Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

А в Подмосковье водятся лещи...

28 апреля
2013 год
 
3
4
6
9
12
14
15
17
18
20
24
25
27
29
30
31
 
 
 
 
2
3
4
5
7
9
11
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
25
26
28
29
 
 
 
 
2
3
4
5
8
9
10
11
12
14
15
16
17
18
20
21
23
24
25
26
27
29
30
31
3
4
5
6
8
9
11
12
13
14
15
17
19
20
21
22
24
25
26
27
28
29
30
 
 
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
13
14
16
17
18
19
20
21
23
24
25
26
28
29
30
31
 
 
 
 
 
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
28
30
1
2
3
4
5
6
7
9
11
13
14
15
16
18
19
20
21
22
23
24
26
28
29
30
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
25
26
27
28
29
31
 
 
 
 
 
 
2
3
5
6
7
8
9
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
27
28
29
30
 
2
3
4
5
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
27
28
29
31
 
 
 
 
2
3
4
5
7
8
9
10
11
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
24
25
26
27
28
29
30
 
 
 
 
 
 
3
4
5
6
7
8
9
13
14
15
16
17
19
21
22
23
24
25
27
29
30
Все рубрики

>>

На минувшей неделе, 19 апреля, в Концертном зале им. Чайковского состоялся "Мульт-концерт". Без малого три часа с детства знакомой музыки в исполнении симфонического оркестра, разговоры про анимацию, театрализованные номера и даже быстрые мастер-классы по созданию мультфильмов, - такой вот праздник для взрослых, которые решили вспомнить (а может, и не забывали вовсе) детство.
Ирина Медведева вместе с царевной из Летучего корабля поет о том, что она не хочет по рассчету, а хочет по любви
Со стороны даже странно немного: полный зал, одна из самых престижных в Москве концертных сцен, на которой выступало немало великих (начиная с Клаудио Аббадо и заканчивая Тан Дуном - и это только в нынешнем сезоне), великолепный оркестр под управлением Сергея Скрипки, даже капелла Юрлова в составе человек сорока, если не больше, вышла на сцену подпевать... И все это ради чего? Ради детских песенок? Но так ведь музыку для советских мультфильмов тоже не абы кто писал. Среди мульт-композиторов можно увидеть и Альфреда Шнитке, и Дмитрия Шостаковича, и Владимира Мартынова. Эти имена, правда, не прозвучали в ту пятницу со сцены зала Чайковского, зато были другие, порой не менее культовые. Например, оркестр исполнил отрывок из "Маугли" Софии Губайдулиной. Даже ради одного этого номера уже стоило пойти на "Мульт-концерт", ибо где еще можно услышать "Маугли" в живом симфоническом исполнении?
Зловещий и ужасный удав Каа совершает на экране безумный танец под музыку Софии Губайдулиной
Вообще, если говорить о задачах "Мульт-концертов" (коих прошло за последние полтора года уже четыре штуки), их инициатор и организатор журналист, киновед, документалист Сергей Капков, надо думать, преследовал сразу несколько целей. С одной стороны, тут, конечно, ностальгия имеет значение, и в концертном действе можно было усмотреть интеллектуальный вариант любимейшего публикой нулевых жанра "старые песни о главном". С другой - несомненно "Мульт-концерты" стали неотъемлемой частью пропагандистской деятельности, которой занимается сейчас анимационное сообщество. И не даром почти на всех этих мультипликационно-музыкальных мероприятиях стоит логотип "Ассоциации анимационного кино", которая принимала иногда номинальное, а иногда и вполне серьезное участие в организации. Вспомнить старые мультфильмы, поговорить еще раз об их создателях, сделать реверансы в сторону тех, кто еще жив, и поклоны тем, кого уже нет - все это цели достойные и несомненно важные для организаторов. Но помимо этих двух задач, надо думать, преследовал Сережа Капков и еще одну цель, а именно - рассказать немного о том, как сложно формируется это вроде бы простое детское искусство мультипликации.
Вокальная группа Класс-центр
Это очень в духе Капкова, который любит обращать внимание именно на мало заметное, на то, что порой ускользает от рассеянного зрительского взгляда. Так, он посвящал книги и документальные фильмы актерам второго плана, так же, как киновед и журналист сосредоточил свой взгляд на анимации еще в те годы, когда большинство журналистов совершенно не интересовались этим видом искусства. Так же и сейчас обратил внимание на музыку из мультфильмов, вроде бы такую знакомую, однако не получившую того серьезного признания, которое она заслуживает. Накануне концерта Сережа не забыл мне сказать напутственно: "Обрати внимание, какой хороший оркестр. О нем редко пишут, потому что это оркестр Кинематографии, а ведь он - один из лучших у нас". И фразой этой напомнил мне фею из шварцевской "Золушки", говаривавшую бывало: "Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь".
Вообще, скажу ужасную вещь: может, и стоило потерять советскую мультипликацию, чтобы начать, наконец, относиться к ней серьезно. То же относится и к анимационной музыке. Нужно было прожить 20 без малого лет без новых детских песенок, чтобы суметь оценить старые.
