Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Спутник телезрителя >>

Мрачная сказка Гильермо Дель Торо, победившая на Венецианском кинофестивале

«Форма воды»: Папа, смотри, дядя тетю ест

1963 год, США. Мечтательная и немая Элайза (Салли Хокинс) живет с пожилым художником-гомосексуалом (Ричард Дженкинс), смотрит по телевизору старые мюзиклы и регулярно посещает кинотеатр, расположенный на первом этаже их дома, а на работу едет в засекреченный исследовательский центр «Оккам», где трудится уборщицей. Быт Элайзы прост и в меру поэтичен: утренняя мастурбация в ванной, чистка туфель, яйца на завтрак (эта деталь нам еще пригодится), поездка в автобусе, который везет её будто бы в иное измерение. Другой мир не заставит себя долго ждать: однажды в «Оккаме» ученые поднимают гам — из лесов Амазонии доставили человека-амфибию (Даг Джонс), которого местные дикари почитали за бога. Элайза сначала проникается симпатией к третируемому и диковатому подопытному, а потом и вовсе влюбляется — ведь он тоже не может говорить. Тут настает время героизма во имя любви: нетерпеливые вoенные начинают говорить о вивисекции, а на горизонте возникают советские шпионы.

Смотреть онлайн «Форма воды» Гильермо Дель Торо
Мексиканский постановщик Гильермо Дель Торо еще на первых минутах выдает зрителю джентльменский набор необходимых ассоциаций. Голос Ричарда Дженкинса за кадром недвусмысленно отсылает к сказкам и сказителям, мутная вода в кадре — к легкому дискомфорту старинных хорроров. Совсем уж забавно, что имя Майкла Шеннона, сыгравшего начальника безопасности и садиста Ричарда Стриклэнда, появляется ровно в ту секунду, когда рассказчик произносит слово «монстр». Вторая важная подсказка — афиша кинотеатра: на козырьке красуются названия «Сказание о Руфи» (1960) и «Марди Грас» (1958) — библейская драма и мюзикл перемешиваются в «Форме воды» со сказкой и хоррором. Таким же легким, едва заметным движением Дель Торо заряжает яйца всмятку, который Элайза варит на завтрак, сексуальной энергией — это понятно даже без знания «Истории глаза» Жоржа Батая, чисто интуитивно — благодаря череде монтажных склеек и роли яиц в отношениях немой уборщицы с человеком-амфибией.

«Форма воды»: Папа, смотри, дядя тетю ест

Дель Торо, в сущности, и снимает сказку про сексуальность (а еще про эскапизм как единственный способ спастись от бесчеловечного мира вокруг). Подавленную большинством сексуальность меньшинства, олицетворяемую немой Элайзой, её подругой-афроамериканкой Зельдой (Октавия Спенсер), названной явно в честь героини видеоигры The legend of Zelda, пожилого художника и человека-амфибии, у которого не видно гениталий. Про выносимую за скобки сексуальность сказок, где половой акт либо заменяется фигурой эзопового языка, либо купируется (как, например, фрагмент Спящей красавицы, где героиню насилует принц). Наконец, это в чем-то патологическая сексуальность хорроров 30-50-х, производившихся на студии Universal (сейчас компания трудится над киновселенной, которая позволит возродить это наследие). Мексиканский визионер — большой поклонник этого периода кинематографа (как, к слову, и шоураннер «Шерлока» Марк Гэтисс, снявший про старинные хорроры документальный фильм). В проектах последних лет он активно работает именно с иконографией монстров середины XX века (от студии Universal и не только), осмысляя «Дракулу» с его наследием в вампирском сериале категории Б «Штамм», кайдзю-фильмы в «Тихоокеанском рубеже», готическую литературу и её экранизации начала прошлого столетия — в «Багровом пике».

Однако, как ни иронично, у «Формы воды» случается конфликт формы с содержанием: язык того кинематографа, которым Гильермо Дель Торо с подкупающей искренностью восхищается и вдохновляется всю карьеру, — маскулинный и деспотичный. Примирение в нем наступает лишь в результате трагедии и вызывает в виновниках лишь дежурное сожаление: сегодня история Кинг-Конга, другого «языческого» бога из джунглей, выглядит как подсознательно выписанный западной цивилизации диагноз, а не серьезное размышление о пределах дозволенного для гордого человечества. Поэтому какими бы эффектными сценами визионер Дель Торо ни перебивал сцены с шаблонной нетерпимостью, как бы густо ни выписывал параноидальные 60-е с их Холодной вoйной и чередой научных прорывов на подступах к освоению космоса, это всё равно выглядит похлопыванием по плечу, дежурным «да-да, и эти тоже люди». Хотя Дель Торо-то, конечно, вполне искреннее признавался в любви к старому кинематографу (и даже собирался делать фильм черно-белым, от чего осталась одна пронзительная сцена незадолго до финала). Для него это вполне личная драма про любовь к чудовищам — история столь же трепетная и порицаемая, как, например, гомосексуальность (отчего, вероятно, его и наградили в Венеции). Другой вопрос, что этот дикий микс «Амели», «Твари из Черной лагуны», «Кинг-Конга» и «Скрытых фигур» порой столь же завораживающе красив, сколь завораживающе наивен, а порой и непроизвольно фальшив.

"Форма воды"

обсуждение >>

№ 9
Киноман1985   3.03.2024 - 16:28
Мне очень понравился. Сюжет необычный, снято красиво. С обалденной музыкой. Ну это Дель Торро, иначе не могло быть. Показывать любовь между человеком и человеком банально до ужаса. читать далее>>
№ 8
Виктор Липецк   1.03.2024 - 22:08
помню что смотрел этот фильм в кино. довольно милая история и снято неплохо, но гениальным я бы его точно не смог назвать к сожалению читать далее>>
№ 7
Елена Григорян   17.07.2019 - 12:06
не зацепило читать далее>>
№ 6
Василиса Кретова   8.07.2019 - 20:34
... А что не так? читать далее>>
№ 5
Василиса Кретова   8.07.2019 - 20:34
Попробую посмотреть читать далее>>
фильмы

Афиша кино >>

комедия, мелодрама, приключения, фэнтези
Япония, 1992
боевик, комедия, триллер
Великобритания, США, 2024
драма
Бельгия, Италия, Франция, 2024
драма, мистика
Бельгия, Нидерланды, Норвегия, 2024
боевик, приключения, фэнтези, экранизация
Китай, 2024
детектив, драма, криминальный фильм
Гонконг, Китай, 2024
боевик, научная фантастика, приключения
Россия, 2025
комедия, мелодрама
США, 2023
комедия, криминальный фильм
Россия, 2024
драма, комедия, приключения
Россия, 2025
драма, музыкальный фильм, трагикомедия
Великобритания, США, Франция, 2013
триллер, фильм ужасов
США, 2025
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен