На феномене двойной жизни строится масса сюжетов — прежде всего это сказки о скрытой в душе человека сущности убийцы (
«Доктор Джекилл и мистер Хайд») или супергероя (Бэтмен). Подобный приём порождает комедии (
«Маска»), триллеры (
«Основной инстинкт»), хорроры (как классический
«Психо», так и постмодернистская
«Идентификация») и даже фильмы о 40-килограммовом
Кристиане Бэйле (
«Машинист»).
Но сегодня нас интересуют фильмы, где обе жизни протагониста относительно нормальны, и, хотя одна обычно гораздо эксцентричнее и опаснее другой, персонажам удаётся не только сохранить свою двойственность в секрете, но и обзавестись полноценным социальным кругом.
Такое бывает и в реальности: например,
Пауло Тьяго, знаменитый борец MMA в полусреднем весе, в обычной жизни работает спецназовцем, а точнее — бойцом самого известного и устрашающего спецподразделения Бразилии BOPE (БОПЕ). О том, насколько это суровые парни, можно узнать, например, из культового в Бразилии фильма о борьбе с коррупцией
«Элитный отряд», который стал международным хитом.
Итак, вот самые гармоничные киноперсонажи, ведущие двойную жизнь:
«Шарада»
Charade, 1963
Всякий режиссёр, снимавший
Одри Хепберн, заслуживает глубокой благодарности кинозрителей; те же, кто снимал её в дурашливых и бестолковых фильмах, заслуживают высших государственных наград. Фильм «Шарада» именно таков: здесь целая команда мультяшных злодеев безуспешно пытается хотя бы испугать главных героев; сами герои катаются на пароходиках, болтают, корчат смешные рожи и играют в «передай апельсин без помощи рук»; Одри Хепберн непрерывно ест. Что касается двойного агента, то его тут играет
Кэри Грант — несколько законсервированный (59 лет), но всё ещё бодрый секс-символ. За два часа с него срывают столько личин, что на титрах Хепберн зарекается рожать девочек — чтобы ни одно папино имя не пропало даром.
*
«Пикок»
Peacock, 2009
Фильм успешно продолжает сразу две традиции: логичную — переодевать
Киллиана Мёрфи в женщину (
«Завтрак на Плутоне»), и необъяснимую — давать ему странные имена (Бардольф в
«Холодной горе», Капа в
«Пекле», Скиллпа в «Пикоке»). Персонаж Мёрфи — нелюдимый банковский клерк с причёской гестаповца — никак не может выйти из-под влияния своей авторитарной, мёртвой матушки. Отсюда его альтер-эго Эмма, которая убирается, стирает, гладит и собирает на работу своего непутёвого сожителя. После неудачного происшествия с Эммой знакомятся добрые соседи, и Скиллпе отныне приходится поддерживать иллюзию брака с самим собой. Что он успешно и делает — в отличие от
Нормана Бейтса из «Психо», чей «костюм мамы» сочли бы неубедительным и смешным даже его жертвы. Если бы не были мертвыми.
*
«Дневная красавица»
Belle Du Jour, 1967
На самом деле название фильма переводится как «красноднев» — цветок, который французы назвали «дневной красавицей» за склонность зацветать рано утром и увядать к ночи. Обворожительная домохозяйка Северин не может спать с мужем, хотя и любит его; в конце концов она находит выход своим фантазиям, работая в борделе с двух до пяти, пока супруг на работе. Как и следовало ожидать, кончается всё не очень здорово. Первый цветной фильм
Бунюэля стал и самым успешным у зрителей, что, увы, подтверждает древнюю истину - «сиськи продают». К счастью, это никак не сказывается ни на качестве сисек (принадлежащих 24-летней
Катрин Денёв, которую здесь одевал лично
Ив Сен-Лоран), ни на качестве фильма (который получил Золотого Льва на Венецианском фестивале, а в 1995 году даже вышел на американские экраны — по настоянию
Мартина Скорсезе).
