Для меня нынешний Суздальский фестиваль был 9-м, и я точно могу сказать, что ни один предыдущий не приносил мне такого радостного оптимизма. Анимационная жизнь закипела, забурлила, и хотя проблем по-прежнему много, но уже нет этого депрессивного чувства их непреодолимости.
Анализируя это ощущение, я стала вспоминать предыдущие годы, и среди прочего в памяти моей всплыло одно небольшое журналистское исследование, предпринятое мной каких-то два года назад. Мы тогда все время говорили о том, что государство дает мало денег, что нет ресурсов для реализации проектов, что при такой финансово-индустриальной ситуации практически невозможно сделать что-то хорошее. Как журналист я в меру сил проводила пропагандистскую кампанию на эту тему и осознала однажды, что одного важнейшего аргумента мне не хватает, ибо все разговоры про «дайте денег» всегда упираются в конечном итоге в логичный вопрос «зачем?» или «на что?» Так что я затеяла опрос аниматоров, режиссеров и прочих талантливых людей и просила их рассказать о своих творческих мечтах, на реализацию которых им, собственно, и нужны государственные (или какие-то другие) деньги.
фото: Ольга Гусинская
Результаты исследования, опубликованные впоследствии на OpenSpace.ru, несколько меня разочаровали. Режиссеры отвечали на мои вопросы без особенного энтузиазма, и возникало ощущение, что на самом деле у большинства из них нет заветных планов и рвущихся наружу проектов. И вдруг на какое-то время мне показалось, что в этом-то и есть главная проблема нашей анимации.
фото: Ольга Гусинская
Теперь я с радостью понимаю, что ошиблась. На нынешнем Суздале фестивальный турцентр был наполнен людьми, которые буквально фонтанировали идеями. Участники феста обсуждали в холле грядущие сериалы, договаривались о сотрудничестве, на ходу придумывали новые проекты, студии находили авторов, художники знакомились с новыми продюсерами.
Что же изменилось? А очень просто: у русской анимации появились деньги. Припомнив, что бытие определяет сознание, могу с уверенностью теперь сказать, что наличие возможностей реализовать проект отлично стимулирует творческую активность художников.
фото: Ольга Гусинская
Видимо, директор Суздальского фестиваля Александр Герасимов осознал эту максиму раньше, чем я, а потому устроил в этом году на фестивале «питчинг» (конкурс проектов), который стал одним из самых ярких событий Суздаля 2013. Мне посчастливилось оказаться в селекционной комиссии этого конкурса вместе с директором студии «Союзмультфильм» Николаем Маковским, знаменитым режиссером Эдуардом Назаровым и режиссером Дмитрием Наумовым. К нашему огромному удивлению отчитывать пришлось 44 проекта (хотя мы рассчитывали, что будет их едва ли 20). Среди заявителей были и большие студии, и известные режиссеры, и совсем начинающие авторы. Нам нужно было отобрать для финала 10 проектов, и это оказалось непростой задачей, поскольку интересных заявок было куда больше. Например, среди присланных проектов был любопытнейший сериал студии D3 Media «Джордж и тайны вселенной». В основе его – недавно вышедшая в России одноименная книга астрофизика Стивена Хокинга (автора знаменитого труда «Черные дыры и молодые вселенные») и его дочери Люси Хокинг. Не знаю, как вам, но лично мне кажется, что увлекательный сериал для детей по астрофизике – это супер!
фото: D3 Media
Еще из не вошедшего – довольно неплохой по замыслу сериал студии «Мынику» про мамонтенка Любу, который не попал в финал отчасти по формальным причинам (проект был недостаточно подробно расписан), отчасти из-за неудачного изобразительного ряда. А одному из моих коллег понравились, например, «Обуванчики», которые создаются как римейк одноименного британского сериала про живые ботинки.
В принципе, из 44 проектов, присланных нам на селекцию, больше половины достойны серьезного обсуждения: при правильном подходе они могли бы превратиться в отличные фильмы. Тем не менее, перед нами стояла задача выбрать лучшие 10, что мы и сделали в меру своего понимания.
Авторы этой конкурсной десятки приехали на Суздальский фестиваль и теперь уже лично представляли свои идеи перед полным залом людей во главе с достопочтенным жюри. В него вошли продюсер СТВ Сергей Сельянов, продюсер студии «Петербург» («Смешарики») Илья Попов, генеральный директор студии «Анимаккорд» («Маша и Медведь») Дмитрий Ловейко, Александр Герасимов, художественный руководитель студии «Пчела» Мария Муат и Десислава Медкова из Фонда кино.
фото: студия "Аэроплан"
Финалисты питчинга получились очень разные. От масштабных коммерческих проектов до короткометражного студенческого кино. Среди первых – полнометражный сиквел «Белки и Стрелки», а также полнометражная фантастическая сказка от студии D3 Media «На краю света». Рядом – новый проект студии «Аэроплан» - «Мультконцерт» (о нем kino-teatr.ru уже рассказывал). Эти три проекта были представлены большими студиями и участвовали в питчинге не для того, чтобы найти денег на производство, а скорее для того, чтобы обрести сочувствующих: кому-то нужны были сценаристы, кому-то аниматоры, а кто-то не отказался бы и от финансового партнерства с другими производителями.
фото: D3 Media
Другое дело участники-режиссеры. Они представляли на питчинге именно свои идеи – в поиске тех студий и коммерсантов, которые могли бы заинтересоваться. Питерские режиссеры Дмитрий Высоцкий и Андрей Сикорский представляли детский сериал «Привет, сосед!». Здесь речь о живущих по соседству кошках и собаках, которые учатся находить общий язык и существовать мирно, несмотря на разные системы ценностей и повадки.
фото: Студия Высоцкого и Сикорского
Еще один детский проект «Почему?» приехал на Суздаль из Америки. Его придумал русско-американский режиссер Ринат Газизов (недавно в кино шел его полнометражный фильм «Похождения бравого солдата Швейка»). Герои этого сериала заставляют вспомнить о «38 попугаях» - это слоненок, попугай, обезьянка и другие детеныши африканских животных. Каждый день эти ребята-зверята сталкиваются со множеством сложных вопросов: почему Солнце встает? Почему слонята не умеют лазать по деревьям? Как устроено время? И вместе со зрителями ищут объяснения всему, что видят вокруг себя. Третий детский сериал – это очаровательная интеллигентская «штучка» от режиссера Натальи Мирзоян, художника Марии Якушиной и писательницы Анны Игнатовой. Маленькие двухминутные зарисовки (авторы сделали уже два эпизода) рассказывают о маленьком королевстве, которое почти вдвое больше песочницы и в котором живут Король, Королева, Принц и Золотая рыбка.
фото: Ринат Газизов
Сериал, придуманный юными выпускницами анимационного лицея Ольгой Коршуновой и Соней Соло, адресован уже детям постарше. Он называется «Принца хочу!» и рассказывает про одну страшненькую принцессу, к которой сватаются разные странные женихи. А последний питчинговый сериал – это и вовсе проект для взрослых. «Там, за рекой Стикс» был придуман режиссером Сергеем Гордеевым и продолжает ту тему, которую Гордеев начал в мультфильме «Бедный Йорик». Действие сериала происходит в загробном мире, а герои его – скелеты известных исторических персонажей и разных вымышленных личностей вроде Джона Сильвера из «Острова сокровищ» или вот знаменитого Йорика, с черепом которого знаком весь мир, благодаря Гамлету.
фото: Сергей Гордеев
Короткометражных проектов в финале оказалось всего два. Первый – это креатив участницы Театра.DOC Ольги Дарфи. Он называется «Ноги-колеса» и рассказывает об инвалиде-колясочнике, который пытается адаптироваться в нашем очень непростом для инвалидов обществе. А второй короткометражный – и последний в нашем списке – проект делает совсем юная Евгения Жиркова. Ее студенческий фильм «Жирная, жирная», как можно догадаться из названия, повествует о проблемах толстой девочки, которой приходится столкнуться с одиночеством и унижением, но которая, как и герой предыдущего фильма, находит способ выжить и сохранить себя в этой непростой ситуации.
фото: Евгения Жиркова
Когда Суздальский проект под названием «питчинг» находился еще в стадии разработки, я высказывала сомнения, действительно ли такое мероприятие нужно. Классический питчинг подразумевает все же, что его победители получают какие-то бонусы и дополнительные возможности для своих проектов. Здесь же сам организатор, то есть суздальский фестиваль, гарантировать ничего подобного не мог. Однако результат превзошел все ожидания, и победители оказались совсем не в накладе. Жюри вместо трех проектов выбрало 4: «Мультконцерт», «Принца хочу!», «Там, за рекой Стикс» и «Жирная, жирная», а потом само же выдало победителям лучшие призы. Сергей Сельянов обещал помочь Жирковой с финансированием ее маленького фильма, Илья Попов предложил Ольге Коршуновой и Соне Соло делать «Принца хочу!» на студии «Петербург», а проектом «Там, за рекой Стикс» заинтересовалась Мария Муат, так что, вероятно, он будет выполнен на студии «Пчела».
фото: Ольга Коршунова, Соня Соло
Разумеется, далеко не все новые проекты, которые возникли за последнее время в анимационном сообществе, участвовали в питчинге. Многие авторы предпочитают до поры до времени держать свои идеи в секрете (или по меньшей мере не выступать с ними так публично), так что еще десятки новых сериалов, циклов, полнометражных и короткометражных фильмов обсуждались в фойе, ресторане и коридорах турцентра. И хотя я не могу (по понятным причинам) об этих проектах писать, среди них немало интересных, нужных и ценных для сегодняшней России.
Одним словом, идей у аниматоров сегодня очень много. Денег куда меньше, но все же достаточно, чтобы запустить некоторые отличные проекты. А это значит, что в самые ближайшие годы мы имеем шанс увидеть много отличных русских мультфильмов. И хотя наша анимация по-прежнему сталкивается с немалым количеством проблем, ситуация в целом кажется мне очень обнадеживающей.
обсуждение >>