
Дона Блута и
Гари Голдмана, 1997
Мультипликационная версия х/ф
«Анастасия» (1956) с
Юлом Бриннером и
Ингрид Бергман (за который она получила второго в своей карьере «Оскара»). Игровая картина была снята по истории Анны Андерсон — женщины, долгие годы утверждавшей, что она является чудом спасшейся дочерью последнего русского царя, — и была драмой. Мультфильм студии
20th Century Fox, наоборот, больше сказка, в которой не обошлось без чудес и колдовства. Так, оказывается, во всех бедах династии Романовых надо винить не большевиков, а злого мага Григория Распутина.
Анимационная «Анастасия», конечно, развесистая клюква без какого-либо исторического и фактического правдоподобия (так, например, в песнях жители Северной столицы после Революции упорно продолжают называть город Петербургом, хотя он уже года два как именовался Ленинградом), однако это крайне приключенческое и весёлое по своему духу кино. Выполненное методом ротоскопии — предшественницы motion capture.
*
«Тачки-2» (
Cars 2)
Джона Лассетера и
Брэда Льюиса, 2011
В мультфильме «Тачки» (точнее, во второй, шпионской части) тоже не обошлось без русского персонажа. Это Пётр Транков — ржавый светло-зеленый автомобиль марки «ЗАЗ-968 Ялта», который в оригинальной версии носит имя «Петров-Транков». Он приспешник профессора Цундаппа — объявленного в розыск по всему миру немецкого оружейника, работающего на автомобильную мафию. Впрочем, запомнить обоих персонажей представляется делом непростым: слишком много в «Тачках-2» героев.
*
«Мадагаскар 3» (
Madagascar 3: Europe's Most Wanted)
Эрика Дарнелла,
Тома МакГрата и
Конрада Вернона, 2012
В заключительной части трилогии (одним из авторов сценария которой выступил небезызвестный
Ной Баумбах) стремящиеся вернуться в нью-йоркский зоопарк Алекс, Марти, Мелман и Глория прибиваются к бродячему цирку, в котором герои, помимо ягуара Джиа, встречают сибирского тигра Виталия (в оригинале его, кстати, озвучивает
Брайан Крэнстон). Виталий очень жёсткий, как и Уолтер Уайт (
"Во все тяжкие"), тип, который после неудавшегося трюка до чёртиков боится огня. В конце концов, он становится неимоверно дружелюбым, чего, опять же, уже не ожидаешь от Уолтера Уайта.
обсуждение >>