Приятно, что у нас появляются достойные фестивали авторского кино, которые, несмотря на нехватку площадок, пользуются успехом и являются достойной альтернативой слишком громоздкому и помпезному ММКФ. Аккурат между фестивалями американского («Амфест», 8-12 октября) и британского («Новое британское кино», 28 октября – 4 ноября) кинематографа стартует международный фестиваль «Завтра», имеющий в арсенале большое количество интересных и актуальных картин – русских, немецких, французских, американских, польских, итальянских, корейских, сербских и даже македонских.
Принципиальное отличие этого фестиваля от вышеупомянутых – официальный конкурс, что является само по себе довольно серьезной интригой. В конкурсной программе представлено 10 фильмов, тщательно отобранных практически со всех частей света. Много сюрпризов приготовили режиссеры-дебютанты, которые, к слову, не последние люди в мире культуры: обязательна для просмотра картина известного писателя Александра Барикко «Лекция 21», экранизация собственно лекции (!) о переоцененных произведениях искусства. Конечно, экранизацией в буквальном смысле фильм, судя по всему, можно назвать с натяжкой, однако импрессионистская драма с акробатической (термин автора) структурой должен быть интересен всем любителям качественного арт-хауса. Скандальный полнометражный дебют Валерии Гай-Германики «Все умрут, а я останусь» также участвует в конкурсе. Посмотреть на творение новой надежды отечественного кинематографа, разумеется, любопытно, но здесь возникают опасения относительно качества материала. Хотя специальное упоминание жюри Каннского кинофестиваля – неплохая рекомендация. Еще одним полнометражным дебютом является анимационная лента «Идиоты и ангелы», известного режиссера-мультипликатора Билла Плимптона о человеке, внезапно обнаружившем за спиной ангельские крылья. «Идиоты и ангелы» - единственный мультфильм в конкурсной программе, а потому представляет особый интерес.
Более опытные коллеги представляют на суд жюри и зрителей не менее интересные работы. Поляк Петр Зеленка, известный по трогательным «Хроникам обыкновенного безумия», снял свою версию «Братьев Карамазовых» Достоевского, по общей концепции напоминающую
«Два в одном» Киры Муратовой: театральная труппа выезжает на старый сталелитейный завод репетировать спектакль по Достоевскому. Соответственно, мы наблюдаем за развитием сразу двух сюжетных линий.
Канадец Гай Мэддин, последний («Юха» Каурисмяки не в счет) режиссер немого кино, представлен своей последней работой – автобиографическим «Моим Виннипегом», правда, здесь звук все-таки будет.
Картину «О’Хортен» снял автор нашумевшего «Фактотума» Бент Хаммер. Собственно, это лучшая рекомендация к фильму о железнодорожнике, выходящем на пенсию. С остальными участвующими в конкурсе лентами – «33 сцены из жизни» Малгоржаты Жумовской, «Я из Титова Велеса» Теоны Стругар Митевской, «На запчасти» Рамина Бахрани, «Джонни Бешеный Пес» Жана-Стефана Сувера – тоже настоятельно рекомендую ознакомиться.
Внеконкурсная программа «Матч Пойнт» имеет свои козыри. В первую очередь, это новая работа неугомонного Такаши Миике «Вороны: Начало» (здесь название говорит само за себя) и сюрреалистическая драма «Фантомная любовь» Нины Менкес.
Также в «Матч Пойнте» интересны документальные ленты «Коридор 8» Бориса Десподова, «Идеология чучхе», любопытный экскурс в новейшую историю Северной Кореи и «Один в четырех стенах», документалка о колонии для малолетних преступников.
Отдельно стоит отметить гала-премьеры. «Возможность острова» Мишеля Уэльбека, экранизировавшего собственный роман, который он считает лучшим в своей библиографии, «Класс» каннского триумфатора Лорана Канте (в прокате с 4.12.2008), «Челси со льдом» великого Абеля Феррары, кино, представляющее собой акцию протеста против сноса отеля, знаменитого своими великими постояльцами (Патти Смит, Марк Твен, Боб Дилан и др.).
Фильм-закрытия фестиваля достоин называться фильмом-событием. Это альманах «Токио!», по структуре напоминающий другой известный режиссерский капустник «Париж, я люблю тебя!». В «Токио!» отметились корифеи современного кино – Мишель Гондри, Чун Хобон и (о, да!) Леос Каракс.
Что же касается жюри, то в этом году под председательством великого Абеля Феррары оценивать фильмы будут Владимир Сорокин, Борис Хлебников, Анна Гейслерова и Антон Корбайн.
Хотелось бы написать о «2morrow» более исчерпывающе, однако программа фестиваля воистину огромна, а потому о многочисленных ретроспективах и (внимание!) программе «Полночная музыка» расскажу в следующих статьях.
Смотрите кино. Следите за фестивалем.
Лео. Мар.
обсуждение >>