«Настоящий детектив». Второй сезон. Итоги
12 августа 2015
Большие рыбы пожирают маленьких
Закончился второй сезон «Настоящего детектива», вторая глава в сыскной антологии Ника Пиццолатто, где каждое дело оказывается новым обвинительным приговором человеку - самому жестокому животному в мире, который мы заслужили.
В калифорнийском индустриальном аду по имени Винчи дни идут чередом: небо, самое загрязненное в штате, продолжает напитываться дымом, дети играют в пыли, этнические группировки пилят зоны влияния, бедные - беднеют, богатые - богатеют. В отлаженную схему попадает песчинка, и экс-мафиози Фрэнк Семион (Винс Вон), направивший стопы в большой честный (sic!) бизнес, вдруг лишается пяти миллионов и каких-либо гарантий на лучшую жизнь. Убит Бен Каспер - человек из городской администрации, у которого и были деньги, а также устные договоренности с Семионом, самую малость не обратившиеся в убедительные бумаги. За дело берутся полиция города и штата, призвав самых нерадивых из лучших.
Усатый и усталый детектив Рэй Велкоро (Колин Фаррелл) ищет покоя на дне стакана и иногда общается с упитанным сыном, который, возможно, и не от него (уже бывшую жену тогда изнасиловал какой-то маньяк); не очень доверяющая мужчинам Антигона «Эни» Беззеридес (Рэйчел МакАдамс), работающая на шерифа округа, росла в хипповской общине отца (Дэвид Морс), который не только дал им с сестрой античные имена (Афина оголяется для веб-чатов, чтобы заработать на университет), но и до сих пор оценивает окружающих через цвет кармы; наконец, офицер дорожной полиции Пол Вудро (Тейлор Китч), ветеран войны, втянутый в скандал с участием какой-то звезды, ругается с девушкой и тяготится собственной гомосексуальностью. Их дороги пересекутся под утомляющим солнцем Винчи, чтобы на секунду впереди забрезжила надежда, а потом все обратилось в пыль.
Второй сезон «Настоящего детектива», вновь написанный единолично Ником Пиццолатто (с рекрутированным на два эпизода Скоттом Лассером), как и задумывалось, отличается от первого практически всем - кроме детективной интриги и структуры сезона, при которой дело считается закрытым уже ближе к экватору, но потом вновь вторгается в жизнь персонажей. Морочные болота Луизианы сменила утопающая в полупустынном ландшафте индустриальная Америка калифорнийского побережья, чьи вены-магистрали сливаются в неоновые реки, а в воздухе запахло нео-нуаром со всеми вытекающими стилистическими и сюжетными последствиями: сильные топчут слабых, за закрытыми дверями разворачиваются пропитанные экстази оргии - будто позаимствованные из «С широко закрытыми глазами», - на которых большие шишки решают судьбы города.
Все это напоминает экранизацию картины Питера Брейгеля-старшего «Большие рыбы пожирают маленьких», только сквозным символом Пиццолатто выбрал ворона - стильного падальщика, пирующего в разлагающемся от коррупции и человеческих несчастий Винчи (об Эдгаре Аллане По также напоминает Леонард Коэн, повторяющий рефреном «Nevermind» в одноименной песне, ставшей заглавной темой сериала). Тут каждый ведет свою маленькую борьбу: Семион хочет вернуть бизнес, Велкоро старается не потерять окончательно сына, Беззеридес мучается от травматического случая из детства, а Вудроу вспоминает боевые действия и открывшееся знание о себе самом, которое оказалось для него тяжелее ужасов войны.
У Калифорнии тоже есть сравнительно свежая родовая травма, случившаяся в 1992-м году: лос-анджелесский бунт, породивший волну мародерства и сформировавший Винчи как оплот коррумпированности и беззакония. После беспорядков отец Велкоро, тоже коп, смылся в пригород, потеряв в зарплате, но выиграв в спокойствии, а потом и вовсе стал с ненавистью смотреть на полицейский значок. В отличие от сына и внука.
Во втором сезоне отцовская фигура занимает центральную позицию: скрывается где-то в тени биографий всех участников дела, зловеще высится над проблемами ключевых персонажей - осуждающая или равнодушная, существующая в качестве укоряющего примера или пустого места, которое пришлось чем-то заполнять. В таких координатах складывается история троих мужчин, которые боятся стать плохими отцами, и одной женщины, которой страшно кому-то довериться. В этой паутине из незакрытых гештальтов ожидаемым образом застревают алкоголизм, сексуальные желания и жажда насилия как ответ на несправедливость мира.
Упражняясь в ключевых темах нео-нуара, Пиццолатто использует многофигурную композицию, которую дополнительно утяжеляют массивные диалоги и длинноты режиссерских решений (второй сезон снимает не один режиссер, а целая россыпь – от Джастина Лина до Мигеля Сапочника, также причастного к нескольким эпизодам последнего сезона «Игры престолов»). Содержательно «Настоящий детектив» гораздо короче восьми с половиной часов - и это ощущается практически в каждой вальяжной сцене, за исключением тех случаев, когда в кадр врывается неоново-электронное пиршество в духе поздних фильмов Николаса Виндинга Рефна.
С картинами датского певца маскулинности у второго сезона пиццолаттовской антологии есть еще одна общая черта: они вышли из одного котла, где сварились и слиплись брутальные истории последней четверти XX века. Прямолинейные, идущие до конца мужчины - крипто-ковбой, экс-военный и крутосваренный мафиози - обречены на вымирание не только как вид, но и как экранные герои. Им на смену придут чувственные и сильные женщины, матери и бойцы, Тельма и Луиза - и вот про последних Пиццолатто, кажется, мог бы рассказать и подробнее, и гораздо интереснее.
Алексей Филиппов
Ссылки по теме
15 важнейших полицейских драм на ТВ
«Настоящий детектив». Второй сезон. Начало
Все материалы о сериале «Настоящий детектив»
Любим как родное. 10 лучших зарубежных сериалов года
Следите за новостями сериалов и масскульта в нашем паблике Geek edition
Поиск по меткам
Алексей Филиппов, Детектив, Зарубежные сериалы, нуар
Персоны
Винс Вон, Тейлор Китч, Леонард Коэн, Джастин Лин, Рэйчел Макадамс, Дэвид Морс, Ник Пиццолатто, Келли Рейлли, Колин Фаррелл
Фильмы
Настоящий детектив
© 2006-2025 kino-teatr.ru
Использование сайта kino-teatr.ru означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения