КИНО-ТЕАТР.РУ

«Превосходство»: Компьютер Гитлер

20 июля 2020

Неуклюжая поделка из серезных тем


Выдающийся ученый, исследователь в области изучения искусственного интелекта Уилл Кастер (Джонни Депп), едет по настоянию коллеги-жены Эвелин (Ребекка Холл) презентовать их новый проект и выбивать под него деньги. Вместо денег он получит зараженную полонием пулю от члена радикальной анти-технологической группировки. Через полчаса экранного времени Уилл Кастер умрет, а его сознание будет перегнано в цифру и загружено Эвелин и другом Максом (Пол Беттани) в интернет. Вот только проекции Уилла окажется мало общения с любимой и друзьями, и он начнет зарабатывать деньги на Уолл-стрит, исцелять больных и потихоньку строить дивный новый мир из центра пустыни. Засомневавшийся Макс довольно скоро перейдет на сторону радикальных нео-луддитов, которые готовы пойти на всё, лишь бы не дать Уиллу стать новым оцифрованным фюрером. Эвелин же до последнего будет помогать своему мужу, пока его голосом с ней заговорит не только компьютер, но и солдаты его личной мини-армии.


Страхи перед технологиями и душащей всё живое «всемирной паутиной» кажутся сегодня устаревшими как минимум лет на 15. Во всяком случае, именно накануне XXI-го века в ходу был параноидальный миф о страшном сюрпризе, который преподнесут всему миру компьютеры, едва 2 последние цифры в календарях превратятся в нули. Режиссер «Превосходства» Уолли Пфистер либо сильно опоздал с темой, либо слишком серьезно отнесся к материалу, если тут всё дело в ностальгии по фильмам типа «Газонокосильщик» и «Сканирование мозга». Во всяком случае, злой гений, управляющий миром при помощи интернета, позаимствован явно из этих и им подобных триллеров середины 90-х. Все, кому надоел фриковатый кривляка Депп из «Пиратов...», «Рейнджеров» и прочих «Теней», могут быть спокойны – здесь он держится весьма сдержанно, да и вообще мог бы сыграть большинство своих «сцен» одним лишь голосом, скажем, по телефону. Тем забавней смотрится эпизод, где у Деппа берет автограф поклонница, а Беттани ворчит: «Странно, а у меня вот автографы никто не просит». Впрочем, и Беттани, уже второй раз после «Туриста» ревнующему к Деппу главную героиню, здесь особенно нечего играть. Морган Фриман тоже всего лишь отрабатывает свой гонорар в амплуа мудрого негра, а Киллиан Мёрфи и вовсе присутствует в качестве мебели.


Пфистер, оператор фильмов Кристофера Нолана, в своем режиссерском дебюте затронул темы любви, опасности прогресса и даже защиты экологии, но склеил их в одно целое настолько неуклюже, что громоздкая конструкция начинает рассыпаться от малейшего сквозняка. Между персонажами Деппа и Ребекки Холл не было никакой химии, когда он еще был жив – что уж говорить об искренности её чувств к лицу и голосу из монитора. Положа руку на сердце, сыграть такую историю любви человека к программе намного лучше получилось у Хоакина Феникса и Скарлетт Йоханссон. У фильма есть и якобы более серьезный уровень - ответственность ученых за создаваемые ими изобретения противостоит в фильме слепой вере радикалов, ненавидящих прогресс, однако сценарий Джека Паглена не дает шансов узнать получше и полюбить или возненавидеть ни тех, ни других. Кроме этого, человек, снявший «Начало» и «Темного рыцаря», мог бы чуть больше побеспокоиться об операторской работе. Если подытожить, deus ex machine окажется не таким уж и плохим, взрывающих и стреляющих в людей луддитов можно понять, а любовь сильнее смерти. Ну что же, мистер Пфистер, спасибо вам за ваше время.

"Превосходство"


Дмитрий Карпюк
11.07.2014

Поиск по меткам

Дебют, Дмитрий Карпюк, Научная фантастика

Персоны

Пол Беттани, Микаэл Данна, Джонни Депп, Дилан Кенин, Деннис Киффер, Клифтон Коллинз-мл., Уоллес Лэнгхэм, Кейт Мара, Киллиан Мёрфи, Уолли Пфистер, Джош Стюарт, Морган Фриман, Кори Хардрикт, Коул Хаузер, Ребекка Холл, Сет Эдкинс

Фильмы

Превосходство



© 2006-2025 kino-teatr.ru
Использование сайта kino-teatr.ru означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения