Нулевые, наконец-то, остались в прошлом, напоследок окунув нас в мир Пандоры и других 3D-фантазий. Тем самым, как в свое время и 90-е, ушедшее десятилетие наметило путь, по которому еще несколько лет будет двигаться мировой кинематограф.
Трехмерное пространство обещает вытеснить привычную картинку, а все сюжеты сведутся к бесхитростным схемам. Пока же мейнстрим будет страдать от визуальной пресыщенности и сценарного голода, артхаус станет еще более серым и невзрачным, полностью сравнявшись палитрой с представлениями многих людей об обыденной жизни. Но зато сюжеты подобных фильмов окончательно превратятся в запутанный клубок случайностей и закономерностей.
Особняком в кинематографе все также будут стоять азиаты, так как их картины представляют собой немыслимый гибрид авторского и жанрового кино. В качестве примера стоить вспомнить хотя бы
«Дядюшку Бунми» Веерасетхакула, где богатство кадровой композиции и цитат (например, Обезьяна-Призрак дико напоминает оригинального
Человека-Волка) сочетается с причудливым сюжетом, в котором Время и Пространство неотделимы друг от друга.
В конце нулевых наметился также значительный рост компьютерной анимации. Многие анимационные работы выглядят гораздо оригинальней, чем игровые картины. Студии
Pixar и
Dreamworks Animation преуспели в создании целой Вселенной, способной соперничать с любым
«Аватаром» (по сути своей, таким же мультиком). А
Disney под конец десятилетия преуспела и в создании компьютерной копии человека (
«Рапунцель»).
В то же время произошли неотвратимые изменения в театре. Особенно это заметно в нашем Отечестве, где крупные театральные площадки превратились в Вест-Энды, а на околице создаются лучшие образцы «новой драмы». К чему это приведет, даже не хочется думать.
И все-таки я не претендую на осмысление и подведение итогов ушедших от нас 2000-х. Ведь у каждого свои итоги. Кому-то нравится трилогия
«Властелин колец», а кто-то просто без ума от
«Любовного настроения». Кому-то по душе постановки
Виктора Шамирова, а кто-то любит спектакли
«Практики»,
«Театра.doc» и
ЦДР. Очень сложно объективно оценивать то, чем ты жил эти десять лет. Ведь многое уже прочно вошло в наш быт, в нашу кровь, в нашу жизнь. Остается только порадоваться, что все те, кто владел нашими умами в нулевые, продолжат создавать свои уникальные произведения и дальше. Хотя нет, не все. Нулевые унесли с собой немало интересных имен, взамен оставив лишь пустоту и печаль…
Но оставим, наконец, подведение итогов коллегам и обратимся к новому, 2011-му, году. Что нас ждет совсем скоро? Какие фильмы? имена? события?
Начнем по порядку – с тех фильмов, что вышли в прокат на этой неделе.
Ввиду того, что российский зритель пока еще не отошел от пост-похмельного синдрома, прокатчики предлагают совсем немного фильмов, которые к тому же и довольно легкие для восприятия.
Из шести релизов этой недели два принадлежат к жанру комедии (
«Доброе утро»,
«Неадекватные люди»). Еще две картины обладают явно мелодраматическими сюжетами (
«Зона турбулентности»,
«Прошлой ночью в Нью-Йорке»). Также нас обязана порадовать ирландская анимационная картина
«Тайна Келлс», номинированная на премию
«Оскар» в прошлом году.
Следует порадоваться, наверно, за отечественного производителя. Сразу две картины –
«Зона турбулентности» и
«Неадекватные люди» – выходят в прокат, при том обе обладают знаком качества.
«Зона...» возникла благодаря известному киноведу
Евгении Тирдатовой, а
Роман Каримов получил приз на последнем
«Окне в Европу».
Среди новинок проката «белой вороной» выделяется мистическая драма
Жилля Бурдо «Заложник смерти» с
Роменом Дюри,
Джоном Малковичем и
Евангелиной Лилли.
Вообще меня удивляет, когда к нам спустя несколько лет попадают картины, с большим трудом окупившиеся в мировом прокате. Я, конечно, понимаю, что у нас страна третьего мира, но не до такой же степени…

Тем не менее,
«Заложник смерти» не так уж дурен, как может показаться после просмотра трейлера или прочтения аннотации. Дело спасают
Дюри и
Малкович, хотя последний, признаюсь, мне больше понравился в забавном боевичке
«Р.Э.Д.». Фильм напрочь мог испортить шаблонный сценарий, но актеры и оператор
«Любовного настроения» выравнивают эту неровную и зияющую сюжетными пробоинами колымагу. Если же вы хотите посмотреть действительно хорошее кино про смерть, то достаточно посмотреть одну из серий оригинальной
«Сумеречной зоны» с аналогичным сюжетом. Там хоть нет никаких излишеств, да и актеры не пытаются перепрыгнуть через себя.
Теперь стоит поговорить и о том, что же нас ожидает в недалеком будущем.
Например, до нашего экрана, наконец-то, дойдут последние работы
Роба Маршалла,
Даррена Аронофски и
Вуди Аллена.
Но если
«Девять» Маршалла, пересказывающий сюжет
феллиниевского шедевра
«Восемь с половиной», добирается до нас уже два года, то
«Черный лебедь» Аронофски и
«Ты встретишь таинственного незнакомца» Аллена были представлены мировому сообществу не так уж давно.

Особенно хороша женская вариация на тему
«Рестлера» с
Натали Портман,
Венсаном Касселем и
Милой Кунис. В чем красота
«Черного лебедя», даже сложно сформулировать, но
Аронофски удалось вывернуть из
Портман все, на что она способна. А ради чего? Скорее всего, ради того же самого искусства, о котором идет речь в самом фильме. Самоиронии режиссеру не занимать (как и
Балабанову в
«Кочегаре»), а уж мастерства в подаче материала и подавно. И вполне возможно, что именно
«Черный лебедь» и станет лучшим фильмом наступившего года, если только его не переплюнет кто-то, обладающий еще более критичным отношением к себе.
Вуди Аллен, к сожалению, снял не лучшую свою картину, но его творчество как раз является тем, без чего мы не можем представить себе наше время. Все эти «чеховские» нытики и семейные червоточины уже вживую трансплантированы нам под корку, и мы лишь с умилением наблюдаем за метаниями
Наоми Уоттс и серостью
Антонио Бандераса. А большего и не надо. Достаточно лишь знать, что это снял маленький еврей из Нью-Йорка…
Кроме того, нас в этом году порадуют новые работы
Стивена Содерберга,
Мишеля Гондри,
братьев Коэнов,
Дэнни Бойла,
Алехандро Гонсалеса Иньярриту,
Джона Карпентера,
Клинта Иствуда,
Александра Миндадзе,
Зака Снайдера,
Дункана Джонса,
Андрея Звягинцева и других культовых режиссеров.
Гор Вербински представит зрителям свой первый мультфильм.
Уэс Крейвен вернется с четвертым
«Криком», а
Джон Лэндис – после десятилетнего молчания в полнометражном кино. Возможно, до нас, наконец, дойдут экранизация
пелевинского «Поколения П»,
«Вий: Возвращение» Степченко и
«Мишень» Зельдовича.
2011-й обещает быть интересным и богатым на кино-впечатления. И уже в конце января любителей кино ждет сюрприз – в Москве состоится вручение
Первой Российской Ежегодной кинопремии в жанре ужасов. Что это будет, сложно представить, но я, как любитель страшилок, обязательно расскажу вам об этом уникальном для наших широт фестивале.
А пока – пока.
И не забывайте смотреть хорошее кино.
обсуждение >>