Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Русский эффект

2 декабря
2013 год
 
3
4
6
9
12
14
15
17
18
20
24
25
27
29
30
31
 
 
 
 
2
3
4
5
7
9
11
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
25
26
28
29
 
 
 
 
2
3
4
5
8
9
10
11
12
14
15
16
17
18
20
21
23
24
25
26
27
29
30
31
3
4
5
6
8
9
11
12
13
14
15
17
19
20
21
22
24
25
26
27
29
30
 
 
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
13
14
16
17
18
19
20
21
23
24
25
26
28
29
30
31
 
 
 
 
 
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
28
30
1
2
3
4
5
6
7
9
11
13
14
15
16
18
19
20
21
22
23
24
26
28
29
30
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
25
26
27
28
29
31
 
 
 
 
 
 
2
3
5
6
7
8
9
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
27
28
29
30
 
2
3
4
5
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
27
28
29
31
 
 
 
 
2
3
4
5
7
8
9
10
11
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
24
25
26
27
28
29
30
 
 
 
 
 
 
2
3
4
5
6
7
8
9
13
14
15
16
17
19
21
22
23
24
25
27
29
30
Все рубрики

Мнение >>

Штаб кузницы спецэффектов CGC находится в идеальной локации для съемок фантастического фильма в духе книги «Метро 2033» или компьютерной игры «You are empty»: лабиринт из кирпичных домов, продуваемый холодным ветром с Москвы-реки, продуктовый магазин «Ромашка» и памятник Владимиру Ильичу Ленину. В этом месте вспоминаются не стереотипы о работе создателей спецэффектов, а пугающие мифы мрачного советского прошлого. Хотя без общих и странных представлений о людях, которые насыщают фильмы компьютерной графикой, все же не обошлось. Евгений Барулин – один из основателей компании CGC – оказался обладателем бороды, без которой, как считается, не обходится ни один человек, много работающий с компьютерами. Это первый миф, который был благополучно развеян. Борода оказалась всего лишь иллюстрацией трудного рабочего процесса: «В середине лета я решил, что не буду бриться, чтобы быстрее закончить проект. Я ненавижу ходить с бородой, но… Учитывая, какая она окладистая, можно догадаться, что проект был не самый простой».

Кадр из игры «You are empty»

Работа над проектом ведется до сих пор – в CGC уже почти год занимаются «Темным миром: Равновесие» (полнометражным фильмом и 12-серийной телевизионной версией). Эффекты для кинотеатральной ленты уже завершены, и Барулин шутит, что теперь можно спать на один час дольше, а с глубоким сном придется подождать до сдачи сериала. Компьютерщикам, думаю, к такому ритму не привыкать. И как-то в разговоре даже упоминаю это К-word, но выясняется, что тут тоже зарыто глубокое заблуждение. «Мы не компьютерщики, мы – киношники», - говорит Евгений и продолжает рассказ о том, как создатели спецэффектов творчески подходят к реализации видения режиссера.

Русский эффект

Евгений Барулин когда-то был сотрудником в небезызвестной компании «Акелла», где в составе команды делал игру «Корсары», но сменил фронт работы до того, как она попала на прилавки магазинов. Затем были рекламные ролики, для которых приходилось делать спецэффекты на «железе» далеко не таком мощном, как сейчас, а затем случился «Ночной дозор». «Мы поучаствовали – и понравилось, затянуло», - улыбается Барулин. – «Полный метр затягивает». С тех пор в его портфолио скопилось около двадцати фильмов: помимо «дозоров», куча комедий и «Особо опасен», где удалось доказать, что «при достаточном объеме средств мы может делать компьютерную графику на голливудском уровне».

Кадр из фильма [url=//www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/4541/annot/]«Ночной дозор»[/url]

Во время разговора замечаю, что внутреннее убранство штаба уже больше напоминает место, где креатив превращается в некую модель, которую потом воплощают в жизнь. Теплые цвета, компьютеры вдоль стен и большой телевизор, расположенный в экваториальной части комнаты. В глаза бросается чистота недавнего переезда. Со всех сторон доносится стук клавиш и щелчки компьютерных мышей, которые будто переговариваются, как лучше реализовать ту или иную идею.

Кадр из фильма [url=//www.kino-teatr.ru/kino/movie/hollywood/14999/annot/]«Особо опасен»[/url]

Под такой аккомпанемент Евгений Барулин говорит то, что уже много лет повторяют кинозрители: «Главное в любом творческом проекте – не визуальная составляющая. Она, конечно, очень важна, но прежде всего должна быть хорошая драматическая составляющая. Если история «плотная», интересная и не требующая большого количества визуального «мусора» по переднему плану, чтобы скрыть провалы драматургии, то достаточно добавить небольшое количество спецэффектов, чтобы кино смотрелось хорошо». «Визуальный мусор» - это спецэффекты ради спецэффектов, рапидные планы, пролеты камеры и прочие «красивости», без которых трудно представить проект с амбициями блокбастера.

