Слезинка ребенка против миллиардов в новой драме Ридли Скотта
1973 год. В Риме банда сорвиголов крадет Джона Пола Гетти III (
Чарли Пламмер) - внука самого богатого человека Земли Джона Пола Гетти (
Кристофер Пламмер) - и требует выкуп в 17 миллионов долларов. Старик, симпатизирующий этому наследнику больше остальных, однако жмется. «У меня четырнадцать внуков, если я заплачу этот выкуп - завтра у меня будет четырнадцать похищенных внуков», - резюмирует он, будто пресс-релиз на подобный случай давно пылился в антикварном комоде. К слову, Бальтазар Гетти - сын украденного внука - снялся у
Дэвида Линча в «
Шоссе в никуда».
«
Все деньги мира» - новый фильм культурной программы «
Ридли Скотт каждый год» - удивительно компактно пересказывается, хотя содержит множество деталей, которые могут раздуть синопсис до небольшого рассказа, а то и повести. Все они, впрочем, лишь елочные игрушки в сравнении с центральной (и, по большей части, незримой) историей про жуткое влияние денег, которые превратили натурально в дракона предприимчивого американца, догадавшегося прикупить в 50-е нефтяных вышек в Саудовской Аравии и придумавшего исполинский лайнер, чтобы черное золото оттуда вывозить. «Все деньги мира» пестрят сценами, где человеческая логика и гуманность капитулируют перед оскалом даже не капитализма, а древнего алчного чудовища с калькулятором вместо сердца.
Вероятно, ради этого качества Ридли Скотт сначала и позвал на главную роль
Кевина Спейси, играющего (точнее уже - игравшего) в сериале «
Карточный домик» воплощенный цинизм и идеального беспринципного политика. Гетти - такой же демон предприимчивости; правда - в отличие от Фрэнка Андервуда - вполне реальный. Вынужденная замена ведущего артиста в связи со скандалом фильму как минимум не принесла заметного вреда: Пламмеру-старшему даже не пришлось наносить возрастной грим, в котором Спейси, если судить по трейлерам, напоминал то ли опереточного злодея, то ли вампира из фильма с недостатком финансирования. Фактурное лицо Пламмера, созданное для производства бюстов и слегка светящееся, как натертое парафином яблоко, в этой шекспировской трагедии смотрится как влитое (справедливости ради, Спейси в театре едва ли не лучшие роли сыграл тоже в постановках по Великому барду). Есть для этого скандального момента, ставшего пиарной тягой картины, и другая интересная деталь: на пересъемки потратили десять миллионов долларов. За внука Гетти - стоит напомнить - в условиях 1973-го просили семнадцать.
Тут самое время обратить внимание на «побочные» сюжетные линии, которые занимают гораздо больше экранного времени, чем отведено властной фигуре Гетти. Рядом с алчным исполином суетятся его сын-наркоман с оригинальным именем Джон Пол Гетти II (
Эндрю Бакан), его бывшая жена Гейл (
Мишель Уильямс), несущая на себе весь психологический груз случившегося, сотрудник службы безопасноти Гетти Флетчер Чейз (
Марк Уолберг), образцовый авантюрист и переговорщик с золотым сердцем, а также заросшие и грязные похитители, среди которых именем наделили лишь сердобольного хитрюгу по прозвищу Полтинник (
Ромен Дюрис в роли характерного француза, какие раньше доверяли
Венсану Касселю).
Несмотря на то, что месседж картины понятен еще на ранних подступах к ней - слезинка ребенка против всех денег мира, - Ридли Скотт прикладывает немало усилий, чтобы эту ситуацию описать во всех ненужных подробностях. Первые полчаса ему удается создать убийственную динамику для этого памятника одному преступлению с точки зрения закона и еще одному - с точки зрения морали. Затем начинает сказываться то, что, поперек режиссерского моралите, - это очень расчетливое кино, снятое, в общем-то, даже не с позиции Гетти, но с точки зрения денег. Получилось что-то в духе позднего Скотта, которого было принято хвалить за профессионализм, но при этом качать головой, ссылаясь на возраст мастера.
«Всеми деньгами мира» Ридли Скотт как бы завершает десятилетний ренессанс, начавшийся «
Советником» и длившийся до последнего «
Чужого», где в режиссере периодически просыпался визионер и неистовый придумщик, допекавший изнеженного зрителя авторской бескомпромисностью. Здесь же Скотт берется за тяжеловесную конструкцию на излюбленную тему «судьба играет человеком», в центре которой - персонаж, не властный над своей жизнью. В сущности, таковых даже двое: один заложник преступников, которые потихоньку снижают цену вопроса, другой - денег, которых с каждым днем становится все больше, а значит, уровень алчности в крови продолжает двигаться к рекордной отметке. Какая из этих ситуация лучше? Тут Скотт отвечает однозначно, легким движением руки переиначив биографию старшего Гетти: тот максимально топорно умирает в ту самую минуту, когда освобождают внука (казалось, что подобный прием в мировом кино давно вымер, оставших лишь в таком заповеднике, как российское патриотическое кино). Как бы британского мэтра ни критиковали за библейские аллюзии - подобное коленце в финале увесистой и безжизненной конструкции выглядит в разы печальнее. Если раньше из-под архитектурных сооружией имени Ридли Скотта била какая-никакая энергия, то «Все деньги мира» больше напоминают мавзолей собственному упорству.
«Все деньги мира»
обсуждение >>