Государственная академическая хоровая капелла России им. А. А. Юрлова
Ну да, снявши голову, чего уж по волосам плакать, так что будем лучше хранить и ценить имеющееся. Например, действительно Российский государственный симфонический оркестр кинематографии, который и впрямь оказался очень хорош. Я впервые, надо сказать, слышала их живьем, хотя оркестру этому, как не преминул сообщить со сцены ведущий концерта Вадим Жук, 90 лет. И, конечно, его великолепного руководителя и дирижера Сергея Скрипку, который оказался еще и блистательным обаятельным артистом: прямо не выходя из-за дирижерского пульта, он исполнил партию короля в песне "Такая-сякая" (из "По следам Бременских музыкантов").
Дирижер Сергей Скрипка вместе с шоу-группой Республика исполняет песню Такая-сякая из мультфильма Бременские музыканты
И еще, собственно, ценить следует замечательного Вадима Жука, бессменно ведущего конферанс всех анимационных мероприятий. Стоит включить какой-нибудь унылый государственный концерт на Первом канале, чтобы понять: какое счастье, что у аниматоров есть Жук, способный превратить скучную говорильню в феерическое шоу одного актера с экспромтами, яркими шутками, невероятными непредсказуемыми эскападами. При этом удивительным образом Жук умеет не приносить смысла в жертву шутке, так что речь его, какой бы смешной она ни была, всегда насыщена "полезной информацией" - от рассказа о пародийном характере песенки "Моя Лилипуточка" из "Нового Гулливера" до общих рассуждений о том, что "анимационные профессии погибают в фильме" или о том, что аниматоры "любят заниматься не своим делом".
Инициатор и режиссер концерта Сергей Капков (слева) вместе с Петром Маркиным исполняют Дуэт Жаркова и Холодкова из мультфильма Мальчик шел, сова летела (муз. Сергея Никитина)
И то, и другое - правда. Зрители могли воочию убедиться, как непрост труд аниматора, который обычно они вовсе не замечают на экране. Имелось для этого даже целых три шанса. Сначала Наталия Дабижа - педагог, режиссер и один из самых славных российских аниматоров - под камерой показала, как одушевляется кукла. Подопытным в этом эксперименте стала настоящая Шапокляк: Наталья Борисовна совершала миллиметровые манипуляции с фигуркой, а зрители могли наблюдать за этим на больших экранах по краям сцены. Как же ловко: чуть подняла руку, чуть подвинула ногу, голову чуть повернула, раз, снято, и так кадр за кадром, а потом - бац, и две секунды видео, на которых кукла оживает. Знаете, я привычная уже, много раз видела, как это все делается, и все равно неизменно у меня захватывает дух при наблюдении за процессом одушевления и возникает ощущение чуда.
Экран на сцене крупно показывает руки Натальи Дабижи, анимирующей в реальном времени старуку Шапокляк
Второй крошечный мастер-класс был посвящен технике "пиксиляции" - это покадровая съемка живых актеров. За камерой стоял Алексей Почивалов (со студии "Пилот"), а в роли "живого актера" выступал все тот же Вадим Жук, который принимал разные позы и запечатлевался на камеру. Наконец, третьим аттракционом стало выступление Романа Пальченкова и Артема Долгополова, которые продемонстрировали технику "фризлайт". Пожалуй, это один из самых впечатляющих анимационных методов: художник в темноте рисует фонариком в воздухе фигуры (помните, как в детстве: если быстро крутить горящей палочкой, получится круг, однако фризлайтеры делают отнюдь не круги, а куда более сложные контуры), а потом на пленке эти фигуры оживают, начинают движение. "Фризлайт" сегодня очень моден, им с середины нулевых увлекался, например, японский художник под псевдонимом Tochka и сегодня во многих уголках мира появляются энтузиасты этого волшебного рисования светом. А изобрели световую технику, на самом деле, очень давно (правда, под другим названием). Еще в первой половине XX века наш бывший соотечественник Александр Алексеев научился снимать движения света на долгой выдержке так, что на пленке они обретали очертания фигур.
Вадим Жук (справа) позирует Алексею Почивалову для мультфильма в технике пиксиляции
Ну да вернемся к музыке - ведь именно она все-таки была на "Мульт-концерте" главным героем, и герой этот показал себя во всей красе. За без малого три часа действия со сцены прозвучало 32 музыкальные композиции, написанные двадцатью композиторами для 30 мультфильмов. В общей сложности на сцену вышло 20 исполнителей, не считая уже упомянутой государственной академической хоровой капеллы им. А.А. Юрлова и детской вокальной группы "Класс-центр".
Шоу-группа "Республика", меняя костюмы для каждого выступления, исполняла "Песню о трех желаниях" (из "Волшебника изумрудного города", муз. Игоря Ефремова), "Ах, если бы сбылась моя мечта" (из "Летучего корабля", муз. Максима Дунаевского) и "Такую-сякую" (из "По следам Бременских музыкантов", муз. Ганнадия Гладкова). Ирина Медведева продемонстрировала пронзительный вокал в той же "Мечте" и в "Песне царевны" (из "Летучего корабля") и разыграла вместе с Григорием Сиятвиндой и Владимиром Ябчаником музыкальную сценку "Лилиана" (из "Очень Синей Бороды, муз. Геннадия Гладкова).
(слева-направо): Владимир Ябчаник, Григорий Сиятвинда и Ирина Медведева с песней Лилианна
Вячеслав Войнаровский спел пародийный романс про "Мою лилипуточку" (из фильма "Новый Гулливер", муз. Льва Шварца), а потом вместе с Ларисой Брохман и детским хором "Класс-центра" исполнил песенку Колобка. Эта последняя, самая, кстати, новая музыкальная композиция в концерте, была написана для мультфильма "Колобок" из цикла "Гора самоцветов" самим режиссером фильма Мариной Карповой.
Вячеслав Войнаровский с песней Моя лилипуточка
Выразительна была и Зоя Зелинская, которая в необычном костюме и шляпке пела за старуху-кошатницу из мультфильма "Мук-скороход" (муз. Давида Кривицкого).
Зоя Зелинская поет о любви к кошкам
И Светлана Степченко по-настоящему позабавила: понятно, что "детскими голосами" в фильмах зачастую поют вполне взрослые актеры, но совсем неожиданно видеть солидную красивую даму в вечернем платье, которая "детским голосом" исполняет песенку Антошки (из "Антошки", муз. Владимира Шаинского) или "Дорожную песенку" (из "Паровозика из Ромашкова", муз. Владимира Юровского).
Светлана Степченко и вокальная группа Класс-центр поют Антошку
Всех не перечислить. Впрочем, никак нельзя было бы забыть про Ларису Брохман, новую звезду анимационной озвучки, голос которой знает сейчас каждый ребенок - подобно тому, как каждый советский ребенок знал голос Клары Румяновой. Брохман принимает участие в озвучке, кажется, половины современных мультфильмов, начиная с "Эльки", заканчивая "Фиксиками", "Везухой", "Озорной семейкой" и эпизодами из "Горы самоцветов" (например, в "Петушке и кошечке" она играет сразу все роли). Неудивительно, что Лариса нарасхват. Она невероятно артистична и обаятельна, отлично поет и уморительно (что немаловажно, совершенно при этом не пошло) умеет кривляться. Комментируя ее выступление, Вадим Жук сообщил, что Лариса, прежде, чем стать актрисой, была врачом: "Огромное счастье, что она ушла из медицины: мы все живы и слушаем ее прекрасный голос". Уж не знаю, повезло ли медицине, но анимации определенно с этой сменой профессий подфартило. На "Мульт-концерте" Брохман спела вместе с детским хором "Песню туристов" (из "Шапокляк", муз. Владимира Шаинского) и вместе с Сергеем Никитиным исполнила "Песню злых волшебников" (из "Сказки о потерянном времени", муз. Сергея Никитина).
Лариса Брохман поет с детским хором о преимуществах отдыха в Подмосковье, а Сергей Скрипка за спиной у детей пытается ими дирижировать
При всем богатстве выбора - и номеров, и исполнителей, пожалуй, на втором месте после "Маугли" Губайдулиной оказался Сергей Никитин с песней "Про лошадей" собственного же сочинения (из "Большого секрета для маленькой компании"). Может, дело в том, что аутентичное исполнение все как-то роднее, а может, - в завораживающем никитинском таланте. Или даже в самой песне. Как знать? В отличие от остальных актеров, Никитин ничего на сцене не изображал, пел так же естественно, как говорил, и даже микрофон с колонками, повинуясь его низкому бархатному голосу звучали будто бы иначе, чем у других. А когда в середине песни партия перешла к маленькому мальчику из "Класс-центровского" хора, тут уж и вовсе мурашки пошли по коже.
Сергей Никитин и Лариса Брохман
Насколько я понимаю, организаторы концерта и сами не ожидали, что номер этот так хорошо прозвучит. Иначе, возможно, поставили бы его в финал концерта. Ну да у меня позиция более выгодная, поэтому свой рассказ я завершу именно на нем. И в качестве финальной точки напомню одно четверостишие из этой песни - четверостишие о красоте невозможного.

Очень многие думают, что секретов у лошади нет -
Ни для большой, ни для маленькой, ни для какой компании.
А лошадь летает и думает, что самый большой секрет -
Это летание лошади, нелетных животных летание.

Фотографии Павла Птицына

обсуждение >>

№ 3
Маша Терещенко (Москва)   4.05.2013 - 23:38
... Да, исправила, по случайности не та фамилия вставилась читать далее>>
№ 2
Александр Седов (Екатеринбург)   3.05.2013 - 15:12
// Вообще, скажу ужасную вещь: может, и стоило потерять советскую мультипликацию, чтобы начать, наконец, относиться к ней серьезно. // Интересная мысль. Правда, не уверен, что всё так благостно. читать далее>>
№ 1
Георгий Бородин (Москва)   29.04.2013 - 12:18
Маша, музыку к "Муку-скороходу" писал не Вайнберг, а Давид Кривицкий. читать далее>>
Кино-театр.ру в Telegram