Андрей Кончаловский был и остается мастером. Режиссер снимает разные фильмы, но всем его картинам в равной степени свойственны острая социальность и чувство времени. С этим стойким убеждением я шла на премьеру его нового фильма
«Глянец» в московский кинотеатр «Пушкинский».
Супруга режиссера
Юлия Высоцкая исполняет заглавную роль. Мать двоих детей предстает в первых кадрах картины в неглиже с плоским животом и «кубиками пресса». Поскольку в дальнейшем зрителю предстоит погрузиться в атмосферу «шикарного» китча, наполненного обнаженными животами, упругими попами и стройными ножками, необходимость выдержать паритетное сравнение с моделями–малолетками, видимо, художественно оправданна.
Героиня
Юлии Высоцкой Галина родом из ростовского поселка городского типа. По крайней мере, такая трактовка приходит на ум при панорамном обзоре оператора–постановщика Марии Соловьевой тех ландшафтов, на фоне которых протекала жизнь швеи Галины до полного и осознанного желания поехать в «резиновый» город за карьерой фотомодели. Надо сказать, что вид полуразрушенных домов, скособоченных изб, сараев и осевших заборов вызывает истерический смех у премьерной аудитории столичного «Пушкинского». Что делать! Жизнь за пределами Садового кольца уже не кажется жизнью. Виды малой родины ростовской невозвращенки будут потом проноситься перед глазами героини в самые тяжелые моменты ее московской бытности, щемящие, надрывные, вызывающие слезу (но только не у столичного бомонда!). У бомонда эти сцены вызывают унылое раздражение: ну вот, опять, элементы трагизма в «до коликов» смешном фильме про «гламур–тужур». Нет, ну в самом деле, развлечься же собрались, причем тут речки–березки, ручейки–полесья?
В столице перед Галиной проносится весь репрезентативный глянец: редакция модного журнала, мастерская дизайнера, посредническо–сводническая контора поставщика роковых прелестниц, яхты участников первой «золотой» сотни Forbes. Главная героиня побывает везде, сталкиваясь с разными людьми, выпутываясь из сложных ситуаций, но двигаясь, в сущности, вверх по лестнице, ведущей вниз… И вот, наконец, долгожданное замужество! Невероятная «сбыча мечт» — «принц» из первой сотни Forbes у ног швеи из заштатного поселка! Богатство, комфорт… Всё, что душе угодно. Но вот ведь незадача–то какая — оказывается, что душе совсем не этого было надо. Душа осталась где–то в простом и понятном ростовском детстве, а умом постичь все происходящее вокруг не под силу несчастной простой девушке.
В фильме много–премного смешного черного юмора и юмора доброго. Есть бандитские разборки, страшные раковые диагнозы, нищета, убогость, безысходность. Актерские работы все как на подбор.
Ирина Розанова в роли главного редактора глянцевого журнала испытывает кризис креативности, делает педикюр прямо во время редакционного совета, ссорится со взрослой дочерью, заводит от горя роман с модным фотографом–подчиненным, переживает измену фотографа со своей дочерью, с безумием таращит глаза, орет, выходит из себя и вершит судьбами модной индустрии в масштабе одного глянцевого журнала. У
Андрея Носкова роль небольшая, но выигрышная. Он обнимает героиню
Ирины Розановой одетой и раздетой, в офисе и в спальне, демонстрируя при этом хорошую физическую форму и фирменную «голливудскую» улыбку.
Ефим Шифрин изображает — а что вы хотели! — фэшн–дизайнера нетрадиционной сексуальной ориентации в образе Карла Лагерфельда. Спектр эмоций, переживаемый его героем, варьируется от завихрений и перехлестов по поводу собственной значимости до полного самоуничижения и болезненной обидчивости.
Алексей Серебряков — «серый кардинал» от моды. Вовремя подсказать тренд и концепцию, познакомить с инвестором, свести с нужными людьми, помочь с трудоустройством, замолвить словечко. Непринужденно скользящий по жизни, ничем особо не обремененный, модный, не теряющий лицо, в кельтской юбке, с неизменной сигарой и томным оценивающим взглядом. Герой Геннадия Смирнова, трейдера молоденьких красоток, нежных и тонкокостных элитных «моделек», Петр (узнаваемый персонаж) — делает свое дело денно и нощно, состригая купюры с попыток обрести семейное и однодневное мужское счастье первой сотни Forbes. Он, кажется, единственный во всей этой веренице экранных образов, кто точно знает, чего ему от жизни надо и как этого достичь. Породистый
Александр Домогаров в роли «олигарха» Мишки Клименко отплясывает в толпе девушек, только что снятых с борта чартера Москва–Ницца, пьет, гуляет, режет вены, бросается орешками, целясь в попу такой же кондиционности подружки, и таким вот путем проб и ошибок понимает, что жениться ему надо. Иначе не спастись. В мире материальных ценностей он достиг всего.
Юлия Высоцкая вполне удачно связует всех героев и все истории фильма. Ее перевоплощение в Грейс Келли, необходимое по сюжету фильма, красиво и эффектно (поработал Влад Локтев). Умница
Дима Билан напел за кадром один из первых советских твистов «Песню о Москве» и роскошно снялся в промо–ролике к фильму. Работа всей съемочной группы вызывает глубокое уважение. Смотреть и слушать есть что. Отдохнуть тоже есть на чем. Мастер снимает хуже или лучше, но мастером остается.
Если верить режиссеру, это его попытка объяснить реальность побеждающего капитализма. Если уж говорить о глянце, то вроде бы все и охватили: про яхты не забудем, рестораны покажем, загородный дом зацепим, голых девочек в количестве «не хочу» представим. Вот только вопрос: а где же та «пахота», которая стоит за всем этим блеском? Редактор глянцевого журнала не сразу им стала. Училась, писала, занималась научной деятельностью, снова писала и снова училась. Модный дизайнер и «фарцу» из–под полы шил, и в Турцию–Италию за шмотками мотался, и с бизнесом «на ты» разговаривал, и с бандитским чистоганом разбирался.
Но нам представлен мир глянца глазами неокрепшей девочки из провинции, приехавшей за лучшей долей. В таком случае девочкам из провинции этот фильм, может быть, что–то и объяснит, укажет на путь истинный, оградит от нечаянной гибели в «джунглях» мегаполиса, физической ли, моральной ли. Но мне этот фильм реальности побеждающего капитализма так и не объяснил. Как маразматичка, запутавшаяся между личной жизнью и работой, может определять лицо модного журнала, распродаваемого тысячными тиражами? Как спившийся алкоголик и наркоман может управлять угольной империей? Мне кажется, что в современном мире, в том числе и в мире модной индустрии и индустрии развлечений, все намного сложнее и глубиннее, нежели чем у режиссера
Андрея Кончаловского и сценариста
Авдотьи Смирновой в фильме
«Глянец». Только вот что и как, мне как зрителю так никто и не объяснил.
обсуждение >>