Неигровое конкурсное кино: «Без швов», «Один день из жизни провинциалов», «Часы и годы», «Маринин хоровод», «Слуцкий», «Конкурс», «Возвращение», «Дебют Ильи Кокарева»
Традиционно на фестивале «Окно в Европу» внимание приковано к программе игрового кино, а документалистика остается в тени. Это не вполне справедливо, ведь игровое кино здесь как правило собирается по остаточному принципу: то, что осталось за бортом конкурсов главных летних кинофестивалей - Кинотавра, ММКФ и Зеркала. Неигровое же именно с Выборга начинает шествие по России: все киносмотры документалистов проходят в осенне-зимний сезон - «Послание к человеку», Флаэртиана, кинофестиваль «Россия», «Сталкер», и, наконец, Артдокфест. Все они будут позже, и у отборщиков Выбога есть преимущества в этой конкурентной борьбе за хорошее кино. В этом году мы решили посмотреть всю документальную программу и рассказать подробно о каждом из двух десятков фильмов, оказавшихся в конкурсе.
Служили два хирурга
Программу открыл фильм «
Без швов» - студенческая работа
Юлии Бобковой (ВГИК, мастерская
Сергея Мирошниченко) о семьях, пострадавших во время боевого конфликта на Донбассе. Центральные героини – мать и дочь, переживающие личную трагедию – война унесла жизнь их отца, а девочка была серьезно ранена во время артобстрела и отправлена на лечение в Москву стараниями небезызвестной Елизаветы Глинки. Собственно, с выступления доктора Лизы на заседании в Кремле начинается фильм - она просит Путина о помощи: врачи вывезли из Донецка 12 раненых детей, но их не берутся лечить, потому что у тех нет гражданства. Сразу после мы видим прибытие пострадавших на самолете МЧС, и дети оказываются-таки на операционном столе, хирурги проводят операции. Одному отрезают раздробленную ногу, а у другого, кому повезло больше, швов на теле не останется. Не заштопать лишь душевные раны, срастить такой перелом ни одному доктору не под силу. Попытки психологической помощи тоже будут предприняты государством и найдут отражение в фильме – в больницу привезут живого тигра, собаку породы хаски и синтезатор.
Работа эмоциональная (еще бы – раненые дети), но, по счастью, увиливающая от политики, избегающая оценочного суждения, деликатная по отношению к героям. «
Боль, которая сидит в человеке, должна быть высказана», - считает режиссер. Технически аккуратная лента (оператор - тоже студентка ВГИКа), а что особенно ценно – это картина, в которой проявляется неленивый, настойчивый, многообещающий автор. Это приятно, ведь в последнее время документалисты предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления и снимают только то, что у них перед носом (лучше всего - своих родных), здесь же режиссер расторопный и пытливый: получено согласие МЧС, фонда «Справедливая помощь». Локации тоже непростые: аэропорт, операционная, кадры из Донецка, правда, хроникальные, но Юлия была готова снимать сама (удержали). Неплохой старт для студентки.
Если «Без швов» - документалистика «здорового человека», то фильм
«Один день из жизни провинциалов» Юлии Герра – пример того, как делать не нужно. Найдена тема (будни хирургического отделения районной больницы городка Калужской области), получено финансирование Минкульта (киностудия «Риск» исправно берет несколько проектов в год), режиссер с опытом (хоть и снимает редко). И всё. Фильм не проработан, сценарий отсутствует как таковой, точнее ограничивается заявкой на субсидию. В российской документалистике вообще принято думать, что в неигровом кино никакого сценария быть не может – это же жизнь, откуда мы знаем, что у нас получится, давайте просто снимать, просто возьмем камеру и покажем будни провинциальной больницы, расскажем, как нелегко врачам работать, какая у них маленькая зарплата. Но без замысла, без драматургии, только на наблюдении за обстоятельствами жизни не всегда можно сделать кино: в этой конкретной работе снимали шестерых хирургов по очереди – молодых и с 30-летним опытом работы, местного Сан Саныча и Жамшеда - «операциомана», приехавшего из Средней Азии. Каждый объяснят, рассказывает, почему он здесь. Но вот беда - в фильме просто ужасный звук (госфинансирование не помогло взять на проект нормального звукооператора), дикция у врачей - что почерк, в итоге нужно все время напрягаться, чтобы разобрать речь героев, вычленить слова, гулкие, как из ведра, из общего больничного шума. Нестройную драматургию фильма режиссер объясняет изменением съемочных планов в процессе получения денег: хотелось сделать портрет одного врача, а он по состоянию здоровья не смог принять участие в полном объеме.
ЦСКА - Динамо
Тема самоотверженной жизни и работы человека в нестоличном городе продолжается в фильме
«Маринин хоровод» Галины Леонтьевой. На этот раз автор наблюдает за работой представителей другой общественно важной профессии – инспекторов по делам несовершеннолетних. Все они женщины, главная героиня – капитан полиции Марина Лисейченко (на вид обычная женщина, ничем не выдающаяся, только с погонами). Ее ежедневная рутинная работа – разговоры с малолетними правонарушителями в кабинете или школе и патрулирование с сотрудниками опеки семей, в которых дети находятся в ненадлежащих социальных условиях. «
На моем участке в основном драчуны и воры», - говорит Марина, - «
они с восьми лет дерутся, как только начинают в школу ходить: азиды, узбеки, таджики – горячая кровь, они без драк вообще не могут. А русские не дерутся, русских бьют». Бьют, впрочем, и взрослые детей, девочка рассказывает, как мама таскает ее за волосы. А вот два десятилетних пацана скрутили колпачки с трех автомобилей - Марина пугает их тюрьмой. Или двумя годами заключения - парня, которого «взяли в парке ни за что», он просто выпил литр пива, «потому что было скучно». Провинциальный город - на самом деле Новосибирск, миллионник и наукоград, но история намеренно лишена локализации, почти никаких привязок к месту: везде так - бездуховная молодежь, пьющие взрослые, не способные даже матрас купить своему ребенку или записать его в детский сад. Нерадивую мамашу предупреждают о том, что она будет лишена родительских прав, если не уберется дома. «
А вы помогайте, давайте квартиры», - протестует она. Виноваты все, но только не я. В финале героиня заканчивает рабочий день и едет домой, к любимому человеку. Наша жизнь – не только работа, должна же быть личная жизнь.
«
Слуцкий» - еще один фильм-наблюдение, сделанный "на отвяжись". Имя героя вынесено в заголовок, он главный тренер футбольного клуба ЦСКА. Режиссер картины
Павел Афанасьев, запомнившийся пять лет назад смелой и новаторской студенческой работой «Как я съел свою стипендию», в которой он ставил эксперимент - жил месяц на одну стипендию, снимая видеоотчеты о каждом потраченном рубле. Несмотря на колоритную фигуру и энергетику героя, новый фильм получился невыносимо скучный. Кому он адресован, совершенно непонятно: любители футбола ничего нового из него не узнают, ведь все, что говорит в кадре Леонид Викторович, до боли банально и не вызывает эмоций. У тех, кто с футболом на Вы, не возникнет желания узнать героя поближе, подружиться с ним. То же с персонажами предыдущих двух фильмов, кстати. Они зажаты, не доверяют камере, в них нет нерва, противоречия, необходимого для кино. Механические фразы Слуцкого про реализацию мечты, нацеленность на результат, «
я играю вместе с ними» ничего не дают фильму, вся драматургия которого сводится к подготовке тренером своей команды к матчу со Спартаком на кубке УЕФА. На экране – обратный отсчет, сколько осталось до матча. Финал – победа 4:0, но радости от этого никакой.
Дорогу молодым
Герои фильма
«Конкурс» Евгения Ховаева - четыре пианиста из России, Франции, Литвы и США, люди с разными судьбами и характерами, которые сходятся в напряженной борьбе на престижном международном конкурсе им. П.И. Чайковского. Параллельно они рассказывают о своей любви к музыке, стремлениях и амбициях. Фильм снят на студии "Остров"
Сергея Мирошниченко, и руку мастера заметит каждый, кто посмотрел его блокбастер "
Кольца мира" о сочинской олимпиаде. Фильм про соревнование пианистов сделан по тому же принципу: он держит в напряжении, интригует, ведет за руку, заставляет испытывать то одни, то другие эмоции - сопереживание, сочувствие и даже чувство, пардон, гордости. В кадре не только пианисты, но их педагоги, члены жюри, зрители - они тоже из разных стран, но все-таки в основном наши, даже те, кто живет и работает за рубежом. Вот они какие - духовность и патриотизм с человеческим лицом. Отличная и продуманная работа, начиная со сценария и заканчивая динамичным монтажом и музыкальным рядом, очень хочется, чтобы ее посмотрели другие участники выборгского конкурса: ведь Евгений Ховаев с коллегами тоже могли на деньги Минкульта наснимать синхронов и кусочков выступлений и ограничиться этим, а они взяли и сделали кино.
Совсем другие жизненные цели, нежели у героев предыдущей картины, у парня из ленты «
Дебют Ильи Кокарева». Илья учится в провинциальном колледже на учителя английского языка, но серьезно увлекается лишь игрой в шахматы, в которых видит волшебный мир, помогающий уживаться с реальностью. Приехав в татарскую деревню преподавать язык, он основывает школьный шахматный кружок, проводит с детьми турниры по швейцарской системе, зорко следит за выполнением правил («коснулся фигуры – ходи»), награждает собственноручно подписанными грамотами. Дети, разумеется, быстро привязываются к учителю, а он к ним, но это ненадолго. Впереди год службы в армии, а там и о семье подумать надо – любимая девушка живет в Новосибирске. Дети мечтают, чтобы учитель вернулся к ним, но парень, хоть и молод еще, понимает, что у него невелик выбор: единственный способ обеспечить будущую семью – служба по контракту.
Простая и трогательная история снята дебютантом
Григорием Курдяевым соответственно просто, даже наивно, «по-деревенски» - с монтажными наплывами, с балалайкой и татарскими напевами, с рассказом от первого лица. Несмотря на простоту и кажущуюся незрелость, в фильме есть главное - хорошие эмоции. Кроме того, автор умеет поставить точку.
Старинные часы еще идут
Особняком стоит в конкурсе первого дня фестиваля картина «
Часы и годы»
Никиты Воронова (ушедшего недавно из жизни), телевизионная картина о семье Гоглинковых, разлученной революцией, гражданской войной, эмиграцией, железным занавесом. История трагическая, удивительная, местами - невероятная, но рассказанная классическими средствами телевидения (семейный фотоархив, кинохроника, спецэффекты, закадровый текст), без попытки уйти от этого традиционного неповоротливого языка более-менее всех исторических документальных фильмов, хотя бы от старого телевизионного формата кадра 3х4, не актуального для современных телевизионных панелях, которые висят уже в каждой квартире. Фильм выручает сценарный изыск, написанный самой жизнью – через всю историю связующим артефактом проходят фамильные часы Петра Варфоломеевича Гогленкова. Их как семейную реликвию передают по наследству, они пропадают при краже, потом находятся, снова теряются - и снова находятся. И, в конце-концов, воссоединяют отца и дочь после 40 лет разлуки.
По мотивам книги Пола Гундерсена «Последний барон Монрепо» снят фильм
«
Возвращение», отобранный в конкурс, похоже, лишь по географическому принципу – здесь рассказывается о родовом поместье барона Николаи, расположенном в Выборге. Повествование ведет финский аристократ, ровесник века, участник русско-финской войны, знавший Пауля Николаи лично. Увы, последний владелец усадьбы Монрепо заслуживает лучшей работы о своей жизни. Фильм Татьяны Снисаренко, кажется, идет целую вечность, сделан бессовестно нудно и небрежно даже по отношению к главному герою, который присутствует в кадре только в качестве красивой декорации. Много визуальных повторов, напыщенные метафоры вроде бьющих часов без стрелок (тоже дважды), а музыка
Яна Тиерсона из "
Амели" (не упоминающаяся в титрах) диссонирует с готикой визуального решения.
обсуждение >>