В
прошлый раз мы постарались максимально осветить ситуацию с зарубежными экранизациями 2013 года. Правда, позже выяснилось, что нами была упущена экранизация романа
Альфреда де Мюссе "Исповедь сына века", где просто невероятный набор актеров: вечно молодой и пьяный музыкант
Пит Доэрти, актриса и певица
Шарлотт Генсбур и модель
Лили Коул. Фильм был завершен в начеле 2012-ого года, впервые показан в Каннах, в рамках программы "Особый взгляд", затем шел во французских кинотеатрах. Вполне вероятно, в России он "всплывет" к концу нынешнего года в очень ограниченном прокате, как это у нас нередко случается.
С отечественными экранизациями в 2013 году всё гораздо скромнее. Широкоэкранный формат уходит на второй план. А снимать сериалы по канонам большого кино сейчас - дело прибыльное и совершенно не зазорное. В связи с этим полнометражных кинокартин, снятых по книгам у нас набралось всего пять. Остальное ищите в обзорах многосерийных телефильмов.
***
«Метро»
Книга: Дмитрий Сафонов «Метро»
Режиссер: Антон Мегердичев
В конце февраля на экраны выйдет фильм
"Метро".
Глуховский тут не при чём, фильм снят по одноименному роману
Дмитрия Сафронова. В результате халатности при строительстве линий метро, Москва-река, выждав 40 лет, прорывается в тоннель между двумя станциями. Волшебным образом в одном поезде оказываются врач Андрей Гарин (
Пускепалис), его дочь, а заодно и любовник его жены по фамилии Константинов. Помимо метаний уязвленного самолюбия в рамках масштабного бедствия, со всеми приличиствующими случаю вопросами выбора и клятвой Гиппократа, интересно будет посмотреть на российский фильм-катастрофу. На тех, кто страдает паранойей на тему "метро как неестественная среда обитания человека" фильм может повлиять примерно так же, как
"Экипаж" Земекиса на аэрофобов. С другой стороны, чья-то фантазия про воду в тоннеле закаленному взрывами москвичу вряд ли надолго испортит аппетит.
***
«Географ глобус пропил»
Книга: Алексей Иванов «Географ глобус пропил»
Режиссер: Александр Велединский
В шизотерических дебрях современной российской прозы, где вменяемость писателя обратно пропорциональна его медийности, пермяк Алексей Иванов - как глоток чистого воздуха. Его "Географ" - реалистичный и при этом очень смешной роман о бесконечном одиночестве мужчины, в котором уживается абсолютная авансовая любовь к людям и такое же абсолютное нежелание предпринимать усиленные попытки осчастливить окружающих (включая самых близких). Молодой любитель выпить Виктор Служкин (в исполнении немолодого
Хабенского) устраивается в школу учителем географии. Дома Служкин, отшучиваясь, защищается от нападок недовольной жены, в школе юродствует перед классом, оборачивая борьбу с учениками заговорщицкой дружбой. Уже сейчас можно предвидеть разочарование поклонников книги в этой экранизации (ну, а когда поклонник какой-либо книги был доволен тем, что образы, сложившиеся в его голове при прочтении, не совпадают с тем, что на экране?). В российском кино исчезла традиция дословного пересказа. Все экранизации последних лет напоминают скорее изложение ученика, который книгу в глаза не видел, и наобум расшифровывает под партой чьи-то позаимствованные каракули, в надежде получить заветную тройку. Можно только понадеяться на то, что Велединский с уважением отнесется к тексту и не изуродует его так, как
Снежкин когда-то изуродовал санаевскую повесть
"Похороните меня за плинтусом".
***
«Солнечный удар»
Книга: Ивана Бунин «Солнечный удар», «Окаянные дни»
Режиссер: Никита Михалков
Никита Свет Сергеевич решился скомпилировать два произведения Бунина: рассказ о мимолетной интрижке едва знакомой пары ("Солнечный удар") и дневник о событиях в захваченных большевиками Москве и Одессе ("Окаянные дни"). Современность Никиту Сергеевича не интересует, он давно застрял в промежутке между Царской Россией и Второй Мировой. Ностальгия по России, которую мы потеряли, Никите Сергеевичу всегда удавалась, если вспоминать его творчество до
сиквелов "Утомленных солнцем". Интересно будет посмотреть на то, как он вернется в насиженный период тревожной смуты, где интеллигенция грустно капитулирует под натиском неотесанного пролетариата. И не только с точки зрения качества, но и с точки зрения истории. Каким образом он свяжет незатейливую зарисовку про упущенную любовь с желчными бунинскими наблюдениями падения царской России.
***
«Вий»
Книга: Николай Гоголь «Вий»
Режиссер: Олег Степченко
Многострадальная экранизация самой страшной повести из школьной программы (не считая гоголевскую же
"Страшную месть"), запущенная в производство еще в 2005, кажется, увидит свет в этом году. Это тот самый случай, когда тизер несуществующего фильма, показанный в 2007 году, выполнял свою прямую функцию - то есть нагло и безосновательно дразнил зрителя. Но наконец-то в марте прошлого года было объявлено о завершении съемок фильма, полностью созданного в 3D. По сюжету, картограф Джонатан Грин (в исполнении британского актера
Джейсона Флеминга) совершает путешествие в Московию через Трансильванию и попадает в богом забытую деревушку, жители которой рассказывают Джонатану историю о Хоме Бруте и заезженной им до смерти Панночке. Уже как-то и не верится, что мы, наконец, увидим этот готический триллер про казаков, даже несмотря на официальные заявления об окончании съемок. Нигде нет информации о дате премьеры, кроме того, что она состоится в 2013 году.
***
«Восьмерка»
Книга: Захар Прилепин «Восьмерка»
Режиссер: Алексей Учитель
Хороший режиссер
Алексей Учитель снимает фильм по одноименному рассказу певца пацанской жизни Захара Прилепина. В центре повествования: конфликт на почве ревности между четверкой друзей, служащих в ОМОНе и главарем некоей банды. При том, что Прилепина вряд ли читает тот тип людей, о котором он неустанно пишет, есть все шансы предполагать, что самым благодарным зрителем "Восьмерки" будет именно такой среднестатистический пацан. Тут хочется лишь отметить одно: хорошо, когда кино про и для пацанов снимают по произведениям человека, который знает, о чем говорит.
Ссылки по теме:
«Восьмерка» Учителя забуксовала.
Михалков экранизирует Бунина.
Зарубежные экранизации 2013.
обсуждение >>