«Человек-муравей и Оса»: Так поди же попляши
26 марта 2023
Мелкотравчатая комедия про суперотцов и супердетей
Из-за инцидента в аэропорту Лейпцига, где немного подрались супергерои, выступающие «за» и «против» закона о регистрации людей со сверхспособностями, авантюрист Скотт Лэнг (Пол Радд), он же Человек-муравей, оказывается на два года под домашним арестом в родном Сан-Франциско. Как бы он ни вздыхал, всё не так уж плохо: дочка Кэсси (Эбби Райдер Фортсон) навещает каждые выходные, и они разыгрывают увлекательные квесты; есть куча времени для игры на барабанах; можно по два часа проводить в ванной. Личная жизнь, правда, полетела ко всем чертям: Хоуп Ван Дайн (Эванджелин Лилли), с которой они во время прошлой авантюры приключались и целовались в засос, обижена, что он её не позвал в Германию на столь важное дело. Вдобавок она в бегах вместе с отцом-изобретателем Хэнком Пимом (Майкл Дуглас), который костюм Человека-муравья и разработал (и открыл частицы Пима, позволяющие стремительно делать большое маленьким и наоборот). Шанс всё исправить появится, когда сознание Скотта, побывавшего в межатомном пространстве, вдруг поймает сигнал матери Хоуп, Джанет Ван Дайн (Мишель Пфайффер), которая пропала там во времена, когда еще Хэнк Пим геройствовал в образе Человека-Муравья. Операция «Кооперация» не обойдется без накладок, так как за технологией Пима будет охотиться карикатурный злодей Сонни (Уолтон Гоггинс), за Лэнгом — комичный детектив Джимми (Рэндалл Парк), а до кучи в историю вклинится некто Призрак (Ханна Джон-Кэймен), чьему отцу склочный старикан Пим насолил в прошлом.
«Человек-муравей и Оса» (далее — «ЧМО») выглядит настоящим праздником для тех, кому киновселенная Marvel более-менее до фени: для понимания новой работы Пейтона Рида достаточно посмотреть первую часть и знать, что обаятельный жулик с золотым сердцем как-то там связан с командой «Мстителей». Дальше халява кончится, так как финал «ЧМО» недвусмысленно связывает историю Скотта Лэнга с «Вoйной бесконечности», но это совсем другой блокбастер. Вдобавок патентованного «супергероического» тут будет по минимуму: с тем же успехом Рид мог снимать «Охотников за привидениями» или оммаж семейным фильмам 80-90-хх с ох уж этой наукой, толпой персонажей-болванов и джонхьюзовскими сценками из жизни учеников. На цитаты из классика школьного кино пора вводить мораторий: у Рида сценка «Лэнг в учебном заведении» введена как шутка ради шутки и дань моде, что выглядит, как и любая юмореска, повторенная пять раз, — жалко.
Вообще «ЧМО» оправдывает все опасения, какие могли закрасться в голову человека, не воспринимающего блокбастер исключительно как возможность посидеть два часа в зале с кондиционером. Пейтон Рид, на первом «Человеке-муравье» подстрахованный находками уволенного с режиссерского поста Эдгара Райта, с размаху падает лицом в самоповторы и слабое чувство юмора. Вторая часть без конца повторяет гэги с увеличением крохотных предметов до исполинских размеров (самая запоминающаяся сцена первой части — игрушечный паровозик-гигант), заговаривается, пытаясь рассмешить зрителя буквально набором слов, а все актеры неистово переигрывают, как в самых заштатных ситкомах. Апатоу, к слову, тоже вышедший из хьюзовской шинели, себе такого не позволил бы.
Удивительно, что зрительские симпатии («ЧМО» уже назвали очередным лучшим фильмом Marvel) сегодняшняя супергероика умудряется зарабатывать при помощи какой-то совсем уж трехгрошовой мыльной оперы. С теплотой принимаются не только те кинокомиксы, где показано, что супергерои тоже люди, как в «Стражах Галактики» или «Человеке-Пауке», но и те, где это не особенно удается. В итоге сильные создания валяют дурака, льют воду на мельницу того, что супергероика — это не новейшая американская мифология, а насупленное фуфло для инфантилов, ну и для разнообразия пропагандирующее семейные ценности и ноутбуки Dell.
На фоне «Человека-муравья и Осы» даже очень спорный и ёрнический «Тор: Рагнарёк» выглядит исполином, потому что в нём есть полет фантазии Тайки Вайтити, заигрывание со стилями и скандинавской мифологией. Ремесленник Пейтон Рид ничего этого предложить не может: как рядовой менеджер крупной корпорации он отрабатывает заказ сделать комедию для всей семьи, через три сюжетные линии проговорить тему отношения отцов и детей (Лэнг и его дочь, Пим и Хоуп, Призрак и её отец), как это модно делать в стильных, но тугодумных сериалах про супергероев на Netflix. Заодно, как явствует из названия, больше экранного времени достается персонажу Эванджелин Лилли, одетой в костюм супергероини Осы, и в этом смещении акцентов «ЧМО» не повезло оказаться в хвосте «Суперсемейки 2», которая также топорно занималась проповедью равноправия и здравого смысла.
Впрочем, в России у нового блокбастера Marvel есть все шансы сойти за актуальное высказывание: если в «Экипаже» мужское эго всячески пестовалось, то «ЧМО» его прямолинейно порицает (в частности, Хэнка Пима и его фигуру токсичного гения). Да и заключение Скотта Лэнга рифмуется с домашним арестом Кирилла Серебренникова — тоже в каком-то смысле супергероя вне закона.
«Человек-муравей и Оса»
Алексей Филиппов
04.07.2018
Поиск по меткам
Алексей Филиппов, Американское кино, Комедия, Комикс
Персоны
Уолтон Гоггинс, Джуди Грир, Дэвид Дастмалчян, Майкл Дуглас, Эванджелин Лилли, Рэндалл Пак, Майкл Пенья, Мишель Пфайффер, Пол Радд, Эдгар Райт, Пейтон Рид, Лоуренс Фишбёрн
Фильмы
Мстители: Война бесконечности, Стражи Галактики. Часть 2, Суперсемейка 2, Тор: Рагнарёк, Человек-муравей, Человек-Муравей и Оса
© 2006-2025 kino-teatr.ru
Использование сайта kino-teatr.ru означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения