Нулевые: Не-итоги


дозорные


13 января 2011

Нулевые, наконец-то, остались в прошлом, напоследок окунув нас в мир Пандоры и других 3D-фантазий. Тем самым, как в свое время и 90-е, ушедшее десятилетие наметило путь, по которому еще несколько лет будет двигаться мировой кинематограф.
Трехмерное пространство обещает вытеснить привычную картинку, а все сюжеты сведутся к бесхитростным схемам. Пока же мейнстрим будет страдать от визуальной пресыщенности и сценарного голода, артхаус станет еще более серым и невзрачным, полностью сравнявшись палитрой с представлениями многих людей об обыденной жизни. Но зато сюжеты подобных фильмов окончательно превратятся в запутанный клубок случайностей и закономерностей.
Особняком в кинематографе все также будут стоять азиаты, так как их картины представляют собой немыслимый гибрид авторского и жанрового кино. В качестве примера стоить вспомнить хотя бы «Дядюшку Бунми» Веерасетхакула, где богатство кадровой композиции и цитат (например, Обезьяна-Призрак дико напоминает оригинального Человека-Волка) сочетается с причудливым сюжетом, в котором Время и Пространство неотделимы друг от друга.
В конце нулевых наметился также значительный рост компьютерной анимации. Многие анимационные работы выглядят гораздо оригинальней, чем игровые картины. Студии Pixar и Dreamworks Animation преуспели в создании целой Вселенной, способной соперничать с любым «Аватаром» (по сути своей, таким же мультиком). А Disney под конец десятилетия преуспела и в создании компьютерной копии человека («Рапунцель»).
В то же время произошли неотвратимые изменения в театре. Особенно это заметно в нашем Отечестве, где крупные театральные площадки превратились в Вест-Энды, а на околице создаются лучшие образцы «новой драмы». К чему это приведет, даже не хочется думать.
И все-таки я не претендую на осмысление и подведение итогов ушедших от нас 2000-х. Ведь у каждого свои итоги. Кому-то нравится трилогия «Властелин колец», а кто-то просто без ума от «Любовного настроения». Кому-то по душе постановки Виктора Шамирова, а кто-то любит спектакли «Практики», «Театра.doc» и ЦДР. Очень сложно объективно оценивать то, чем ты жил эти десять лет. Ведь многое уже прочно вошло в наш быт, в нашу кровь, в нашу жизнь. Остается только порадоваться, что все те, кто владел нашими умами в нулевые, продолжат создавать свои уникальные произведения и дальше. Хотя нет, не все. Нулевые унесли с собой немало интересных имен, взамен оставив лишь пустоту и печаль…
Но оставим, наконец, подведение итогов коллегам и обратимся к новому, 2011-му, году. Что нас ждет совсем скоро? Какие фильмы? имена? события?
Начнем по порядку – с тех фильмов, что вышли в прокат на этой неделе.
Ввиду того, что российский зритель пока еще не отошел от пост-похмельного синдрома, прокатчики предлагают совсем немного фильмов, которые к тому же и довольно легкие для восприятия.
Из шести релизов этой недели два принадлежат к жанру комедии («Доброе утро», «Неадекватные люди»). Еще две картины обладают явно мелодраматическими сюжетами («Зона турбулентности», «Прошлой ночью в Нью-Йорке»). Также нас обязана порадовать ирландская анимационная картина «Тайна Келлс», номинированная на премию «Оскар» в прошлом году.
Следует порадоваться, наверно, за отечественного производителя. Сразу две картины – «Зона турбулентности» и «Неадекватные люди» – выходят в прокат, при том обе обладают знаком качества. «Зона...» возникла благодаря известному киноведу Евгении Тирдатовой, а Роман Каримов получил приз на последнем «Окне в Европу».
Среди новинок проката «белой вороной» выделяется мистическая драма Жилля Бурдо «Заложник смерти» с Роменом Дюри, Джоном Малковичем и Евангелиной Лилли.
Вообще меня удивляет, когда к нам спустя несколько лет попадают картины, с большим трудом окупившиеся в мировом прокате. Я, конечно, понимаю, что у нас страна третьего мира, но не до такой же степени…

Нулевые: Не-итоги
Тем не менее, «Заложник смерти» не так уж дурен, как может показаться после просмотра трейлера или прочтения аннотации. Дело спасают Дюри и Малкович, хотя последний, признаюсь, мне больше понравился в забавном боевичке «Р.Э.Д.». Фильм напрочь мог испортить шаблонный сценарий, но актеры и оператор «Любовного настроения» выравнивают эту неровную и зияющую сюжетными пробоинами колымагу. Если же вы хотите посмотреть действительно хорошее кино про смерть, то достаточно посмотреть одну из серий оригинальной «Сумеречной зоны» с аналогичным сюжетом. Там хоть нет никаких излишеств, да и актеры не пытаются перепрыгнуть через себя.
Теперь стоит поговорить и о том, что же нас ожидает в недалеком будущем.
Например, до нашего экрана, наконец-то, дойдут последние работы Роба Маршалла, Даррена Аронофски и Вуди Аллена.
Но если «Девять» Маршалла, пересказывающий сюжет феллиниевского шедевра «Восемь с половиной», добирается до нас уже два года, то «Черный лебедь» Аронофски и «Ты встретишь таинственного незнакомца» Аллена были представлены мировому сообществу не так уж давно.
Нулевые: Не-итоги
Особенно хороша женская вариация на тему «Рестлера» с Натали Портман, Венсаном Касселем и Милой Кунис. В чем красота «Черного лебедя», даже сложно сформулировать, но Аронофски удалось вывернуть из Портман все, на что она способна. А ради чего? Скорее всего, ради того же самого искусства, о котором идет речь в самом фильме. Самоиронии режиссеру не занимать (как и Балабанову в «Кочегаре»), а уж мастерства в подаче материала и подавно. И вполне возможно, что именно «Черный лебедь» и станет лучшим фильмом наступившего года, если только его не переплюнет кто-то, обладающий еще более критичным отношением к себе.
Нулевые: Не-итоги
Вуди Аллен, к сожалению, снял не лучшую свою картину, но его творчество как раз является тем, без чего мы не можем представить себе наше время. Все эти «чеховские» нытики и семейные червоточины уже вживую трансплантированы нам под корку, и мы лишь с умилением наблюдаем за метаниями Наоми Уоттс и серостью Антонио Бандераса. А большего и не надо. Достаточно лишь знать, что это снял маленький еврей из Нью-Йорка…
Кроме того, нас в этом году порадуют новые работы Стивена Содерберга, Мишеля Гондри, братьев Коэнов, Дэнни Бойла, Алехандро Гонсалеса Иньярриту, Джона Карпентера, Клинта Иствуда, Александра Миндадзе, Зака Снайдера, Дункана Джонса, Андрея Звягинцева и других культовых режиссеров. Гор Вербински представит зрителям свой первый мультфильм. Уэс Крейвен вернется с четвертым «Криком», а Джон Лэндис – после десятилетнего молчания в полнометражном кино. Возможно, до нас, наконец, дойдут экранизация пелевинского «Поколения П», «Вий: Возвращение» Степченко и «Мишень» Зельдовича.
2011-й обещает быть интересным и богатым на кино-впечатления. И уже в конце января любителей кино ждет сюрприз – в Москве состоится вручение Первой Российской Ежегодной кинопремии в жанре ужасов. Что это будет, сложно представить, но я, как любитель страшилок, обязательно расскажу вам об этом уникальном для наших широт фестивале.
А пока – пока.
И не забывайте смотреть хорошее кино.



Дозорные сайта Кино-Театр.РУ
Полная версия статьи: //www.kino-teatr.ru/blog/y2011/1-13/231/