11 июля в прокат снова вышел культовый фильм британского режиссера
Гая Ричи «Карты, деньги, два ствола». 15 лет назад благодаря этой ленте он смог прославиться и заслужить уважение коллег по цеху, хотя это была его первая полнометражная картина. Чем же сейчас занимается «британский
Тарантино», и куда его привели созданные им работы?
Нестандартный подход Ричи к режиссуре объясняется тем, что он никогда не обучался киноискусству в специальных учебных заведениях. Гай не желал существовать в стандартных рамках, поэтому бросил школу и решил осваивать профессию самостоятельно.
Поначалу Ричи снимал рекламу и клипы для музыкальных групп. В 1995 году, заработав достаточное количество денег, он снял свою первую короткометражку
«Трудное дело» про карточного игрока с
Бенедикком Бейтсом и
Вейлом Оджо в главных ролях. Чуть позже сюжет «Трудного дела» будет переработан в сценарий ленты «Карты, деньги, два ствола».
В своей работе Ричи старался избегать неприкрытого насилия на экране: он хотел правдоподобно показать криминальную среду, высмеять её и воздержаться от лишнего кровопролития. Короткометражка получилась настолько удачной, что смогла впечатлить
Стинга, который согласился исполнить роль в следующей картине Ричи. За дело взялись жена певца
Труди Стайлер и друг Гая
Мэттью Вон, который позже станет известен в качестве режиссера таких фильмов как
«Звездная пыль»,
«Пипец» и
«Люди Икс: Первый класс».
Ричи хотел добиться того, чтобы каждый актер хоть чем-то походил на своего персонажа. Кастинг длился долго, и, в результате, четверку друзей сыграли
Ник Моран (Эдди),
Джейсон Флеминг (Том),
Декстер Флетчер (Мыло) и
Джейсон Стэтэм (Бекон), который до этого зарабатывал на жизнь уличной торговлей. Стинг исполнил роль отца Эдди Джея Ди,
Винни Джонс – Большого Криса, а
П. Х. Мориарти – Гарри Топора. Винни Джонс, бывший футболист, и Джейсон Стэйтем, который когда-то входил в британскую олимпийскую сборную по плаванию, начали свою кинокарьеру именно с «Карт, …».
Дебют Ричи в большом кино был сверхуспешным: фильм быстро набрал популярность. Криминальная комедия с неожиданными поворотами сюжета и харизматичными героями завоевала любовь публики на долгое время. Теперь уже продюсеры не сомневались в способностях молодого режиссера и с готовностью профинансировали его новый проект.
Фильм
«Большой куш» вышел спустя два года и повторил не только успех предыдущей картины, но и во многом ее сценарий: несколько сюжетных линий, замысловато переплетающихся между собой и, главное, непредсказуемый финал – вот, что объединило эти два фильма. Тем не менее, это никак не навредило работе. Главной звездой стал
Брэд Питт: впечатленный первым фильмом Ричи, актер выразил желание сыграть в «Большом Куше». К сожалению, из-за американского акцента голливудский актер не мог исполнить главную роль, для которой было необходимо произношение британской столицы. Но Питт получил роль Микки-цыгана, и тут есть своя история: все цыгане в фильме говорят настолько неразборчиво, что никто, кроме них самих, не может их понять. Отсюда – много комедийных ситуаций. Этот прием – ответ или, вернее, издевательство Ричи над теми критиками, которые заявляли, что в фильме «Карты, деньги, два ствола» невозможно разобрать, о чем говорят главные герои из-за чересчур выраженного кокни.
Интересно, что у каждого персонажа в первых двух фильмах Ричи был реальный прототип. Происходящее с идиотами-грабителями Солом, Винсентом и Тайроном – реальные случаи из уголовной хроники британской столицы.
Еще до съемок «Большого куша» Гай Ричи познакомился с
Мадонной на вечеринке их общей подруги Труди Стайлер. Долгое время пара общалась только по телефону, но затем их отношения окрепли, и в конце 2000 года состоялась свадьба. Мадонна оказала влияние как на самого режиссера, так и на его творчество. И влияние это нельзя назвать положительным…
Короткометражка
«Звезда» 2001 года, в главных ролях – Мадонна и
Клайв Оуэн. Продолжительность – 10 минут. Благодаря Гаю Ричи обычный рекламный ролик, снятый по заказу BMW, стал настоящей комедией с легким криминальным оттенком. Самое интересное, что в титрах указан только Клайв Оуэн, сыгравший Водителя. Получается, Мадонна изобразила саму себя – избалованную знаменитость с крутым нравом, настоящую стерву. Ричи жестоко посмеялся над своей женой, а она, видимо, не имела ничего против. В «Звезде» еще чувствуются отголоски предыдущих работ режиссера, а также его фирменный стиль: голос за кадром и клиповый монтаж. И все же было одно «но»: Мадонна, которая за 10 минут успела продемонстрировать полное отсутствие какого-либо актерского таланта.
В 2002 году Ричи снял комедийную мелодраму
«Унесенные», которая сильно отличалась от его предыдущих картин. В главной роли режиссер задействовал свою жену - и получил худший фильм за всю карьеру. Лента стала большим разочарованием для его поклонников, а история выживающих на необитаемом острове стервозной дамочки Мадонны и какого-то моряка была и сыграна, и снята абсолютно бездарно. Многие решили, что талант Ричи загубила его связь с Мадонной, что режиссер «опопсел» и никогда больше не снимет шедевров, подобных «Картам, …» или «Большому кушу». «Ричи продался Голливуду», - был однозначный вердикт публики. И действительно, «Унесенные» навевали такую тоску, что до сих пор остаются грязным пятном на профессиональной репутации британца.
После провала "Унесенных" имя Гая Ричи несколько лет почти не мелькало в таблоидах - он появлялся в СМИ разве что как «муж Мадонны». Наконец, в 2005 году на экраны выходит картина
«Револьвер», которая снова рассказывает о картах, деньгах и стволах. Очевидно, кинокритики ожидали многого от этого фильма, однако, как только он вышел в прокат, на него посыпался ворох уничижительных рецензий. Критиковали всё: нелинейное повествование, «лишние», не влияющие на ход событий, сцены, несоответствие жанру и несоблюдение правил режиссуры. Его даже называли «кинематографической шизофренией». Многие отмечали, что если бы не полная каша, разобраться в которой практически невозможно, то сумбур, показанный Ричи на экране, можно было бы назвать «серьёзным, вдумчивым и глубоким».
То ли жена так на него повлияла, то ли любовь к экспериментам, однако в 2007 году Ричи снимает телевизионный фильм
«Подозреваемый», который так и не получил широкой известности. Карьера режиссёра, знающего все о лондонских кокни, стремительно катилась вниз. Всё, что ему было нужно — это возвратиться к старому доброму стилю фильмов «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш».
Фильм
«Рок-н-рольщик» с
Джерардом Батлером в главной роли, ещё раз показал, что британский режиссёр может всё, когда захочет, конечно. В этом кино нет ничего нового для Ричи: быстрый темп, остроумные диалоги, сложно переплетённые сюжетные линии, оружие, деньги и гора стереотипов о низших слоях населения Лондона. «Рок-н-рольщик» стал высшей точкой на кривой криминальных фильмов британца: от нечистой карточной игры и фальсификации результатов боксёрского поединка к нечестным отношениям, касающимся недвижимости. Криминальные авторитеты становятся значительнее, ситуация — запутаннее, а к денежным суммам прибавляется несколько нулей, однако всё это не меняет смысла происходящего. Другими словами, Ричи стал играть по-крупному, плюс добавил пародию на Романа Абрамовича. Если вы ищете новизны в фильме «Рок-н-рольщик», то посмотрите где-нибудь в другом месте. Но это совсем не плохо, потому что после нескольких провалов Ричи снял то, что у него действительно получается, и получается хорошо. Кстати говоря, именно в этом фильме
Кристофер Нолан и приметил
Тома Харди, которого впоследствии снял в картинах
«Начало» и
«Тёмный рыцарь: Возрождение легенды».
