Фильм-хулиган про буйный эклектизм молодости на постсоветском пространстве
Мама (
Елена Нестерова) пилила Ваню (
Василий Буткевич), чтобы тот нашел работу. Ваня - в сандалях на носок и рубашке без рукавов, но в клетку - устраивается в рекламный отдел ООО «Вовеки», то есть раздавать листовки в костюме надгробного камня, то есть грустно сидеть среди настоящих надгробий, размышляя о симпатичных людях, которые все уже умерли. Тосковал бы и дальше, не пронесись мимо под «Полет Валькирий» трио друзей-паркурщиков - Петя (
Павел Чинарев), Андрюша (
Иван Янковский) и Попов (
Александр Паль), основатели и единственные члены «Тряпичного союза». Они обещали скинуть смс, когда возьмут власть в стране, он попросился бегать с ними и оплатил «боржомом» с пирожками. Три богатыря полетели бы и дальше, но их с работником ООО «Вовеки» связала нужда в сакральном для русского человека месте - даче ваниной бабушки, где до 37-го жили «какие-то преступники». Пришлось мальца принимать в Тряпсоюз - арт-группу, экспериментальный био-отряд, дерзкую партию, кружок по интересам, что-то в таком духе. Дача - до пары катаклизмов еще походившая на дачу - превратилась в научно-исследовательский монастырь или дворец Тряпсоюза.
Петя, Андрюша и Попович - натуральные три богатыря постсоветского пространства, которых Петр-косая-сажень-в-плечах хочет превратить из тряпичного союза в титановый, ну или хотя бы в чугунный: «
До титанового вы у меня не доживете». Они же - разношерстая банда музыкальных икон, вроде тех фантомов Элвиса, Леннона, Кобейна и Меркьюри, с которыми Ваня хлебал суп дома. Петр, рассекающий то в трусах, то в майке, то в каком-то меховом жилете, отвечает за философию - столпники, аскеза, «толкаем одно - падает другое»; Андрея тянет в искусство - арт-проекты, граффити, архитектурный институт (хотел поступить, но нет); социально направленный правдоруб Попов, ненавидящий наркотики, по натуре вообще бомбист, готовый всех мразей попросту взрывать. Ну и нескладный Ваня, назначенный от нечего делать идеологом, выбирает для себя сверхидеей воскрешение мертвых (ну а что, вполне себе революция, и симпатичных людей в мире прибавится). В общем, не движение, а лоскутное одеяло.
Режиссерский
дебют Михаила Местецкого (сценарист «
Легенды №17», лидер группы «
Шкловский») тоже эклектичен, как взгляды его героев: под аккомпанемент Булановой, Вагнера, «Шкловского» и «Ляписа Трубецкого» герои толкают многоэтажку, видят страшные сны про ужасную голову церетелиевского Петра, ловят приход и переживают флэшбеки, встроенные в ткань происходящего здесь и сейчас. С одного полюса это напоминает чуть менее уловимое ретро в духе «
Шапито-шоу» (
Сергей Лобан помогал Местецкому с монтажом, когда проект-долгострой застопорился), с другого - находчивые фильмы
Эдгара Райта, который в ленте «
Армагеддец» рассказывает примерно о том же, только без привязки ко времени (постсоветскую идейную растерянность, до сих пор мало осмысленную, у Местецкого олицетворяют ненавистный Петр-Колумб и бабушкина дача-передача). Параллель между задорными молодцами и героями рыцарских приключений у Райта на русской почве ожидаемо мимикрирует в богатырскую степь, впрочем, если «Армагеддец» был про закрытие гештальта и попытку взросления, то «
Тряпичный союз» - про смелый эксперимент, который никто не заметил - и тот сошел на нет, а революционеры то ли выросли, то ли утратили запал.
Хулиганский, живущий по своей буйной логике, фильм Местецкого, вдохновленный деятельностью арт-группы «Общество Радек» и задуманный как роман, иногда бросает из жара в холод, от бытовухи до дерзкого поэтического реализма, от киноязыка 90-х до клиповой эстетики, от поиска своего рода национальной идеи (хотя бы для четырех человек) до истории взросления (потерянного) поколения. В итоге революция не случается ни на государственном, ни на личностном уровне: сначала идейный тупик, потом девочка (
Анастасия Пронина), потом гены (чурающийся наркотиков Попов находит не просто свой, но и локальный, отечественный). В общем, так много веселых ребят, и все изобретают велосипед.
«
Тряпичный союз» в прокате с
3 марта.
обсуждение >>