Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

"Супер восемь с половиной"

1 сентября
2011 год
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
14
15
16
17
18
19
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
 
 
 
 
2
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
26
27
28
29
30
31
 
 
1
3
4
5
6
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
29
30
31
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
26
27
29
31
Все рубрики

>>

Клиповое прошлое режиссёров-дебютантов, как правило, упоминают, чтобы указать причины и хоть как-то оправдать детские болезни, неуверенность почерка, рваный монтаж и увлеченность глянцевой картинкой, свойственные практически всем дебютантам-режиссерам, которые пришли в большое кино из мира музыкального видео.
Но Ричард Айоаде в оправданиях и скидках не нуждается. В России его знают благодаря гомерически смешным сериалам, ("IT Crowd", "Mighty Boosh") в которых он не только снимался, но ещё и сценарий писал. Но главное, что на его счету около десятка великолепных видеоклипов для таких музыкальных коллективов как: "Arctic Monkeys", "Super Furry Animals","The Last Shadow Puppets", "Kasabian", "Vampire Weekend" и "Yeah Yeah Yeahs". И именно в них стоит искать корни, основу композиционных и стилистических решений его первого полнометражного фильма "Субмарина", который вполне можно назвать органичным продолжением всего его прошлого творчества. Любой, кто видел хотя бы один из его клипов, без труда узнает его неповторимый подчерк и уникальную эстетическую концепцию.
Айоаде работает не с изображением, а с образами коллективной памяти. Всё, что он снимает, похоже на найденные на чердаке потёртые пленки с давно забытым homevideo или пробы пера будущих гениев в формате Super 8. Но это не спекуляция на актуальной ретро-теме, вроде бесчисленных lo-fi групп, которые записывают музыку на кухне, массового увлечения ломографией, перепродажи втридорога картриджей для поляроида и приложений для Iphone, которые делают фотографии такими, как будто их снимала ещё ваша бабушка на летнем отдыхе в Анапе. Айоаде напрямую обращается к воспоминаниям, к тому невыдуманному прошлому, без которого не было бы этого настоящего. И именно в этом разница между вышеназванными спекуляциями и "Субмариной"- в первом случае пытаются найти воспоминания, которых никогда не было, рассмотреть картинки несуществующего "тогда" и укрыться в невинном мире инфантильных фантазий. У Ричарда же честная попытка обратиться к самому себе двадцатилетней давности и спросить: "А что же было не так?", поэтому веришь.


Оливеру Тейту (Крэйг Робертс) недавно исполнилось 15. Он регулярно перечитывает Сэлинджера, цитирует Ницше, а в качестве инструмента для организации собственной жизни избрал энциклопедический словарь. Разумеется, окружающий его мир совсем другой: уставшая мать, (Поппи из "Беззаботной" Майка Ли - Салли Хоукинс) которая умеет только профессионально держать улыбку на лице, отец (Нао Тейлор) - занимается ихтиологией, и, кажется, сам уже стал скорее рыбой, чем человеком. Все это дополняется бесконечно скучными пейзажами Уэльса. В школе какие-то неразумные в равной степени одноклассники и учителя. Лишь Джордана (Ясмин Пейдж) - девушка с экземой на руках - связывает эти две непересекающиеся вселенные внутреннего и внешнего.
Кроме способов стать сверхчеловеком и возможностей перестроить мир под себя, его волнуют ещё две весьма прозаичные вещи: как лишиться девственности с той самой язвительной девушкой в красном пальто, а еще спасти брак родителей, который разваливается, потому что отец живёт под водой, а мать планирует уйти к мистику-шарлатану на модном минивэне. Вокруг этих двух событий и разворачивается вся картина, строится всё мировосприятие юного героя, от лица которого и ведётся повествование. Его внутренняя философия сталкивается с этой реальностью, а из этого, по идее, и должна сложиться "личность". Фильм очень легко спутать с очередным набором мыслей на тему пубертата, но здесь всё получается намного глубже. Главный герой постоянно задается вопросом: "А будет ли это важно в 38?" - от этого переворачивается оценочная составляющая ленты: всё происходящее нужно рассматривать в перспективе. То есть, в 38, разумеется, всё это будет важно. Отсюда вырастут страхи, фобии и комплексы, которые будут определять того, уже вроде "взрослого" человека. Для наглядности Оливер противопоставляется родителям, которые в свои пятнадцать лет упустили это важное, всё сделали не так. Теперь вот не живут, а маются. И здесь то Айоаде совершает главное открытие, за которое, несмотря на отсутствие весомых фестивальных призов, можно назвать его картину одной из лучших лент этой осени.
Айоаде с нескрываемой иронией, мастерски жонглируя жанровыми клише, через запятую упоминая добрую половину деятелей новой волны и Уэса Андерсона, говорит не о подростках, а о тех самых тридцатипятилетних, которыми они рано или поздно станут. С одной стороны он показывает им, что они пропустили, а с другой - высмеивает их необъяснимое желание вернуться. Он препарирует самое понятие памяти, из-за которого серьёзные люди встречаются со школьными друзьями и вспоминают дискотечные проделки, объясняя, что взрослый от инфантильного отличается умением это всё отпустить, Айоаде вместе с Джо Данторном - автором романа, по которому снята "Субмарина" - ближе всего оказывается к "Над пропастью во ржи". Но при этом вряд ли кто-то с "Субмариной" подмышкой пойдёт убивать того, кому всё-таки удалось стать гением, а это уже победа.

Жан Просянов

обсуждение >>

№ 1
Стася О (Москва)   28.09.2011 - 19:34
этот фильм незаметно для меня, стал одни из самых моих любимых... вот как бывает... читать далее>>
фильмы

Афиша кино >>

комедия, мелодрама, приключения, фэнтези
Япония, 1992
боевик, комедия, триллер
Великобритания, США, 2024
драма
Бельгия, Италия, Франция, 2024
драма, мистика
Бельгия, Нидерланды, Норвегия, 2024
боевик, приключения, фэнтези, экранизация
Китай, 2024
детектив, драма, криминальный фильм
Гонконг, Китай, 2024
боевик, научная фантастика, приключения
Россия, 2025
комедия, мелодрама
США, 2023
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram