Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Гордость и предубеждения

Топы с Максом Милианом >>

Эта неделя началась для меня с кайфа и по закону Архимеда скатилась куда-то в пропасть, которую не углядел. Что называется, возгордился, да… сдулся. Вот и поговорим сегодня о гордости и предубеждениях. А точнее, о гордости и ее последствиях.
Я с недавних пор чувствую острую гордость за наш кинематограф, который стремится вытеснить иностранщину, как это было до него с французским. Что ж, это похвально, но не думается ли вам, что это приведет к очередному кризису идей? Нет? Что ж, будем надеяться, что наши сценаристы будут выдавать тексты со скоростью тысячи страниц в день, да денежка будет находиться для создания супер-мега-блокбастера или арт-хаусного проекта.
Вернемся к началу недели. Понедельник для многих день тяжелый. Эта аксиома была подвержена сомнению, когда я в очередной раз попал на просмотр «Граффити» Игоря Апасяна на фестивале «Сталкер». Нас с ребятами из клуба «Золотой Век» пригласил Андрей Новиков, наш старый знакомый, точнее, друг. Перед началом картины нам сообщили, что она идет последний раз в кинозалах, с проката ее снимают и выпускают на DVD и видео. Мне стало грустно, а при просмотре я испытал шок. И знаете, почему? В рамках фестиваля картину показали полностью, без купюр! А в прокате-то она шла в урезанном виде… Вот вам и свобода! Прокатчики, видимо, решили вообще обойтись без одного персонажа, а ведь это такая замечательная роль! Хорошо, хоть на дисках будет полная версия этой великолепной ленты, которая затронула сердце каждого из зрителей, сидевших в одном из залов Дома Кино. А какие эмоции испытали мои ребята! Об этом стоит писать отдельную статью… И Апасяна, и Новикова благодарили со всех сторон, пожимали руки, целовали, у всех на глазах слезы. Не мудрено, конечно, такое кино любого, даже самого закоснелого, пробьет.
В программе «Сталкера» были представлены кроме «Граффити» и другие отечественные фильмы. Их названия и режиссеры говорят за себя: «Остров» Павла Лунгина, «977» Николая Хомерики, «Гадкие лебеди» Константина Лопушанского, «Свободное плавание» Бориса Хлебникова, «Седьмой день» Кахи Кикабидзе (об этой картине я уже рассказывал), «Живой» Александра Велединского, «КостяНика. Время лета» Дмитрия Федорова, «Многоточие» Андрея Эшпая… О последнем стоит сказать пару слов, потому как я успел посмотреть его в рамках этого фестиваля.
«Многоточие» является экранизацией повести Виктора Некрасова «Кира Георгиевна». Как и в «Детях Арбата», Эшпай обратился к сталинской эпохе и репрессиям. По сюжету однажды в налаженную жизнь скульптора Киры врывается прошлое: появляется Вадим, её первый муж. В 37-м он был репрессирован и 20 лет провел в лагерях. У Киры давно другая жизнь, и ей предстоит сделать выбор между прошлым и будущим, хотя на самом деле она не в силах ничего изменить… Те же актеры, что и в достаточно добротном телевизионном мини-сериале «Дети Арбата»: Евгения Симонова, Евгений Цыганов, Инга Оболдина, Чулпан Хаматова (она, похоже, переиграла здесь всех актеров!). Не хватало только Владимира Панкова и его музыкальных новаций, хотя его коллега по ЦДиРОльга Лапшина – сыграла здесь очень заметную роль. Все бы ничего, если бы не единственное «но». Фильм получился таковым, что его целевая аудитория – это люди, помнящие тяжелые и смутные времена Сталина и Хрущева (если честно - я не люблю обращения режиссеров к тому времени...). Есть находки, которые привлекут современного зрителя (например, шутка со стаканом водки), но они не удержат его на всем протяжении картины. Жаль. Андрей Эшпай – мастер, на счету которого немного картин, которые, похоже, направлены на определенную категорию людей, думающих и не боящихся длинных планов. Давным-давно я смотрел его экранизацию «Униженных и оскорбленных» с Настасьей Кински и уже тогда почувствовал некую дистанцию по отношению к зрителю. Режиссер относится к тому типу творцов, которые развивают научный подход к кинематографу. Такое можно встретить и в современном театре, хотя вся особенность сцены в том, что зритель принимает непосредственное участие в творческом процессе, он направляет актера в нужное русло мысли и эмоции своим восприятием пьесы. А в кино довольно сложно отделаться от мысли, что тебе что-то навязывают. Так было и с «Догмой», в чьей манере Эшпай создал картину об исповеди-монологе одной женщины (которую сыграла Евгения Симонова) – «Цветущий холм среди пустого поля (Видеодневник литератора N)». Возможно, манеру фильма можно объяснить тем фактом, что режиссер снимает помимо игрового и документальное кино, а также ставит спектакли (например, по мотивам романа Льва Толстого «Анна Каренина»). Но при просмотре в зале, к сожалению, стояла атмосфера непонимания и тоски…
Кроме полного метра, были представлены и российские короткометражки, многие из которых мне знакомы были по программе ВГИКовского фестиваля. Это и «Моченые яблоки» Максима Илюхина, и «Свой, чужой» Александры Ерофеевой, и «Пока он летал» Александра Кесселя… Радует, что картины молодых авторов приобретают своего зрителя, лишь бы гордость не помешала им делать и впоследствии шикарные фильмы. А в «Международной панораме» были представлены фильмы таких мэтров, как Оливер Стоун («Башни-близнецы»), Абель Феррара («Мария»), Сэм Мэндес («Морпехи»), Спайк Ли, Ридли Скотт и Эмир Кустурица («Невидимые дети»), Аки Каурисмяки («Огни городской окраины»). Была в программе и замечательная картина Уолтера Саллеса «Дневник мотоциклиста» с Гаэлем Гарсиа Берналем в роли Че Гевары, а также документальная лента призера фестиваля «Кино без барьеров» Тофика Шахвердиева «Он ругается матом» про Сергея Шнурова. Интересно, кому сегодня достанутся статуэтки?
А вчера, между прочим, завершилось на Первом канале ледовое шоу «Звезды на льду». Сколько было скандалов и сплетен вокруг этого проекта, не перечесть. И гордости, и ее последствий, и предубеждений за три с половиной месяца насмотрелись мы немало, а лучшие все равно победили, несмотря ни на что. Жаль только, что Елену Захарову мы не увидели ни в полуфинале, ни в финале… Но как мы рады, что победил Марат Башаров, наш большой друг, о котором стоит рассказать отдельную историю… Поздравляем его с победой!

С вами был дозорный Макс.
театры

Афиша кино >>

фильм ужасов
Италия, 1977
мелодрама
Россия, 2024
триллер
США, 2025
боевик, комедия
Великобритания, США, 2024
комедия, приключения
Великобритания, Канада, США, Украина, Япония, 2024
драма, экранизация
Ирландия, Бельгия, США, 2024
мистика, фильм ужасов
Италия, 2023
триллер
Испания, США, Чили, 2024
все фильмы в прокате >>
«Тематика 8 марта позволила нам уйти в более мягкую форму»: Максим Ткаченко и Андрей Шелков о возвращении на экраны героев «Нашей Russia»
Интервью
«Тематика 8 марта позволила нам уйти в более мягкую форму»: Максим Ткаченко и Андрей Шелков о возвращении на экраны героев «Нашей Russia»
Продюсеры и авторы сценария праздничного фильма – о музыкальных номерах, ностальгии и аудитории, которую может привлечь проект
3 комментария
Кино-театр.ру в Telegram