*
«Мистер и миссис Смит»
Mr. & Mrs. Smith, 2005
Классическая семейная комедия положений, только с пушками и
Анджелиной Джоли в латексе. Вопреки здравому смыслу, здесь два элитных убийцы пять (или шесть) лет притворяются друг перед другом обычными трудягами, проживая на одной жилплощади. И если строительный подрядчик
Брэд Питт почти не вызывает подозрений (кроме его склонности проводить отпуск в колумбийской наркостолице), то системный администратор с внешностью Анджелины Джоли — это всё равно что секретный агент-резидент с внешностью и акцентом
Арнольда Шварценеггера (да-да,
«Правдивая ложь» и
«Терминатор»). Несмотря на радостный идиотизм завязки, комедия вполне удаётся, а от положений захватывает дух — во многом благодаря немудрящим шуточкам на стереотипные темы: от тайников в духовке/коробке с «Морским боем» до мужа, узнанного по характеру стряхивания капли над унитазом. А для тех, кто из принципа не смотрит подобную ерунду, есть одноимённый
фильм Хичкока — тоже в каком-то смысле про семейные перевоплощения.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Многие психиатры твердо уверены, что болезни под названием «раздвоение личности», или, точнее, «диссоциативное расстройство идентичности» просто не существует. В доказательство они приводят статистику, согласно которой подавляющее большинство подобных больных живут в США, Великобритании и Канаде (где эту болезнь издавна показывают в кино), мало того — после выхода тематического фильма «Сибил» в 1973 году их количество выросло в десятки раз. Конечно, этот факт не делает эту, вполне реальную, реакцию на психологические травмы менее печальной; и потом, эта болезнь подарила нам сериал «Соединённые штаты Тары» — со сценариями Диабло Коуди и великолепной Тони Колетт в главной роли.
*
«Солдаты неудачи»
Tropic Thunder, 2008
Самый придурковатый фильм про раздвоение личности, «Солдаты неудачи» прошёл почти незамеченным нашей интеллектуальной публикой — хотя за рубежом вызвал дружный хохот киноманов и работников культуры.
Бен Стиллер — человек с невероятно тупым лицом и умной головой, фанат жанра мокьюментари, создал весьма жизнеспособную сатиру на всё, до чего дотянулся — от мифологии
«Апокалипсиса сегодня» и бесноватых евреев-продюсеров до ужасного киномаркетинга и «фильмов по реальным событиям». Что касается актёрского расслоения личности, тут его виртуозно демонстрирует
Роберт Дауни-мл. (
«Я не выхожу из образа, пока не закончил комментарии для DVD» и коронное
«Я-то знаю, кто я! Я чувак, играющий чувака, который притворяется другим чуваком!»). Чтобы по-настоящему оценить глубину падения Кирка Лазаруса в бездну им. Станиславского, можно посмотреть мокьюментари
«Депеши с края безумия», которые в свою очередь пародируют одновременно фильмы
Вернера Херцога и документалку
«Сердца тьмы: Апокалипсис кинематографиста».
*
«Бойцовский клуб»
Fight Club, 1999
Тысячи усталых клерков (и миллионы энергичных бездельников) увидели в «Бойцовском клубе» гимн нонконформизму и антикорпоративной борьбе. Однако, если присмотреться, можно заметить, что
Тайлер Дарден для героя является точно таким же «довлеющим папочкой», как его собственные родители и начальник; а настоящая победа Рассказчика в фильме — это победа над своими неврозами и неспособностью поддерживать отношения, которая приходит к нему лишь после смерти его сверхуспешного альтер-эго (для таких у Юнга был меткий термин: «хтонический фаллос»). Продолжая тему психоанализа, можно вспомнить слова режиссёра
Дэвида Финчера, который прямым текстом сравнил фильм с одной из концепций просветления: на пути к нему человек должен символически «убить» сначала родителей, потом Бога (здесь — ожидания общества), а потом учителя-наставника (Тайлера). Интересующихся гендерно-психологической трактовкой «Бойцовского клуба» отсылаем к соответствующему
тексту, а здесь отметим трогательность семейного быта двух мужиков: подёнщика-хулигана и страхового аналитика.
«Всю неделю мы были как Оззи и Харриетт», замечает Рассказчик, нежно поправляя галстук уходящему на работу… себе.
*
«Ледяной»
The Iceman, 2012
Пожалуй, самый невероятный пример по-настоящему двойной жизни, мало того — основанный на абсолютно реальных событиях (а где-то даже и слегка приглушённый в сравнении с жизнью). Поляк Ричард Куклинский слыл примерным, даже скучноватым семьянином и успешным валютным брокером; в параллельной реальности у него тоже была репутация — самого безжалостного наёмного убийцы итальянской мафии. Спустя тридцать лет и 100 или 200 трупов (точнее Куклинский вспомнить не смог) его разоблачили на мелочи; до этого ни семья, ни закон не подозревали Ричарда, который хитроумно замораживал трупы и выбрасывал их в других городах и даже штатах. «Ледяной», только теперь выходящий на российские экраны, стал бенефисом восходящей звезды «серьёзного» Голливуда — театрального актёра
Майкла Шэннона. Подобно
Дэниэлу Дэй-Льюису и
Хоакину Фениксу, Шэннон славится среди коллег маниакальным погружением в роль и инфернальной харизмой. Эта комбинация сперва принесла ему «Оскар» за роль второго плана (
«Дорога перемен»), а потом и подарила настоящую известность — которая в наше время достигается игрой в супер-сериалах (
«Подпольная империя»).
обсуждение >>