Русский эффект

Как же ведется работа над спецэффектами? «Сначала идет утверждение общей концепции и общих референсов. На базе того, что я услышал от продюсеров и режиссера, мы делаем концепцию и собираем тестовые сценки. Затем придумываем креативную историю, предлагаем ее режиссеру и продюсерам. Основываясь на ней, запускаем в производство уже референсные планы того или иного куска. Когда мы их сделали, эти куски отправляются в производство», - объясняет Барулин. – На какой стадии у нас появляется аниматик (или, как его иногда называют, пре-виз)? - Это условная вещь, она может присутствовать на этапе утверждения или предложения по концепции. Иногда аниматик делается для одной-двух сцен, которые могут решаться одинаково. Это нужно, когда режиссеру или режиссеру монтажа для работы над драматургической или монтажной историей требуется понять, что же в сцене будет происходить».

Русский эффект

Создатели спецэффектов часто подключаются к рабочему процессу на стадии сценария: нужно обсудить, какие сцены точно войдут фильм, чтобы не делать лишнюю работу. В первую очередь это помогает сократить бюджетные затраты, а также сфокусироваться на решении креативных задач по другим сценам. Тут сложно сказать заранее, что окажется сложным для реализации, а что, наоборот, простым. «Нет простых сцен», - сдается Барулин после настойчивых попыток выяснить, что же было самым сложным в работе над проектом. – «Надо понимать, что часто эффект, который просто выглядит на экране, оказывается одним из самых сложных по графике. Например, у нас был сложный момент – просто показать переход главной героини Даши в «темный мир», в то пространство, где она видит то, что не видят другие. У нас было несколько десятков версий. Начали делать эту сцену еще в январе, а утвержденная появилась лишь в сентябре. За финальную версию взяли одну из первых наработок. Модифицированную, конечно, при помощи некоторых техник креативного толка. Но иногда приходится сделать много вариантов, чтобы вернуться к первоначальной версии».

Русский эффект

Тут настает момент для демонстрации силы – на одном из компьютеров дают посмотреть нарезку сцен. Сначала, почти как в «Трансформерах», на экране собирается название картины, затем на месте зеленого экрана вырисовывается светящаяся водяная арка, в центре которой один из героев фильма. Другая сцена демонстрирует, как нарисованная гримом пентаграмма на виске персонажа начинает пылать адским пламенем. Или за считанные секунды макет здания превращается в пугающе правдоподобную высотку. Не «Аватар», но повод задуматься, что при необходимом бюджете графику на приличном уровне могут делать и в России (как в уже упомянутом «Особо опасен»). «Аватар» вообще часто всплывал в беседе, поэтому очередное упоминание фильма Кэмерона становится поводом спросить, как этот фильм приняли в отечественной профессиональной среде. Спецэффекты часто называют главным, если не единственным достоинством ленты. «Для меня «Аватар» - это одно из выдающихся, знаковых событий последнего времени», - отвечает Барулин. – «Просто с точки зрения драматургии он ничем особенным не выделяется. Можно найти с десяток кинолент, которые вышли в одно время с ним, но по драматургии значительно более интересны».

[video id=680]

Все это время на экране проигрывается демонстрационный ролик. Логотип, вода, нарисованные дома, пентаграмма на виске… Спрашиваю про виды спецэффектов. Барулин пододвигается ближе к диктофону и начинает ликбез: «Компьютерную графику разделяют на два направления – двухмерную и трехмерную. Двухмерная – это когда мы собираем плоские картинки в одну общую. Хотя сейчас это деление становится условным, потому что в современных программах двухмерного композитинга огромное количество элементов, которые могут использовать трехмерный способ представления информации. То есть используя трехмерное перемещение тех или иных объектов, можно натурально имитировать какие-то особенности поведения неких объектов в реальной жизни, отрабатывать отражения, блики. Трехмерная графика не может жить без двухмерной: нужно сначала сделать какой-то трехмерный объект, его как-то визуализировать и только потом вставить в общее изображение. Финальная сборка происходит в двухмерном пакете, а работа может проводиться и в двухмерном, и в трехмерное. Например, Дашу вырезали из зеленого фона в двухмерном пакете, а выгружена она была для работы в трехмерном. «Тело» может быть плоским, однако оно все равно позиционируется в трехмерном пространстве, чтобы правильно передвигалась камера, чтобы верно отыгрывать углы и искажения».

Русский эффект

Есть еще внутреннее подразделение на области спецэффектов. Каждым занимается отдельный человек, но есть и специалисты-универсалы. «Летающие объекты могут двигаться – это работа аниматора, а то, что их окутывает некая аура, – физически симулируемые объекты, которые симулируются при помощи уравнений. После все это еще нужно отрендерить – визуализировать. Для этого существует специалист, который занимается рендерингом, освещением, настройкой различных текстур, покраской этих объектов. Есть еще моделлеры, которые делают форму этих объектов определенным образом. Есть программисты, которые пишут скрипты, чтобы объекты правильно двигались определенным образом в контексте картинки, чтобы не нужно было все руками делать. Часто один человек объединяет в себе все области. Обычно есть человек, который может сделать 80% работы. Иногда встречаются люди, которые могут все, как Илья Шутов», - кивает Барулин на молодого человека в наушниках, который работает над спецэффектом с участием красной звезды на шпиле высотки. – «Я тоже когда-то мог все, но сейчас мое оружие – Google Docs и Gmail. Я могу взять и шашки в руки, но получается уже не так быстро».

Русский эффект

После экскурса трудно удержаться от разговора о том, не мешает ли работа со спецэффектами наслаждаться компьютерной графикой в чужих картинах. «Я люблю фильмы с историей и минимальным количеством спецэффектов», - повторяет Евгений. – «С другой стороны, моя профессия вынуждает меня любить фильмы с большим количеством спецэффектов. Я с удовольствием смотрю и простое кино, где люди бьют друг друга, и фильмы с интеллектуальной составляющей, в которой нет заметных спецэффектов. Хотя жена меня часто одергивает, когда я говорю, что где-то хромокей плохой. Поначалу было сложно. Приходишь в кино и пытаешься понять, как сделана та или иная сцена. Сейчас я пытаюсь отстраняться от этого – и кажется получается. Люблю смотреть простые фильмы. Или очень сложные». Уже собираясь уходить спрашиваю, нет ли творческих амбиций, желания снять что-то самому. Барулин улыбается в бороду и предлагает выйти в центр комнаты, спросить, у кого нет сценария и желания что-то снять. Все тут люди творческие. «И сценарий есть, и уже почти запускаемся, но на самом деле это неправда», - говорит он с интонацией механика Зеленого. – «Времени не хватает, когда ты работаешь на полном метре. На этом проекте мы уже практически год, а может быть, с учетом сериала, и побольше будем. В полной загрузке без возможности отдыхать. Нет времени, чтобы заниматься проектами».

Русский эффект

За пределами штаба – уже темно, снова ветер и неизменный Владимир Ильич, который тут же, вероятно, и встретит следующую технологическую новинку от кинематографа. Зрители же встретят «Темный мир: Равновесие» уже 5 декабря.

Алексей Филиппов

обсуждение >>

№ 3
Бульба (город)   5.12.2013 - 14:57
Судя по сленгу, кто-то очень хорошо знает, как было на самом деле. А еще не очень внимательно читает, но это мелочи. ... читать далее>>
№ 2
Сергей Ваннинков   5.12.2013 - 02:41
Мой любимый комментатор из Китая. Ну а что вы хотите? Сейчас средний возраст журналистов -25 лет. Нормально. ... читать далее>>
№ 1
Aodaliya_Ren (Xini)   4.12.2013 - 12:27
"мрачного советского прошлого" -- школота детектед. читать далее>>
Лучшие фильмы о тюрьме
Лучшие фильмы о тюрьме
От «Побега из Шоушенка» до «Зеленой мили»: подборка о жестокости и надежде на выживание в замкнутом мире тюремной системы

Афиша кино >>

триллер, фильм ужасов
Новая Зеландия, 2024
фильм ужасов
Индонезия, 2024
драма, исторический фильм
Италия, Франция, 2024
комедия
Россия, 2025
комедия, фильм ужасов, фэнтези
Венгрия, США, 2025
комедия
Россия, 2024
Россия, 2024
мелодрама
Россия, 2023
все фильмы в прокате >>
Илья Учитель: «Папа мне никогда никакие мудрости конкретными фразами не доносил»
Интервью
Илья Учитель: «Папа мне никогда никакие мудрости конкретными фразами не доносил»
Режиссер фильма «Батя 2. Дед» – о работе на «домашней студии», богатой мимике Евгения Цыганова даже в пластическом гриме и любви, которая идет из детства и не зависит от поколений
1 комментарий
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен