Самый главный, самый старый, самый престижный международный анимационный фестиваль в г. Аннеси (Франция) обнародовал короткометражную, студенческую, сериальную и прикладную конкурсные программы 2013-го года. На 176 наименований - всего один фильм из России. Плюс еще одна русская работа попала в категорию "вне конкурса", куда отправляются короткометражки, которые, по мнению оргкомитета, достойны внимания, но не приза.
Звание конкурсанта досталось фильму "
Обида"
Анны Будановой. Это дебютная работа из Екатеринбурга, сделанная "в традициях" свердловской школы, если можно так сказать, и являющаяся своеобразным продолжением темы несчастного детства, открытой "
Девочкой-дурой"
Зои Киреевой (фильм, кстати, получил приз за дебют в том же Аннеси) и развитой в "
Подарке"
Михаила Дворянкина. "Обида" рассказывает о толстой девочке, которую дразнили в детстве, и которая на всю жизнь затаила злость на мир.
Во внеконкурсную программу попал очаровательный детский фильм "
Моя мама - самолет". Чудесный, яркий, очень современный по графике рассказ о фантазиях малыша, представляющего свою маму самолетом, был сделан одним из самых наших интересных режиссеров
Юлией Ароновой.
Конечно, нельзя не порадоваться за двух молодых художниц. И параллельно не опечалиться по поводу скудности русской темы в Аннеси этого года. На моей памяти, такого еще не случалось. Два фильма на всю программу! Прям так это мало, что даже за "державу обидно". Не то чтобы в Аннеси раньше любили русские мультфильмы - скорее, нет. Бывший арт-директор
Серж Бромберг довольно часто высказывался о русской анимации в самых пренебрежительных тонах и ругался на ее традиционность. Однако худо-бедно от 4 до 10 русских мультфильмов в обширные программы фестиваля просачивались. Что-то в студенческую, какой-нибудь сериал, пара короткометражек - ну, и с миру по нитке набиралась вроде бы "русская программа", которая позволяла говорить об определенном статусе России в этом международном фестивальном безумии. Конечно, на место в пятерке мы не претендовали, но из десятки самых анимационных стран, пожалуй, еще ни разу не выходили, по рейтингам Аннеси.
В 2013-м году ситуация кардинально изменилась, ибо казавшийся бессменным арт-руководитель фестиваля Аннеси Бромберг ушел со своего поста, передав бразды художественного правления фестивалем канадцу
Марселю Жану. Этот человек со знакомым лицом немало уже поработал на фестивалях - и в Европе, и в Канаде, впрочем, для того, чтобы понять про него главное, достаточно упомянуть его деятельность в рамках Оттавского фестиваля, где с 2005-го года он довольно регулярно делает специальные программы. Руководимый молодым историком кино
Крисом Робинсоном, Оттавский фестиваль предлагает довольно специфический (если смотреть с европейских позиций) взгляд на искусство анимации. Робинсон души не чает в эстонцах, новых японцах и маргинальных американцах, он превозносит эксперимент, своеобразие, любит ненарративную анимацию, мультипликат "без замаха", разного рода уродства и несуразности, подчеркнуто небрежную манеру изображения в сочетании со сложным глубокомыслием, одним словом, самое что ни на есть современное искусство, в котором формула "чем хуже, тем лучше" используется несколько чаще, чем хотелось бы лично мне.
Именно в таком Робинсон разбирается, а потому бывает способен разглядеть настоящие шедевры там, где их никто больше не замечает, вытащить на свет нечто удивительное, истинно странное, порой шокирующее, невообразимо абсурдное и необъяснимое. И, пожалуй что, в этом своем скаутинге Робинсон никогда не ошибается: уж если он делает ретроспективу совершенно никому не известного автора, то не ходи к гадалке, это художественное открытие, новый гений... Совершенно точно, если мне нужна экспертная оценка в области современного анимационного искусства, то Робинсон - мой кумир. Однако, имея большой вкус до всего экспериментального, Робинсон потрясающе глух и слеп в отношении традиционного искусства. Возможно, где-нибудь по ночам дома он и смотрит фильмы классических форм, однако предпочитает зрителям их не показывать и вообще не упоминать об их существовании. И русская анимация, по понятным причинам, попадает именно в эту слепую зону. В многочисленных книгах Робинсона можно найти не только тотальное отсутствие интереса к русской традиции, но и прямые "наезды", например, откровенные реплики о том, что вся русско-советская анимация глубоко вторична по отношению к "диснеевской". Разумеется, в программу Оттавского фестиваля современные русские мультфильмы почти никогда не попадают в количестве более одной штуки. Если вдруг появилось два - это уже огромная победа.
Судя по первым заявлениям прессе, которые сделал новый арт-директор Аннеси Марсель Жан, можно предположить, что он будет придерживаться похожей философии. Конечно, про Россию в этих заявлениях ничего не было, однако в общем и целом он довольно четко декларировал свое творческое кредо: эксперимент и расширение границ анимации в сторону "гибридного" кино. Одной из главных внеконкурсных программ станет большая ретроспектива старых фильмов, которые предложат новый взгляд на философию и технологическую сторону анимации. Страной-гостем станет Польша, знаменитая своими экспериментами. А по поводу селекции в конкурс Марсель Жан подчеркивает, что для него важна географическая и технологическая репрезентативность: "
Самому мне может фильм не нравиться, но я могу его отобрать, если понимаю, что он предлагает интересный угол зрения".
С "интересным углом зрения" в России плоховато обстоит дело. Наши аниматоры придерживаются в основном классической манеры и даже в фестивальном формате предпочитает делать нечто более-менее съедобное для относительно широкой аудитории, а не для узкого круга маргиналов, на которых рассчитана, например, программа Оттавского фестиваля. Точно так же не слишком в России популярно и "гибридное" кино. Если совсем условно, то мы несомненно за чистоту форм. Так что, очевидно, нынешняя ситуация, когда Россия пришлась "не ко двору" в Аннеси вовсе не случаен. Видимо, такой же будет и селекция 2014-го, а затем 2015-го.
Ну и чтобы не заканчивать на этой печальной ноте, скажу еще несколько слов о фильмах, отобранных в основной конкурс. В нем 52 фильма: из Франции (9), Канады (5), США (5), Китая (3), Японии (3), Нидерландов (3), Польши (2), Великобритании (2), Австрии (2), совместного производства Франции/Бельгии (2), а также по одному из Южной Кореи, Испании, Литвы, Италии, Молдавии, Словении, Германии, Ирана, Колумбии, Швейцарии, Эстонии, Аргентины, Великобритании, России и совместного производства Японии/Чехии.
Среди прочего в программе новые фильмы уже довольно известных режиссеров:
Animo resistente от итальянца
Симоне Масси, запоминающегося своей суровой жесткой графикой;
Boles от юной словачки
Шпелы Чадеж, которая делает своеобразное и очень трогательное кукольное кино;
Chemin faisant от швейцарца
Жоржа Швицгебеля, неизменно поражающего своим вальсирующим монтажом;
Drunker than a Skunk от самого успешного в мире независимого аниматора
Билла Плимптона;
Gloria Victoria - бесподобное завершение ненарративной трилогии болгарского канадца
Теодора Ушева;
Liebling - очередные пластилиновые экзерсизы польской немки
Изабеллы Плучиньской, которая снимает прекрасное однообразное кино и по какой-то неведомой мне закономерности всегда попадает в программу Аннеси;
Lonely Bones от нидерландского enfant terrible
Росто;
Palmipedarium от одного из самых многообещающих молодых французов
Жереми Клапена;
Subconscious Password от американца
Криса Ландрета, который уже лет 10 назад потряс мир своим мультфильмов про старшего коллегу
Райана Ларкина и с тех пор что-то пропал с фестивальных горизонтов;
Yuki Onna - как раз тот самый чешско-японский мультфильм, созданный культовым чешским режиссером
Иржи Бартой. Кроме того, из уже знакомых фильмов хочется отметить вошедшие в конкурс "
Пир наложницы"
Хефанг Вей, "
Треугольную историю"
Андреса Тенусаара и
Feral Дэниэля Сусы. Все три несомненно достойны этой чести.
В блоке out of competition оказались новый фильмй
Бастьена Дюбуа (произведшего на свет знаменитый анимационно-документальный "
Мадагаскар"), а также работы
Джоан Грац,
Джоанны Пристли и
Вука Ефремовича.
Состав полнометражного конкурса Аннеси традиционно объявит позже. А сам фестиваль пройдет с 10 по 15 июня.
обсуждение >>