Не прошло и дня, а дозорный Макс снова с вами.
Сегодня я поговорю с вами, дорогие наши читатели, о наболевшем, накопившемся за несколько лет хождений по театрам. Так уж повелось, что эти дни проходят под заковыристым знаком критики, самокритики и ругани. Я тоже собираюсь здесь поругаться, но не на тему
«Тихого Дона» и прочих неудавшихся экранизаций. Я поговорю с вами о театральном беспределе, точнее, о беспределе, который творят штатные незаметные сотрудники этих самых театров.
Дело в том, что параллельно с журналистикой и организацией встреч в одном из институтов для больных с нарушением опорно-двигательного аппарата я стараюсь водить бесплатно студентов-инвалидов на спектакли, которые с удовольствием предоставляют нам наши друзья-актеры.
Трудно сказать, в связи с чем мелкие людишки больших площадок попросту говоря жлобствуют. Возможно, на них давит осознание того, что они служат таким глыбам мировой сцены. А возможно, такова политика столичных театров. Но, скорее всего, это совокупность причин (недоедание, переутомление, нервность, порядки, склоки, интриги, а может, и сексуальная неудовлетворенность…), которая приводит к очерствлению человеческих душ.
Как нам всем известно, театр начинается с вешалки. Еще точнее (по крайней мере, для меня и моих друзей-знакомых) – с администрации. К великому сожалению, не везде эта самая админша (выражаясь чисто интернетовским языком) ведет себя адекватно. Бывали случаи, когда инвалидов, прибывших с дальних краев большой деревни под названием Москва, просто посылали назад только из-за того, что они, видите ли, непрезентабельно выглядят. И это несмотря на гололед и мороз! А секунду спустя отдавали входные билеты каким-то вертихвосткам на длиннющих каблуках от
"Гоччи" и т. д., и т. п. И так бывало не раз в одном из моих любимых театров –
Моссовета, правда, не со мной, а с моими друзьями, которых я с чистой душой отправлял туда на спектакли. Все наши знакомые актеры с этой площадки разводят руками. Они сами часто не могут понять, почему так подло поступает администрация.
Так обычно и бывает. Если актеры очень хорошие, как люди и профессионалы, то обязательно найдется вшивая овца среди обслуживающего персонала. Вернемся к той же вешалке – и там найдется человек, способный испортить все настроение перед началом спектакля, да так, что всю пьесу только и думаешь о том, что ты сделал не так… Подобная ситуация приключилась со мной в столь любимом и почитаемом театре, как
«Современник». Я уже не помню подробностей скандала, но зато четко усвоил, что в этом театре даже гардеробщица чувствует себя королевой. Снежной королевой, которая обольет тебя грязью с ног до головы, сравняет с землей и глазом не моргнет… К сожалению, «Современник» каждый раз подтверждает устоявшуюся к нему неприязнь со стороны моих друзей-студентов. В нем каждый сотрудник норовит тебя унизить и оскорбить, чего не скажешь о замечательных актерах…
Еще один преогромный минус при общении с театрами возникает, когда зритель попадает в зал, где его ожидает катарсис. Этот катарсис может возникнуть еще до третьего звонка и даже после него, когда вдруг оказывается, что мест свободных нет – идите на балкон. Эти слова упрямо твердят бабуси в синих костюмах и подталкивают бедных инвалидов с костылями или без оных, но все равно плохо ходящих, к выходу. Идите, ступайте на четвертый этаж! Там есть свободные места. А если нет, то – ничего! – постоите! И как не попросишь стул – нету, не предназначено для таких казусов сидящих мест. И стой, пока твои ноги (если они у тебя есть, конечно!) не отвалятся ко всем чертям… В памяти всплывают все те же «Современник», Театр им. Моссовета и…
Вахтанговский. Да, да, и в нем бывали не раз недоразумения.
Особенно обидно за людей, которые пришли в театр впервые в жизни. Как вы думаете, какое у них будет впечатление от сцены. У них так и останется тяжелый осадок или ощущение того, что спектакль – это тот же концерт, на котором можно и нужно стоять. Но ведь вся суть в том, что театр – не концертная площадка. Неужели никто не понимает, что таким образом театр лишается своего зрителя. После такого отношения человек не захочет вернуться в театр никогда. А ведь зритель-то в основном молодой…
А сколько раз пытались доказать, что это именно мы пришли от такого-то актера – не перечесть. Поэтому нам больше нравится ходить в маленькие залы, где царит уютная домашняя атмосфера, где каждый тебя знает и даже мысли не допускает обидеть хоть словом. Таких театров мало, но они есть. Когда-то часто бывали в крохотном зальчике
Театра Луны, в котором теперь находится
«Практика». А в Музее Высоцкого, где базируется
Центр Драматургии и Режиссуры, к нам относятся уже как к родным и близким. Жаль, что происходит подобное в столичных театрах. Не хочется говорить о какой-то дискриминации. Просто люди черствеют, они не осознают, что в каждый миг находятся под дамокловым мечом, что их может постичь такая же судьба, как многих моих знакомых. Был здоровым – стал безруким, безногим, безносым, глухим и слепым. Попробуй выжить, когда привык к полноте жизни. Не каждый с этим справляется, далеко не каждый…
С вами был дозорный Макс.
обсуждение >>