«Человек-паук: Вдали от дома»: Можно вывести супергероя из Нью-Йорка, но не Нью-Йорк из супергероя
9 декабря 2024
Задорное послесловие к «Мстители: Финал»

Отгремела решающая схватка с Таносом, из небытия вернулась половина жителей Земли, пропавшие после злосчастного щелчка. На школьном телевидении в нелепой презентации оплакивают Тони Старка, Питер Паркер (Том Холланд) учится снова жить без отцовской фигуры, а также строит план, как бы охмурить ЭмДжей (Зендея) во время поездки с классом по Европе. Гениальный романтический план, который должен завершиться на Эйфелевой башне с драгоценностью наперевес, сразу начинает трещать по швам. Сначала из-за подростковой неловкости и невезения, затем – из-за атаковавших Европу «элементалов». Это создания из параллельной вселенной, с которыми борется загадочный Мистерио (Джейк Джилленхол), чья Земля из-за них и погибла. Ник Фьюри (Сэмюэл Л. Джексон) вербует Паучка на помощь гостю из другого измерения – впереди много приключений как личного, так и планетоспасательного характера.
Читайте также: все супергеройские фильмы Disney от худшего к лучшему
«Вдали от дома» – не только сиквел очередного перезапуска «Человека-паука», но и своего рода эпилог к третьей фазе киновселенной Marvel, которая торжественно почти завершилась побоищем «Мстители: Финал». Несмотря на наносную трагическую хмурость, которая принимает в чем-то даже комичный оттенок (фраза «куда я ни пойду, везде вижу его» стала мемом после трейлера), новая работа Джона Уоттса носит характер скорее оптимистичный. Жизнь продолжается: Питер пусть и куксится, но строит планы на будущее; забавный телохранитель Старка Хэппи (Джон Фавро) неожиданно закручивает роман с тетей Мэй Паркер (Мариса Томей); лучший друг Человека-паука – гик Нед (Джейкоб Баталон) – оказывается в отношениях быстрее приятеля, даром, что собирался устроить «холостяцкий тур по Европе».

В нагрузку к изобилию романтической неловкости, логично вытекающей из пубертатной драмы первой части, идет и развитие линии с двойной жизнью. Если в «Возвращении домой» подростковые секреты от родителей рифмовались с необходимостью супергероя скрываться, то теперь перечень расширился. Питер вступает в классическую игру влюбленности (наводить тень на плетень и казаться не тем, кем ты являешься), а в Венеции надевает маску буквально – чтобы его не опознали одноклассники и телевидение (рюкзак не в счет). Есть и другая рифма с первой частью, где начинающий супергерой Паркер пытался удержать разваливающий напополам корабль, то есть разорваться между своей общественной маской и супергеройской идентичностью. В сиквеле школьник стремится спасти венецианскую башню, то есть не уронить и без того не слишком устойчивую уверенность в собственных силах.
Читайте также: рецензия на «Человек-паук: Возвращение домой»
Вообще во «Вдали от дома» заявлена не только привычная двойственность самих супергероев, но и окружающей действительности. Говоря обтекаемо, не случайно именно здесь появляется мастер иллюзий Мистерио и упоминаются инопланетные оборотни скруллы, способные превратиться хоть в бабушку, хоть в госслужащего. Не последнюю роль играют и события «Мстителей», где тонкая грань между произошедшим и не свершившимся оказалась нарушена. Проще говоря, ничто здесь не надежно на 100%. Мир нового «Человека-паука» – мир чудовищной неуверенности не только в себе, но и в самой реальности, которая того и гляди выкинет очередной фокус, окажется не тем, чем думалось. Ну а тех, кто хранит много секретов, обмануть, пожалуй, даже проще.

Политико-философское высказывание, разумеется, оказывается заретушировано легкомысленным туристическим ромкомом, придуманным, кажется, самим подростком – правда, росшим четверть века назад. Все страны показаны как набор ретро-туристических открыток: Венеция – голуби и карнавал, Чехия – пиво и опера, Нидерланды – футбольные фанаты и поле тюльпанов на отшибе. Все приключения – микс «бондианы», похождений Индианы Джонса и немного хайтека (например, боевые дроны). Саундтрек – дискотека для ровесников Тони Старка; хохмы ради Паркер путает AC/DC c Led Zeppelin.
Смотреть онлайн: «Человек-паук: Вдали от дома»
Это необязательное (и необаятельное) старперство вкупе с упрощением или слишком стремительной эволюцией большинства персонажей значительно развеивает обаяние как самого Питера Паркера, так и его разудалого мира. Хоть «Возвращение домой» и изобиловало отсылкам к (не)устаревающему классику школьного кино Джону Хьюзу, именно в сиквеле Уоттс и сценаристы МакКенна и Соммерс – особенно на фоне мультфильма «Человек-паук: Через вселенные» – начинают выглядеть как родители, пытающиеся сойти среди молодежи за своих. Остроумных и концептуальных находок здесь, конечно, хватает, но трудно отделаться от мысли, что фильм все же излишне хорохорится. — Че как, малой? — Нормально, вот в Европу съездили.
«Человек-паук: Вдали от дома». Трейлер №2
Алексей Филиппов
03.07.2019
Ссылки по теме
Выпуск подкаста Monday Karma про «Человек-паук: Вдали от дома»
Слушайте также: подкаст про «Человек-паук: Через вселенные»
Поиск по меткам
Алексей Филиппов, Американское кино, Комикс
Персоны
Джейкоб Баталон, Сэмюэл Эл Джексон, Джейк Джилленхол, Зендея, Крис МакКенна, Эрик Соммерс, Мариса Томей, Джон Уоттс, Джон Фавро, Том Холланд, Джон Хьюз
Фильмы
Мстители: Финал, Человек-паук: Вдали от дома, Человек-паук: Возвращение домой, Человек-паук: Через Вселенные
© 2006-2025 kino-teatr.ru
Использование сайта kino-teatr.ru означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения