КИНО-ТЕАТР.РУ

«Атом»: Девять лет одной бомбы

27 февраля 2025

На медиаплатформе холдинга ВГТРК «Смотрим» большая премьера – сериал режиссера Нурбека Эгена «Атом», созданный при поддержке одноименного фонда и Института развития интернета. Еще до премьеры многие восприняли проект как своеобразный ответ прошлогоднему оскароносному «Оппенгеймеру» Кристофера Нолана, но там, где «западные союзники» размышляли, как «полюбили атомную бомбу» (и к чему это привело), в стране Советов из атомов складывались молекулы будущих открытий.

«Атом»: Девять лет одной бомбы

В самом начале сериала закадровый голос Алексея Гуськова, который играет чекиста с литературной фамилией Замятин, кратко информирует, как весной 1945 года обычные люди праздновали победу, даже не подозревая о ядерной угрозе. Как посчитали союзные войска, уже к началу 1950-х благодаря новому оружию удастся уничтожить весь СССР по примеру Хиросимы и Нагасаки. О них, правда, речь пойдет только во второй половине сериала, и то вскользь. Под микроскопом истории — люди, которые смогли предотвратить «атомный шантаж».

Читать: Помни о смерти: «Оппенгеймер» — теория большого взрыва от Кристофера Нолана


Лексическая «гонка вооружений» в первых эпизодах «Атома», впрочем, почти не чувствуется. В предвоенном 1940-м молодой физик Фролов (Илья Малаков), зачитывается иностранными (в том числе немецкими) научными журналами, совершает открытие в стенах Ленинградского физико-технического института — спонтанного деления ядра урана. Курчатов (Юрий Чурсин) считает, что думать о настоящем прорыве рано и надо проверить наблюдение в других условиях. Лаборантка Катя (Анна Чиповская) сообщает, что хорошо бы для этого подошла московская станция метро «Динамо». Так Фролов вместе с другом и коллегой Беляевым (Алексей Кирсанов) оказываются в московском подземелье. Разумеется, не одни, а под присмотром опытного Замятина, которого молодой ученый сразу же выгоняет с экспериментальной площадки. «Ну что, на Нобелевскую или Сталинскую премию рассчитываем?» – воодушевленно спрашивает Фролов старшего коллегу. Со Сталинской будущий академик Курчатов уж точно предлагает не горячиться.

«Атом»: Девять лет одной бомбы

Зимой 1942-1943-го, уже на Юго-Западном фронте, Фролов неожиданно подбивает известного немецкого физика, который служил в СС и имел при себе тетрадку с расчетами атомного реактора. Из-за того, что перед смертью врага он попросил взглянуть на формулы и что-то в них понял, ученый объявляется ненадежным. Однако даже на прифронтовых чекистов действуют слова об атомной бомбе, которую советский физик теперь наверняка смог бы создать, — пока этого не сделали немцы или американцы, вовсю работающие над технологией, которая в прямом смысле может изменить всё устройство мира. Сигнал доносится до самого Берии (Гурам Баблишвили), который поручает создание ядерного оружия Курчатову, но, естественно, под присмотром Замятина.

Читать: Интервью Нурбека Эгена о непростой карьере и сериальном буме


Для НКВД, формально почти почившего в 1943-м, когда образовалась секретная лаборатория по разработке ядерного оружия, и ГКО, которым руководил Берия, физики, как и лирики, были явлением чужеродным: слишком вдумчивые, живущие по только им ведомым законам. Поэтому и острый на язык, но безусловно талантливый Фролов оказался «сомнительным элементом», как и сбежавшая по идеологическим соображениям от тягот советской власти ученая Варвара Карпова (Ольга Сутулова) — единственная, кто может синтезировать уран. Строгий Замятин поначалу решает играть с ними в «офис» с ежедневно отслеживаемым КPI, но сдается, когда физики рисуют ему на доске гейзерную кофеварку и просят необходимые для завершения эксперимента материалы, которые можно взять только у «союзников». В их стане отдельную разведдеятельностью занимается та самая лаборантка Катя – и, пожалуй, только эпизоды с её участием напоминают прошлое кино Нурбека Эгена, где обычно совмещаются разные жанры. Героине Чиповской среди прочего достался шпионский триллер, где она играет одновременно Ирэн Адлер и Мориарти.

«Атом»: Девять лет одной бомбы

«Атом», несмотря на название, сериал сложносочиненный, чья формула складывается из множества составляющих. Режиссер Нурбек Эген, прежде в основном снимавший триллеры типа «Шерлока в России», «Самки богомола» или «Калимбы», здесь вновь работает преимущественно в интерьерах, но, что ему несвойственно, в манере классической ретродрамы. Разнообразить физические и химические формулы призваны личные истории героев, но на них, как, собственно, и у ученых, остается до обидного мало времени. «Девяти дней одного года», увы, не получается, хотя в некоторых эпизодах создатели, очевидно, пытаются допрыгнуть до «оттепельной» классики Михаила Ромма.

Читать: И всё-таки он верил: к 120-летию со дня рождения Михаила Ромма


Чаще всего в «Атоме» спрашивают: «Вы знаете, что это значит?» Это и впрямь ключевой вопрос проекта. Продуманного до технических мелочей, отлично срежисированного и разыгранного талантливым ансамблем, но упирающегося исключительно в физику, совсем без лирики. Изобрести атомную бомбу после сериала, конечно, невозможно, но и понять, насколько это открытие было радикально для обычных людей, — тоже.

Смотрите сериал «Атом» на платформе «Смотрим» с 27 февраля.

«Атом». Тизер-трейлер


Маша Токмашева

Поиск по меткам

Мария Токмашева, Российские сериалы, СМОТРИМ

Персоны

Гурам Баблишвили, Алексей Гуськов, Алексей Кирсанов, Илья Малаков, Кристофер Нолан, Михаил Ромм, Ольга Сутулова, Анна Чиповская, Юрий Чурсин, Нурбек Эген

Фильмы

Атом, Девять дней одного года, Калимба, Оппенгеймер, Самка богомола, Шерлок в России


© 2006-2025 kino-teatr.ru
Использование сайта kino-teatr.ru означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения