Драма Мартина Макдоны про конфликт человека и закона
В городишке Эббинг легкий переполох: на полузаброшенном участке дороги светятся алым три билборда с надписями «
Изнасилована, пока умирала», «
И до сих пор никаких арестов», «
В чем дело, шериф Уиллоуби?». На необычную диверсию решилась разведенная хозяйка сувенирной лавки Милдред Хейз (
Фрэнсис Макдорманд), чью дочь, как несложно догадаться, убили и изнасиловали, а полиции так и не удалось найти хоть какой-то след (преступник, вероятно, оказался в Эббинге проездом). На билборды гнева и отчаяния обращает внимание пресса, а глуповатый полицейский-расист Джейсон Диксон (раздобревший
Сэм Рокуэлл), живущий с матерью, начинает прессовать Хейз, ее близких и фирму, сдающую рекламные щиты в аренду. Начинает хуже спать и грубоватый, но, в сущности, неплохой мужик шериф Уиллоуби (
Вуди Харрельсон), который не может ничего поделать с расследованием, а еще — умирает от рака. Местные жители тоже стараются как можно скорее избавиться от напоминания о жутком событии — и начинают давить на Хейз, чтобы билбордов больше не видеть.
В российский прокат
третья лента прославленного ирландского драматурга и кинорежиссера
Мартина Макдоны добралась уже в статусе чемпиона-тяжеловеса: приз за сценарий в Венеции, четыре «Золотых глобуса» в ключевых номинациях за вычетом режиссерской, семь номинаций на «Оскар», где наверняка для «
Билбордов» найдется статуэтка-другая опять же по ключевым параметрам. Кажется, скуластого мастера искрометных диалогов и ситуаций Макдону сейчас открывают в третий раз: сначала как драматурга, потом как режиссера, теперь — как постановщика первого ряда. Хотя ирландец, строго говоря, не изменился: для наград ему пришлось сделать лицо посерьезнее и выйти в год разговоров о харассменте, поисков связей между законом и моралью, а также широкого обсуждения психологии жертвы. Триумф «Билбордов» — довольно-таки заслуженный — скорее, следствие того, что Макдону наконец распробовали, а не результат прыжка выше головы. Слишком уж заметно режиссер вытравливает привычную игривость, чтобы соответствовать конвенции «на серьезную тему — серьезное кино» (хоть и не обходится без фирменного черного юмора и колких бытовых острот).
Здесь не сложно отыскать фирменные приёмы и темы Макдоны-драматурга, который охотно размышляет как о жизни родной Ирландии, так и про тропы одноэтажной Америки. Эббинг вполне вписывается в любимый топос ирландца — заунывное непримечательное место, к которым можно отнести и
Брюгге, где тоскуют два киллера, и Инишмаан из пьесы «
Калека с острова Инишмаан», где звучит немаловажная для драматурга фраза «
Видимо, Ирландия не такая уж и дыра, если здесь снимают кино, если сюда приезжают французы и немцы». Эббинг оказывается не такой уж и дырой для розыгрыша притчи о бессилии, жажде справедливости, разрушительных последствиях этого желания и удивительных перерождениях характера. Каждый персонаж Макдоны сложен и неоднозначен, способен как к эксцентричной выходке, так и к поступку, заслуживающему своего рода прощения. Отсюда галерея запоминающихся образов и актерских работ: от жесткой и разбитой горем Милдред в эффектном, но слегка театральном исполнении Макдорманд до разобиженного на весь свет обывателя Диксона, который компенсирует внутренний дискомфорт насилием и злоупотреблением властью (отличная роль Рокуэлла); от карлика Джеймса (
Питер «Тирион» Динклейдж) до пахнущей навозом и повторяющей чужие мысли девочки Пенелопы (
Самара Уивинг), которой вскружил голову бывший муж Милдред (
Джон Хоукс).
Их объемность и собственная правда напоминают о другой пьесе Макдоны — «
Одноруком из Спокана», где драматург деконструировал бесплодную погоню за американской мечтой с заходом на территорию
Тарантино, с которым его активно сравнивали после первых двух фильмов. Там аналог Милдред Хейз выглядел более комично: полувековой ирландец Кармайкл большую часть жизни пытается найти руку, которую ему при помощи поезда отчекрыжили в детстве хулиганы. Его многовековая вендетта охватила множество американских городов, — в рамках этого тура он пытался найти утерянное равновесие, хотя очевидно, что руку на место уже не приставишь.
Аналогичное коленце есть и в «Билбордах» — ни тюремный срок, ни кровавые щиты с неудобным вопросом, ни жестокая месть уже не вернут Милдред дочь. И Макдона размышляет не о том, права она или нет в рамках своего донкихотства, перерастающего в череду поступков, опасных уже для физического, а не для морального состояния окружающих. Он выстраивает вокруг этой понятной истории паноптикум тех, кто пытается точно так же достичь утерянного или пока неизвестного равновесия. Как сломленный новостью о раке шериф Уиллоуби, отец двух дочек от жены, которая его сильно моложе (
Эбби Корниш). Как гоняющийся за отцовской фигурой Диксон, переродившийся едва ли не по щелчку пальцев (тут Макдона недвусмысленно рифмует его с фениксом, напоминая, что «Билборды» не реалистическое произведение). Как Джеймс, чей рост становится поводом для насмешливого отношения, которое пока никто не рассматривает в патетичных дискуссиях о неравенстве наравне с расизмом и сексизмом (таким же сюжетным придатком выступал герой Джордана Прентиса в «Залечь на дно в Брюгге»). Как стоматолог, который пытается при помощи бормашины вернуть в Эббинг радость замалчивания.
Всё это Мартин Макдона грамотно и очень своевременно разыгрывает, кое-где, правда, пережимая с драматизмом (что, вероятно, объясняет его пролет в режиссерской номинации, например, «Глобуса»). Первые три минуты под сосредоточенную музыку
Картера Бёруэлла, постоянного соратника ирландца и братьев Коэн, с которыми «Билборды» заочно много сравнивали, со всех возможных ракурсов показываются те самые рекламные щиты, которые вскоре станут камешком в общественном ботинке. За этой утомительной интерлюдией следует едва ли не самое неубедительное ковыряние в зубах в истории кино. Еще Макдона периодически заставляет Макдорманд выдавать запаздывающие и акцентированные гримасы: возможно, этот театрализованный изъян призван подчеркнуть в ней героиню с большой буквы. Такие добиваются справедливости в благостных драмах, где есть четкое представление о справедливости и об образе борца за неё. «Три билборда» же этот образ не то чтобы деконструируют, но значительно усложняют. Справедливость — это не очевидный для всех и каждого баланс, справедливость — это серая зона человеческих отношений.
"Три билборда за пределами Эббинга, штат Миссури"
обсуждение >>