«Пепел»
8 ноября 2013
В схватке за рейтинги "Россия" отбила зрителей у "Первого канала", выпустив 10-серийный сериал «Пепел». Рекламная кампания сериала гремела еще с лета. Зрительский интерес подогревался долгожданным возвращением на экраны творческого тандема Машкова и Миронова. Зазывные и интригующие речи писателя Багирова (один из трех сценаристов «Пепла») о том, что нас ждет что-то получше «Ликвидации» - тоже поспособствовали заочному успеху сериала. Реакция зрителей, как это можно было предугадать, оказалась неоднозначной. Все виды несоответствий и непонятная мотивация героев расстроили скрупулезного зрителя. При этом зритель вроде бы доволен тем, что за последние десять лет хронология огромной массы российских сериалов и фильмов укладывается в одни и те же рамки.
Капитана Красной армии Игоря Петрова (Машков) за пять дней до конца отпуска "срочно вызывают" обратно в часть. Всех ротных его батальона уже арестовали, Петрова наверняка ждет та же участь, если не хуже. На дворе сумрачный год сталинских репрессий - 1938. Жена Петрова Рита (Елена Лядова) уговаривает мужа бежать и скрываться. Но за Петровым установлена слежка, бежать особо некуда. Поэтому капитан послушно садится в поезд, где в одном купе с ним едет вор-медвежатник Сенька Пепел (Миронов). Сенька везет воровской общак - саквояж, набитый аляповатыми драгоценными побрякушками. В тамбуре его поджидают с нехорошими намерениями "свои". Получив от них по голове, Пепел выживает лишь благодаря неожиданному вмешательству Петрова. Раскидав воров, капитан тащит обморочного Пепла с пристегнутым к нему наручниками саквояжем в купе. Там его осеняет благоразумная идея: поменяться с соседом документами и одеждой, а заодно присвоить общак. Петров сходит с поезда и зарывает общак в заброшенной церкви. А Пепел просыпается в госпитале, где все принимают его за капитана Петрова. Из госпиталя Пепел попадает в тюрьму, где он старательно изображает амнезию. Начальство пробует вернуть ему память пытками, а сокамерник - военный с сорокалетним стажем (Владимир Гостюхин) - замечает, что Пепел не тот, за кого себя выдает. Развлечений в тюрьме немного, поэтому предприимчивый вор просит сокамерника обучить его военному делу (вот тут уже начинаешь всерьез подумывать о Марке Твене). В это же время беглый капитан становится заложником заемного образа и, отбиваясь от бывших подельников Пепла, попадает, конечно же, в тюрьму. Это только самое начало трагических злоключений героев: впереди подкоп, убийства и война. Через десять лет они встретятся вновь. В промежутке Петров станет Уолтером Уайтом главарем банды, а Пепел - унаследует Риту и отхватит на фронте орден за доблесть.
Перед нами отечественный вариант художественного фильма "Без лица", действие которого развивается в самую приключенческую пору российской истории. Сталинская эпоха и Великая Отечественная Война - это рог изобилия и скатерть-самобранка для деятелей российского кино и телевидения. Две эти беспроигрышные темы вызывают у зрителя неугасающий интерес, щекочут нервы. Все самое страшное, дикое и несправедливое происходило в России именно в те годы. Сейчас же в стране тишь и благодать, говорить почти не о чем. Если кому-то кажется, что страна гниет, и общество звереет - телевидение напомнит, что такое "плохо". А Бондарчук удобрит сухую почву, сквозь которую уверенно пробиваются ростки засеянного неопатриотизма. С такой аргументацией особо и не поспоришь. Проговаривать вслух наболевшее о прошлом и делать выводы - полезно. Но спекулировать на детских страхах - уже не честно.
В «Пепле» особенно задевает то, как показана воровская и тюремная среда. Это не маргинальная периферия, а колыбель народа. Что тоже - правда (если и не в масштабах нации, то в масштабах нескольких ее поколений). Но все же неприятно, когда из сериала в сериал, из фильма в фильм упорно талдычат о том, что класс в нашей стране был и остается всегда один, а зрительского внимания достойны только преступники и омоновцы. Нравственный посыл понятен: хорошего человека "засосала опасная трясина", герои - всего лишь несчастные заложники обстоятельств, каждый имеет право на второй шанс. А между строк все равно читается: мент и бандит - одно и то же. И в голове звучит торжественный голос диктора первого канала: "Это наше прошлое, настоящее и будущее".
Сюжет сериала занятный, порой даже затягивает. Миронов и Машков первоклассно исполняют свои роли. Лядова, засидевшаяся в амплуа холодной стервы, доказала, что может быть разной, и хочется надеяться, что эту актрису ждет большое будущее.
Причина, по которой многие шипят на «Пепел», кроется в характерах персонажей. Дезертирство и приспособленчество - не те качества, которые зритель ожидает увидеть на экране. Герой произведения должен отстаивать свои позиции, бороться, а не адаптироваться. За этим мы и идем в кино или включаем телевизор.
Реального в «Пепле» тоже не так много. Это вывернутая наизнанку сказка про принца и нищего с отсылками к сериалу "Во все тяжкие", но с некоторыми недочетами. В отличие от героев романа Твена, наши "мальчики" совершенно не похожи друг на друга, а в 38 году фотография была такой же неотъемлемой частью действующего паспорта, как и сейчас. Предположим, что у сошедшего с поезда Петрова никто паспорт не спросил, а попавшего в госпиталь Пепла "принимали" сплошь подслеповатые люди. Но куда же делись соглядатаи, которые пасли Петрова в отпуске и отлично знали, как он выглядит? Они просто испарились, чтобы не мешать захватывающей завязке. А вот еще прекрасный момент: капитан Петров вклеивает в паспорт фото, на котором он с покрытой головой. Про совпадающие размеры одежды и отсутствия пятен крови - ладно, черт с ним, это клише. Но человек, всю жизнь крутившийся в воровской среде с ее культурно-языковыми традициями, не может водить за нос такое количество людей, изображая интеллигентного военного. В деградацию поверить всегда проще, чем в вознесение.
Смотрите сериал «Пепел» онлайн на kino-teatr.ru
Женя Шабынина
Ссылки по теме
12 отечественных сериалов этой осени
Топ-10: Лучшие исторические сериалы
«Пепел» стал лучшей премьерой телесезона
Персоны
Карина Андоленко, Алексей Байдаков, Константин Балакирев, Тимур Вайнштейн, Сергей Гармаш, Дмитрий Гирев, Владимир Гостюхин, Александр Дьяченко, Елена Лядова, Ромуальд Макаренко, Пётр Мамонов, Фархад Махмудов, Владимир Машков, Евгений Миронов, Игорь Мосюк, Вадим Перельман, Ирина Розанова, Андрей Смоляков, Алексей Телеш, Сергей Фролов, Чулпан Хаматова, Сергей Чонишвили
Фильмы
Пепел
© 2006-2025 kino-teatr.ru
Использование сайта kino-teatr.ru означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения