«Прочь»: Белые ходят первыми
23 августа 2020
Виртуозный триллер про расизм (нетерпимость)
Девушка из состоятельной семьи Роуз Армитаж (Эллисон Уильямс из «Девочек») собирается на уикенд к родителям и зовет с собой чернокожего бойфренда-фотографа Криса Вашингтона (Дэниэл Калуя из «Черного зеркала»). В семейном особняке Армитажей, находящемся на удалении от Нью-Йорка, несколько удивляются цвету кожи избранника дочери, но тут же берут себя в руки. Мисси и Дин (Кэтрин Кинер и Брэдли Уитфорд) прогрессивные люди, дважды голосовали за Обаму и сделали бы это в третий раз, будь такая возможность. Несмотря на густое благодушие, Крис чувствует себя неуютно: дом выполнен в стиле «мечта плантатора», прислуга состоит из неправдоподобно радостных афроамериканцев (мужчины и женщины), а реплики родителей Роуз балансируют между доброжелательностью и скрытой агрессией. Когда к Армитажам на семейное празднество начнут съезжаться многочисленные родственники и друзья, говорящие с Крисом исключительно о плюсах людей с черной кожей, он утвердится в мысли, что ничем хорошим знакомство с родителями не закончится.
Полнометражный дебют комика-афроамериканца Джордана Пила препарирует проблему расизма с юмором и жанровым мастерством: «Прочь» сочетает в себе умно придуманный и написанный триллер с социальным высказыванием. Лучше всего фильм характеризует то, что Пил не прибегает к дешевым трюкам, брезгуя как скримерами, так и плакатным обличением. Ярлык «кино про расизм» в отношении него выглядит таким же упрощением, какими страдают многочисленные правильные истории про то, что смотреть свысока на человека из-за цвета кожи - неправильно и глупо. Пилу не интересно преподавать зрителю уроки здравого смысла, он рассказывает о завуалированной нетерпимости записных либералов. Дальше - дело техники: месседж превращается в жуткий и завораживающий образ, вокруг него прокладываются тропы сюжета, где каждый сравнительно реалистичный эпизод работает на идею и атмосферу одновременно. «Прочь» напоминает недавний отечественный хоррор «Невеста» (парень-фотограф, знакомство со странными родственниками), где внятного позвоночника-послания как раз и не хватило. А без него любые мускулы оказываются довольно-таки бесполезными.
Сценарий «Прочь», написанный самим Джорданом Пилом, без пяти минут безупречный: лишь незадолго до кульминации повествование делает несколько шагов на месте, а пролог, где чернокожего парня в хорошем белом районе недвусмысленно преследует под Run, rabbit, run белоснежный автомобиль, выглядит несколько прямолинейным для такой чуткой к деталям картины. Впрочем, и этому можно найти объяснение: демонические демократы невольно проговариваются в мелочах - то начинают хвалить негроидную расу за опциональную природную мощь, то надевают рыцарский шлем и предаются утехам допотопных ку-клукс-клановцев. Шёл 2017 год.
В остальном лента Пила производит впечатление глотка свежего воздуха в достаточно консервативном жанре. В каком-то смысле это «Лунный свет» среди фильмов ужасов: живая (даже в дубляже) речь, органичное погружение в сегодняшний день, хорошее чувство визуального (сцена под песню-считалочку Run, rabbit, run снята одним двухминутным кадром). Не случайно сборы картины почти в сорок раз превысили бюджет (174 миллиона против 4,5), а среди его ярых поклонников ходит хип-хоп исполнитель Chanse the rapper. «Прочь» лишний раз подтверждает, что хорошая жанровая история крепко стоит на земле и внимательно смотрит на мир вокруг. Если кажется, что заряд колумнистики тут конъюнктурный и лишний, стоит перекреститься и посмотреть еще раз.
«Прочь»
Алексей Филиппов
10.05.2017
Поиск по меткам
Алексей Филиппов, Американское кино, Дебют, Хоррор
Персоны
Эрика Александер, Калеб Лэндри Джонс, Дэниел Калуя, Кэтрин Кинер, Джордан Пил, Стивен Рут, Джеральдина Сингер, Эллисон Уильямс, Брэдли Уитфорд, Ричард Херд
Фильмы
Лунный свет, Прочь
© 2006-2025 kino-teatr.ru
Использование сайта kino-teatr.ru означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения