Наконец-то ковровая дорожка позади, а вместе с ней и толкотня, непробиваемая охрана, натянутые улыбки звезд и слишком ровные для фестиваля конкурсные фильмы. Остались позади сильные эмоции во время гала-показов и ретроспектив, мысли выстроились по порядку и настал черед критического осмысления прошедшего биеннале.
Правда, меня успели опередить мои коллеги, написав хвалебные оды
«Тюльпану» и
документальной программе, но мне от этого только легче сконцентрироваться на другом, не менее важном.
У меня по ходу фестиваля возник к вам вопрос, дорогие наши читатели. Как по вашему, ММКФ эволюционирует? Или он скатился в каменный век?
Пока я готовился подвести итоги, наткнулся где-то на одну замечательную фразу:
«Давайте уже закроем наконец ММКФ и откроем Музей кино!». И в самом деле на этот раз фестивальная программа пестрит ретроспективами так, словно это и не биеннале, а форум, посвященный культурному наследию. Но стоит ли его за это закрывать?..
Конечно же нет, но и эволюции пока не наблюдается. Меня, если честно, всегда раздражала чрезмерная политизация наших киноконкурсов. Меня воротит от одних только слов «А сейчас я зачитаю приветствие…». Неужели нельзя хотя бы ММКФ избавить от длинных рук государства? Пора бы уже взрослеть, все-таки не маленький, тридцать стукнуло. Ан нет. Каждый год одно и то же…
Не происходит изменений и в организации официальных мероприятий. На закрытии к нашему несчастью разошелся ливень, намочив предварительно Николая Баскова. Все работнички быстренько смылись в «Пушкинский», напрочь забыв про таких существ, как операторы и фотографы. Техника мокнет, повсюду отборный русский мат, а охрана твердит «Нам не было указаний». Чудо просто, что революции не произошло, хотя, похоже, воинственный запал погас после феноменальной игры наших с испанцами.
А теперь представьте картинку: поднимаются по лестнице (наконец всех стали пропускать) озлобленные, жутко похожие на белогвардейцев из
классики, мокрые журналисты и судорожно ищут, где или чем погреться. И, разумеется, находят только прохладительные напитки! И никакого намека на горячий кофе, которым всю неделю потчевали нашу братию в пресс-холле…
Что же касается самого конкурса, то здесь также разводим руками, даже несмотря на то, что я в этом году, как это ни странно звучит, посмотрел очень мало фильмов. Как любит повторять
Питер Гринуэй, «кино умерло», имея ввиду развитие технологии и, как следствие, киноязыка. Но это изречение, оказывается, никак не касается нашего родимого
Московского кинофестиваля. Здесь никто не рискнул отметить
«Абсурдистан» и
«Сад», потому как они сильно выделялись из толпы абсолютно ровных лент именно своим особым киноязыком. Казалось бы, фестиваль для того и служит, чтобы открывать новые возможности. Но только не наш. Хорошо хоть
Явор Гырдев получил
«Святого Георгия». Спасибо и на этом.
Кстати, нельзя сказать, что люди, смотревшие конкурсные фильмы, уж больно адекватные. Например, наши журналисты, привыкшие к субтитрам, не сообразили на показе картины
«Пробуждение от сна», что отсутствие перевода соответствует режиссерскому замыслу. Послышались крики «Где перевод?», «Эй, механик!», и, должен признаться, выглядело это действо потешно. Почти то же самое - и на пресс-конференциях. Особо отметились двое-трое, особенно с вопросами про «дружбу народов между нашими странами». Смех да и только.
Но
ММКФ – это не только фильмы, пресс-конференции, Медиа-форум, но и возможность дискуссии между критиками и кинематографистами о развитии искусства, которые проходили, как и российская программа, в Доме Кино. До чего там договорились наши киношники, мне, правда, неизвестно, хотя хотелось бы, чтобы результатом стало появление множества хороших и умных фильмов.
Последние впечатления от фестиваля – это
Милен Демонжо, Изабель Юппер,
«Тюльпан» и «Марадона глазами Кустурицы». Французские звезды у нас довольно частые гости, о фильмах мы еще поговорим, а пока попрощаемся с ММКФ затем, чтобы вновь вернуться к себе домой через год…
обсуждение >>