Сюзанна Муазен: «Надо держать себя в руках и не идти на поводу у семидесяти процентов населения»
3 февраля 2014
Всего через пару месяцев, а точнее уже в самом начале апреля, на экраны выйдет новый фильм Александра Баранова («Джентельмены, удачи», «Ёлки», «Участок») «День дурака». Фильм был назван создателями антикоррупционной комедией, которая сможет заинтересовать зрителя не только смешным и остроумным сюжетом, но и злободневной темой. Продюсерами фильма выступили Тимур Бекмамбетов и Сюзанна Мюазен, с которой нам удалось поговорить о дураках и дорогах, новом молодом поколении актеров и, конечно, о вездесущих коррупционерах, которые всем уже надоели.
Сюзанна, расскажите, пожалуйста, почему вы решили снимать кино по мотивам «Ревизора»?
На самом деле, мы от «Ревизора» ушли. Но тема актуальная, и все это ощущают. Поэтому мы решили немножко ее поэксплуатировать и в очередной раз показать все свои проблемы, больные места. И сказать при этом, что не все потеряно, главное - осознать все свои ошибки и над ними работать, сделать правильный вывод.
Если вы брали пьесу как отправную точку, то как считаете, много ли изменилось за эти 100 с лишним лет?
К сожалению, нет. Все проблемы как были, так и остались, и дураки, и дороги на месте. Раньше это было мздоимство, теперь это коррупция. Называется по-другому, а в принципе — все то же самое. Предки наши высмеивали это и как-то с этим боролись, ну, вот и мы занимаемся тем же самым. Другими средствами, другими инструментами, современной аппаратурой, компьютерной графикой. Но все о том же.
Вы начали говорить про то, как сейчас создаются фильмы. Что, как вы думаете, главное в картине, помимо миллиона технических примочек, которые просто помогают создателям в работе?
Самое важное - это сценарий. Над сценарием нашего фильма работали режиссер проекта Александр Баранов и сценарист Аркадий Казанцев, с которым они уже раньше сотрудничали на другом проекте («Громовы. Дом надежды», 2007 - прим.ред.).
Как вы считаете, в чем главное отличие комедии русской от комедий западных? В чем «цимес» отечественного продукта?
Отличие-то известное. Мы смеемся над собой, они смеются над другими. Это, пожалуй, самое главное.
То есть, самоирония?
Да. Это отличительная черта нашего народа, нашего менталитета, за это мы себя и любим.
Наблюдая за тем, что выходит в прокат, складывается ощущение, что слово ирония знакомо не многим, и большинство комедий тут же скатываются в какой-то дешевый фарс, юмореску. Удалось ли, по-вашему, избежать очевидных клише в фильме «День дурака» ? Как не скатиться в пошлость?
Надо просто держать себя в руках и не идти на поводу, как многим нашим продюсерам кажется, у семидесяти процентов населения. На самом деле, люди готовы адекватно воспринимать хорошие шутки. По крайней мере к этому нужно приучать зрителя. Надеюсь, что наш фильм идет именно в этом направлении, никаких пошлостей. Мы даже отказались от артистов, которые участвовали в известных комедиях, но которые можно назвать проектами с не очень хорошей репутацией. Мы старались, чтобы никаких аналогий со знакомыми лицами у зрителя не возникало.
Кстати, о выборе актеров. Почему в команде много молодых артистов?
Александр Баранов вообще любит работать с молодыми, еще не известными ребятами (Одну из главных ролей в фильме играет недавний выпускник ГИТИСа Алексей Веселкин. - прим.ред.) Сейчас из театральных ВУЗзов выходит огромное количество талантливых молодых людей. Главное их найти, а еще важнее в них поверить и дать им шанс. Чего очень многие, к сожалению, не делают и продолжают эксплуатировать уже известные лица. А зритель все это видит, и ему это не нравится. И в какой-то момент просто перестанет ходить в кинотеатры. Мы ощущаем эту тенденцию и стараемся двигаться навстречу зрителю.
Ну, зрителю, наверняка, будет близка основная тема фильма. Коррупция — это все-таки для всех наболевшее. Вы старались не приукрашивать и показать реальную картину, насколько все плохо? Ведь про настоящие объемы воровства в России даже думать страшно.
Оооо, мы высмеиваем коррупционеров во всей их красе. Абсолютно откровенно. И то, как уходят деньги из бюджета, и на что они уходят. Как они, не стесняясь, ничего не скрывают, и как это доступно обывателю. Пусть, в конце концов, они посмотрят на себя со стороны.
Вы считаете, что люди, которые могут себя узнать в ваших героях, хоть как-то отреагируют? И какую вообще вы ждете реакцию у зрителя на такую больную тему?
Я думаю, что те, кто себя узнают, хотя бы задумаются. А зритель, который кого-то узнает, будет рад, что об этом наконец-то в открытую говорят.
То есть, вы надеетесь на определенный нравственный, воспитательный эффект?
Безусловно. Мы нацелены на молодежь. И хотим, чтобы те ребята, которые только формируются, учатся и строят планы, по этому пути не пошли.
Вы считаете, реально ли, снимая комедию о самом нашем укоренившемся пороке, что-то изменить в стране? Что-то сдвинуть и поменять?
Конечно, реально. Еще Ленин сказал, что кино — величайшее из искусств. Он знал (смеется).
Лиза Гусалова
Ссылки по теме
"Джентльмены, удачи", рецензия
Репортаж со съемочной площадки фильма "День дурака"
Персоны
Александр Баранов (II), Сюзанна Муазен
Фильмы
День дурака
© 2006-2025 kino-teatr.ru
Использование сайта kino-teatr.ru означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения