Памяти Робина Уильямса
Один из стендап-концертов
Робина Уильямса назывался «Оружие самоуничтожения» (Weapons of Self Destrustion). Уроженец Чикаго выступил с ним в 2009 году - и вдоволь, с нецензурной лексикой, нашутился про наркотики, политику, странные имена ураганов и собственные волосатые руки. Это была еще одна грань артистической жизни Уильямса, которому, как и положено актеру, было тесно в прокрустовом ложе и положительных героев, и маньяков, и смешных чудаков, и трагических фигур. У него хорошо получалось работать в разных амплуа, и за свою жизнь он успел исполнить больше ста ролей.
После успеха в ситкоме конца 70-х
«Морк и Минди», где он изображал чудаковатого инопланетянина, Уильямс стал очень популярен как стендап-комик, играл у
Пола Мазурски и
Роберта Олтмана, но настоящим стартом в кино стала номинация на «Оскар» в 1988 году за
«Доброе утро, Вьетнам» Барри Левинсона. Следующие 5 лет принесли еще 2 номинации – за прекраснодушного учителя в
«Обществе мертвых поэтов» и современного дона Кихота в
«Короле-рыбаке», - а между ними был добрый доктор в
«Пробуждении», трогательной драме, где первую скрипку играет
Роберт Де Ниро. Затем последовали метаморфоза в пожилую женщину в
«Миссис Даутфайер» и вполне заслуженный «Оскар» за
«Умницу Уилла Хантинга».
После Уильямс словно погрузился в лимб однотипных ролей, снимаясь в семейных комедиях вроде
«Целителя Адамса», из-за чего получил любовь юных зрителей и слегка пренебрежительное клеймо «доброго актера» от людей постарше. Натянув маску с ласковой улыбкой, он прошел через
«Джуманджи»,
«Капитан Крюк» и
«Куда приводят мечты», объясняя выбор этих, не самых удачных ролей, тем, что
«надо было оплачивать счета». За безудержным смехом, как водится, скрывались печаль, депрессия, годы проблем с алкоголем и кокаином, а также несколько несчастливых браков. Говорят, лучшие комики в жизни вообще редко смеются. Не был исключением и Уильямс с его послужным списком и большим количеством ролей, про которые почему-то не так часто вспоминают, когда говорят об этом талантливом актере.
Его выбор на роль Попая, веселого морячка с огромными предплечьями в одноименном фильме Роберта Олтмена, казался не самым очевидным, но в результате получилось одно из самых удачных перенесений героя мультфильма в кино. Часто вспоминают его убедительное перевоплощение в маньяков в
«Бессоннице» и
«Фото за час», однако незаслуженно умалчивают о пробирающем до кости мизантропическом перформансе в
«Секретном агенте» по Джозефу Конраду. Фанатик-бомбист, идущий перед заключительными титрами сквозь толпу с перекошенным от злой решительности лицом, ничем не напоминает заботливую мисс Даутфайер, повзрослевшего Питера Пэна или Якова-лжеца. Уильямс также хорош в
«Разбирая Гарри» Вуди Аллена, где сыграл человека, превратившегося в мутное пятно, хотя там его фактически ни разу нельзя разглядеть в кадре. Наконец, была словно автобиографическая роль борющегося с депрессией актера-алкоголика в малоинтересном фильме
«Психоаналитик».
11 августа 2014 года Робин Уильямс расстался с жизнью, не справившись с депрессией, и вместо напрашивающихся банальностей хочется вспомнить не только ворох детских фильмов и широкую улыбку, но и другие, недооцененные роли. Он был явно больше и лучше этого.
обсуждение >>