Через месяц после выхода «Рок-н-рольщика» Гай Ричи расстаётся с Мадонной, обозвав её при этом умственно отсталой. Поклонники британца не скрывали своей радости по этому поводу, часть из них считала, что двум настолько талантливым людям сложно ужиться под одной крышей и не начать подстраивать партнёра под себя, другая часть откровенно ненавидела певицу. Ричи не скрывал, каким сложным для него оказался этот период жизни, но он не терял времени даром и снял рекламу для компании Nike, которая стала настоящим хитом. В то время ходили слухи, что Гай хочет снять фильм об Андрее Аршавине и его переходе в известный футбольный клуб Арсенал. Так вот, в рекламе есть момент, когда главному герою (от лица которого зритель и видит всё происходящее) передают форму Арсенала. Связан ли этот ролик с Аршавиным, остаётся загадкой, однако некоторые подозрения определённо есть.
Реклама была для Ричи своего рода развлечением, потому как в том же 2009 году на экраны вышел фильм
«Шерлок Холмс», а через два года -
«Шерлок Холмс: Игра теней» с
Робертом Дауни-мл. и
Джудом Лоу в главных ролях. Эта дилогия вознесла Гая Ричи на вершину успеха, больше никто не говорил о нём только лишь как о «бывшем легендарной Мадонны». Разумеется, кино такого масштаба не могло не изменить стиль британского кинорежиссёра. «Шерлок Холмс» - это полноценный коммерческий проект, заказанный и спродюсированный Голливудом и не имеющий практически ничего общего с предыдущими работами Ричи. «Холмс» наконец-то позволил Дауни отделаться от образа «железного человека», а Джуду Лоу, наоборот, приобрести хоть какой-нибудь образ. Оригинальный сюжет и совершенно гениальные саундтреки от
Ханса Зиммера сделали своё дело: вместе фильмы собрали более миллиарда долларов в мировом прокате, окупившись 5 раз! Холмс Гая Ричи — это несчастный, безответственный наркоман, который спит на полу, оскорбляет лучшего друга, ставит эксперименты на его собаке и уж точно не носит войлочную кепку. Он — скандалист, практикующий боевые искусства и одевающийся в грязное тряпьё чаще, чем в строгий костюм. Первый «Холмс» имел такой грандиозный успех, что после его выхода начались съёмки сериалов
«Шерлок» (Великобритания, 2010),
«Элементарно» (США, 2012) и
«Шерлок Холмс» (Россия, 2013). Ричи по-новому рассказал о жизни знаменитого сыщика и снова ввёл в «тренд» героя Конана Дойля.
После «Шерлока Холмса» Ричи снял рекламный ролик к игре
Call of Duty Black Ops II, где появился и сам «Холмс» - Роберт Дауни-младший - в роли пилота истребителя. «Ватсон» тоже не остался в стороне. В 2010 году Гай Ричи создал загадочный и дерзкий 5-минутный ролик для духов
Dior Homme, где в главной роли снялся Джуд Лоу. В следующий рекламный проект — рекламу для бренда
H&M — Ричи пригласил
Дэвида Бекхема, который на протяжении всего ролика щеголял в одних трусах.
Сейчас Гай Ричи занят в проекте
«Человек из U.N.C.L.E.», являющемся ремейком одноимённого сериала о трудовых буднях агентов организации со странным названием UNCLE. После долгих размышлений, кастингов и отклонённых предложений (от роли отказались
Джонни Депп,
Том Круз,
Джордж Клуни,
Ченнинг Татум,
Бен Аффлек и
Брэдли Купер) на роль американского шпиона создатели фильма взяли
Генри Кавилла. Так,
«Человек из стали» станет «Человеком из U.N.C.L.E.». Что из этого получится: стильный криминальный боевик, большое кассовое кино или крупное разочарование — увидим в 2014 году.
Некоторые могут сказать, что Ричи из оригинального независимого режиссера превратился в голливудскую марионетку. Другие, может, наоборот – что британский Тарантино вышел из тени своего «предшественника» на «криминальной» почве и только сейчас начал раскрываться. Оценка творчества Ричи – дело субъективное. Одно мы знаем точно: он успешен и востребован, ведь не зря же его фильм «Карты, деньги, два ствола» выходит в повторный прокат наряду с такими лентами из «золотой коллекции» кинематографа, как
«Ромео+Джульетта» База Лурмана,
«Эдвард руки-ножницы» Тима Бёртона и
«Криминальное чтиво» Квентина Тарантино. Между Тарантино и Ричи всегда проводили параллели: кто знает, может в скором времени британец снимет своего
«Джанго»?
обсуждение >>