КИНО-ТЕАТР.РУ

«Конёк-Горбунок»: Старая сказка на новый лад

30 декабря 2022

Осенью 2017 года, когда на экраны вышел «Последний богатырь», стало понятно, что российское кино может собирать кассу не только комедиями, к тому времени уже, кажется, исчерпавшими себя, но и семейным кино. Через полгода после выхода той сказки начались съемки «Конька-горбунка», который наконец, после долгих перестановок релиза, вышел в российский прокат, а теперь появился и на ТВ.


«За горами, за лесами, за широкими морями, против неба — на земле жил старик в одном селе». Дословной иллюстрацией этих строк, сделанной с помощью современных компьютерных технологий, и начинается «Конек-горбунок», наследующий если не стихотворный хорей литературного оригинала Ершова, то, явно, его сатирический, в разное время подвергавшийся цензуре, посыл. Дальше все — хоть и не в стихах, а в прозе — ровно по тексту. Два сына, младший — «вовсе дурак» — Иван (Антон Шагин) слез хоть и не фигурально с печи, но старшими особо не котируется, да и каких-то талантов в нем нет. Есть разве что желание хоть как-то прикоснуться к царю (Михаил Ефремов) — в его модных одеждах (художник по костюмам — Надежда Васильева) и с его густонаселенным двором. Однако именно в дежурство Ивана становится понятно, кто топчет обеспечивающую каким-никаким заработком его семейство пшеницу. Богато нарисованная кобылица, которую трогательно спасает Иван от гнета сплошь из мужиков состоящей семьи, на следующее же утро дарует ему микрочудо в виде Конька-горбунка (голос, движения и мимика — Павла Деревянко). Незатейливое животное и становится проводником незадачливого Ивана в царский мир — такой, на первый взгляд, манящий, но на проверку оказывающийся бездной зависти (в ролях царских приспешников — Ян Цапник и Олег Тактаров) и постоянного народного унижения.


«Конек-горбунок» в деле развития жанра российского семейного кино идет по совершенно отличному от «Последнего богатыря» пути, хотя так же, как и тот, эксплуатирует всем известные сказки. Но в детище режиссера Олега Погодина, для которого это дебют в столь сложнопостановочном кино, причем очень успешный, и продюсера Сергея Сельянова (на Иване, кстати, в ключевой момент появляется свитер — почти, как у Данилы Багрова из «Брата» Балабанова, за плечами которого тоже стоял Сельянов), связь между поколениями родителей и детей основана не на всем понятных шутках про девайсы и отличия старого и нового мира, а на сатире — столь редкой в наше время.

Смотреть онлайн: «Конёк-Горбунок» Олега Погодина


Визуально «Конек-горбунок» наследует традиции главного отечественного киносказочника Александра Роу, кстати, сделавшего в 1941-м первую экранизацию (не мультфильм) произведения Ершова. Здесь все так же, как и в советских сказках, — густонаселенно и богато, только на помощь пришли сделанные в меру компьютерные технологии. Использованная для создания конька, жар-птицы, чуда-юда рыбы-кита графика не пугает детей и не отталкивает взрослых, которые при этом находят в новой версии экранизации Ершова не только ностальгию по старым сказкам Роу, но и всегда актуальный в нашей стране политический контекст.


Сказка Ершова, как все помнят, высмеивает традиционный патриархальный строй во всех ключах — от сугубо мужской, не верящей в новой поколение, семьи Ивана до церкви и собственно царя. И если первые две темы решены в фильме довольно по касательной, то на последней – неожиданно для нынешних времен, но вполне понятно, когда дело идет об экранизации сказки — и сосредоточились создатели современного «Конька-горбунка». Царь здесь причем, как и в литературной основе, не диктатор, а вместе со своими вельможами — такой салтыково-щедринский тип туповатого тирана, который не слушает глас народа и — ради собственной выгоды — готов отправить условного подчиненного «туда — не знаю, куда» и «принести то, не знаю что». Народный Иван, впрочем, тут тоже действительно небольшого ума. Без чуда в виде Конька-горбунка, которым все и манипулируют, перемен никто бы не дождался. Ну или без Царь-девицы (самый удачный кастинг фильма — Паулина Андреева), которая, хоть и действует в рамках патриархальных устоев российского общества, но получает по итогу своё. Наравне с чудом женскую хитрость, несмотря на новую этику, никто не отменял.

«Конёк-горбунок». Трейлер №3


Маша Токмашева
19.02.2021

Поиск по меткам

Мария Токмашева, Российские фильмы, Сказка

Персоны

Паулина Андреева, Алексей Балабанов, Надежда Васильева (II), Павел Деревянко, Михаил Ефремов, Олег Погодин, Александр Роу, Сергей Сельянов, Олег Тактаров, Ян Цапник, Антон Шагин

Фильмы

Брат, Конёк-Горбунок, Конёк-Горбунок, Конёк-горбунок, Последний богатырь



© 2006-2025 kino-teatr.ru
Использование сайта kino-teatr.ru означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения