Эта неделя началась для меня с кайфа и по закону Архимеда скатилась куда-то в пропасть, которую не углядел. Что называется, возгордился, да… сдулся. Вот и поговорим сегодня о гордости и предубеждениях. А точнее, о гордости и ее последствиях.
Я с недавних пор чувствую острую гордость за наш кинематограф, который стремится вытеснить иностранщину, как это было до него с французским. Что ж, это похвально, но не думается ли вам, что это приведет к очередному кризису идей? Нет? Что ж, будем надеяться, что наши сценаристы будут выдавать тексты со скоростью тысячи страниц в день, да денежка будет находиться для создания супер-мега-блокбастера или арт-хаусного проекта.
Вернемся к началу недели. Понедельник для многих день тяжелый. Эта аксиома была подвержена сомнению, когда я в очередной раз попал на просмотр
«Граффити» Игоря Апасяна на фестивале
«Сталкер». Нас с ребятами из клуба
«Золотой Век» пригласил
Андрей Новиков, наш старый знакомый, точнее, друг. Перед началом картины нам сообщили, что она идет последний раз в кинозалах, с проката ее снимают и выпускают на DVD и видео. Мне стало грустно, а при просмотре я испытал шок. И знаете, почему? В рамках фестиваля картину показали полностью, без купюр! А в прокате-то она шла в урезанном виде… Вот вам и свобода! Прокатчики, видимо, решили вообще обойтись без одного персонажа, а ведь это такая замечательная роль! Хорошо, хоть на дисках будет полная версия этой великолепной ленты, которая затронула сердце каждого из зрителей, сидевших в одном из залов Дома Кино. А какие эмоции испытали мои ребята! Об этом стоит писать отдельную статью… И Апасяна, и Новикова благодарили со всех сторон, пожимали руки, целовали, у всех на глазах слезы. Не мудрено, конечно, такое кино любого, даже самого закоснелого, пробьет.
В программе «Сталкера» были представлены кроме «Граффити» и другие отечественные фильмы. Их названия и режиссеры говорят за себя:
«Остров» Павла Лунгина,
«977» Николая Хомерики,
«Гадкие лебеди» Константина Лопушанского,
«Свободное плавание» Бориса Хлебникова,
«Седьмой день» Кахи Кикабидзе (об этой картине я уже
рассказывал),
«Живой» Александра Велединского,
«КостяНика. Время лета» Дмитрия Федорова,
«Многоточие» Андрея Эшпая… О последнем стоит сказать пару слов, потому как я успел посмотреть его в рамках этого фестиваля.
«Многоточие» является экранизацией повести
Виктора Некрасова «Кира Георгиевна». Как и в
«Детях Арбата», Эшпай обратился к сталинской эпохе и репрессиям. По сюжету однажды в налаженную жизнь скульптора Киры врывается прошлое: появляется Вадим, её первый муж. В 37-м он был репрессирован и 20 лет провел в лагерях. У Киры давно другая жизнь, и ей предстоит сделать выбор между прошлым и будущим, хотя на самом деле она не в силах ничего изменить… Те же актеры, что и в достаточно добротном телевизионном мини-сериале «Дети Арбата»:
Евгения Симонова,
Евгений Цыганов,
Инга Оболдина,
Чулпан Хаматова (она, похоже, переиграла здесь всех актеров!). Не хватало только
Владимира Панкова и его музыкальных новаций, хотя его коллега по
ЦДиР –
Ольга Лапшина – сыграла здесь очень заметную роль. Все бы ничего, если бы не единственное «но». Фильм получился таковым, что его целевая аудитория – это люди, помнящие тяжелые и смутные времена Сталина и Хрущева (если честно - я не люблю обращения режиссеров к тому времени...). Есть находки, которые привлекут современного зрителя (например, шутка со стаканом водки), но они не удержат его на всем протяжении картины. Жаль. Андрей Эшпай – мастер, на счету которого немного картин, которые, похоже, направлены на определенную категорию людей, думающих и не боящихся длинных планов. Давным-давно я смотрел его экранизацию
«Униженных и оскорбленных» с
Настасьей Кински и уже тогда почувствовал некую дистанцию по отношению к зрителю. Режиссер относится к тому типу творцов, которые развивают научный подход к кинематографу. Такое можно встретить и в современном театре, хотя вся особенность сцены в том, что зритель принимает непосредственное участие в творческом процессе, он направляет актера в нужное русло мысли и эмоции своим восприятием пьесы. А в кино довольно сложно отделаться от мысли, что тебе что-то навязывают. Так было и с
«Догмой», в чьей манере Эшпай создал картину об исповеди-монологе одной женщины (которую сыграла Евгения Симонова) –
«Цветущий холм среди пустого поля (Видеодневник литератора N)». Возможно, манеру фильма можно объяснить тем фактом, что режиссер снимает помимо игрового и документальное кино, а также ставит спектакли (например, по мотивам романа
Льва Толстого «Анна Каренина»). Но при просмотре в зале, к сожалению, стояла атмосфера непонимания и тоски…
Кроме полного метра, были представлены и российские короткометражки, многие из которых мне знакомы были по программе
ВГИКовского фестиваля. Это и
«Моченые яблоки» Максима Илюхина, и
«Свой, чужой» Александры Ерофеевой, и
«Пока он летал» Александра Кесселя… Радует, что картины молодых авторов приобретают своего зрителя, лишь бы гордость не помешала им делать и впоследствии шикарные фильмы. А в «Международной панораме» были представлены фильмы таких мэтров, как
Оливер Стоун (
«Башни-близнецы»),
Абель Феррара (
«Мария»),
Сэм Мэндес (
«Морпехи»),
Спайк Ли,
Ридли Скотт и
Эмир Кустурица (
«Невидимые дети»),
Аки Каурисмяки (
«Огни городской окраины»). Была в программе и замечательная картина
Уолтера Саллеса «Дневник мотоциклиста» с
Гаэлем Гарсиа Берналем в роли
Че Гевары, а также документальная лента призера фестиваля
«Кино без барьеров» Тофика Шахвердиева «Он ругается матом» про
Сергея Шнурова. Интересно, кому сегодня достанутся статуэтки?
А вчера, между прочим, завершилось на Первом канале ледовое шоу
«Звезды на льду». Сколько было скандалов и сплетен вокруг этого проекта, не перечесть. И гордости, и ее последствий, и предубеждений за три с половиной месяца насмотрелись мы немало, а лучшие все равно победили, несмотря ни на что. Жаль только, что
Елену Захарову мы не увидели ни в полуфинале, ни в финале… Но как мы рады, что победил
Марат Башаров, наш большой друг, о котором стоит рассказать отдельную историю… Поздравляем его с победой!
С вами был дозорный Макс.
обсуждение >>