Весна пришла.
А с нею к нам вернулся и
«дядюшка Оскар».
На этот раз интрига 80-десятой, юбилейной, церемонии вручения премии «Оскар» состояла в том, кто же получит заветного рыцаря: эпический шедевр Пола Томаса Андерсона «Нефть» или лихо закрученный триллер с изрядной долей черного юмора
«Старикам тут не место» братьев Коэнов. Помимо этого наши зрители болели за три отечественные картины:
«12» Никиты Михалкова,
«Монгол» Сергея Бодрова и «Моя любовь» Александра Петрова, представленные соответственно в конкурсе «Лучший иностранный фильм» и «Лучший короткометражный мультфильм».
Нашу аудиторию постигло глубокое разочарование –
«Оскар» ускользнул от русских именитых режиссеров в руки «темных лошадок». И это после того триумфа, который испытал Михалков в Европе. Что послужило причиной, остается только гадать.
Честно говоря, я так и не видел наших номинантов, как впрочем, и картину Андерсона, но прекрасно представляю себе всю красоту «Нефти» и знаю не понаслышке все особенности коэновского шедевра. И прекрасно понимаю, что не могло быть иначе. Трудно не оценить эти картины, уже отмеченные «Золотым Глобусом».
Радует, что победил Хавьер Бардем, а братья Коэны взяли заслуженную
статуэтку за режиссуру и фильм. Жаль, конечно, что Деппа опять обошли, но «Суини Тодду» все-таки досталась премия за декорации, что более чем ценно в случае с таким мастером, как Тим Бертон. «Рататую» вообще повезло – у него не было достойных конкурентов. Но самой большой неожиданностью стало, безусловно, награждение великолепной английской актрисы Тильды Суинтон.
В целом же церемония прошла как-то безжизненно и чересчур политкорректно. Не было эмоционального взрыва, шутки не веселили, и на фоне этого безмолвия фраза Суинтон о ягодицах Оскара показалась верхом остроумия. И такая стерильность уже не первый год!
И, как всегда, американцы забыли вспомнить русских, когда вспоминали, кто ушел из жизни за прошедший год. Но и те имена, что были все-таки названы, повергли в шок. Я и не знал, что нет теперь таких замечательных французских актеров, как Жан-Пьер Кассель и Жан-Клод Бриали. При этом вспоминал о тех, кто ушел от нас за прошлую неделю: Борис Хмельницкий, Егор Летов… Теперь и Владимир Трошин…
Но не будем о грустном.
Имя Бориса Хмельницкого – одного из самых интеллигентных отечественных актеров – напомнило мне о
пресс-конференции театроведа Анатолия Смелянского, прошедшей в стенах телекомпании
«Культура». Она была посвящена выходу в свет его нового театрального цикла «Сквозное действие».
Идеей этого проекта стало сравнение двух разных спектаклей в контексте определенных исторических эпох. Например, в одной из передач Смелянский сравнивает «Доброго человека из Сезуана» Юрия Любимова и «Обыкновенную историю» Галины Волчек, которые появились в годы оттепели.
По признанию автора цикла современный театр остается для него нераскрытой книгой, когда как спектакли прошлого представляли собой вызов или пророчество. Трудно говорить о том, что происходит сейчас, куда направляется театр, какие приоритеты, но это мнение человека, который всю свою жизнь интересовался тем, что идет на прорыв под Всевидящим Оком Большого Брата. Сейчас же вроде все изменилось, и видимая свобода мысли размыла границы и приоритеты…
Трудно не согласиться с его позицией, но все-таки есть режиссеры, которые развивают театр: Владимир Панков, Кирилл Серебренников, Владимир Агеев и многие другие. Правда, неизвестно направление этого развития, но это, я думаю, станет известно лишь через десятки лет…
В коридорах телекомпании я задумался о нашем злосчастном ТВ.
Трудно уже найти хорошие передачи в сетке вещания. Оплотом ценностей осталась лишь «Культура». А для
людей с ограниченными возможностями и вовсе не осталось передач. Нет «Надежды», шедшей по четвергам по каналу «ТВ Центр». Инвалиды отрезаны от информации, предназначенной сугубо для них.
Когда-то я предлагал Андрею Разбашу и Сергею Кушнереву сценарий передачи, посвященной disability-проблемам, на что мне Андрей Леонидович сказал, что сомневается в том, что какой-либо канал возьмется за ее трансляцию. Как обычно, все упирается в деньги. Никто не захочет спонсировать этот проект, а рекламщики ни за что не согласятся, потому как считают инвалидов самой незначительной частью телеаудитории.
А такие передачи нужны позарез. Но они должны быть честными, что на нашем ТВ очень редко встретишь. Вообще требуется, скорее всего, отдельный канал (хотя бы кабельный – о государственном приходится лишь мечтать). Правда, в этом случае возникает вопрос: а понравится ли эта идея самим инвалидам? Кому из них интересно смотреть на таких же, как они сами?
Но подобный социальный канал может включать в себя не только проблемы, но и досуг. Это и лучшие просветительские программы, и передачи для детей, и фильмы (не только документальные, но и художественные). И не только для людей с ограниченными возможностями, но и для других социально неустроенных слоев населения. А их немало…
Вот такая у меня мечта. Она трудная по выполнению, но нужная по замыслу. Найти бы только тех, кто согласится на такой рискованный шаг. А пока следовало бы хотя бы вновь восстановить «Надежду» или придумать что-нибудь новое. Или, на худой конец, почаще показывать картины, удостоенные призов фестиваля
«Кино без границ». Ведь не все же могут найти нужную информацию в Интернете, а кому-то нужна просто человеческая поддержка, осознание того, что ты не один. Было бы неплохо, если для начала в сторону таких людей сделает шаг телеканал «Культура», хотя на нем и так висит тяжелое бремя просветительства…
И напоследок всего пару слов о новом фильме
«Все могут короли», который дарят нашим женщинам к Восьмому марта Гоша Куценко, Елена Полякова и Оскар Кучера. Этот вольный римейк «Римских каникул», наверняка, понравится им, а нам остается лишь ждать в этом году новых кинооткровений.
Приятного всем просмотра и новых впечатлений в театре!
обсуждение >>