КИНО-ТЕАТР.РУ

Времена года: «Горная невеста» — медленная драма о патриархальной жизни на севере Италии

17 апреля 2025

В российский кинопрокат выходит «Горная невеста» — историческая драма Мауры Дельперо, удостоенная Гран-при последнего Венецианского фестиваля. Неспешно и тихо в ней рассказывается о жизни небольшой общины на севере Италии в последние годы Второй Мировой войны. Особое внимание уделяется тяготам женщин, существующих в строгом патриархальном мире.

Времена года: «Горная невеста» — медленная драма о патриархальной жизни на севере Италии

В заснеженном горном селе Вермильо, где царят патриархальные ценности, появляется солдат-дезертир Пьетро (Джузеппе Де Доменико) — сицилиец, бежавший от службы в нацистской армии вместе с товарищем — уроженцем этих мест. Он находит приют в большой семье Чезаре Грациадеи (Томмазо Раньо), авторитетного и респектабельного школьного учителя, которому жена Адель (Роберта Ровелли) нарожала множество детей и продолжает плодоносить. Фамилия небогатая, но дружная, демонстрирующая глубокую привязанность друг к другу. Дочери Лючия (Мартина Скринци), Ада (Рахель Потрич) и Флавия (Анна Талер) спят в одной кровати, делясь личными секретами, но места для сна станет больше, когда между старшей Лючией и чужаком Пьетро вспыхнут взаимные чувства. Чезаре, поразмыслив, не будет препятствовать свадьбе, не подозревая, что брак пошатнет не только семейную идиллию, но и жизнь всей изолированной от большого мира общины.

Читать: «Падение короны» — драма о крушении абсолютной французской монархии


Действие фильма разворачивается на протяжении четырех сезонов последнего года войны, отражая не только круговорот природных явлений, но и цикл человеческой жизни. В центре повествования — одна семья, но режиссер смотрит широко: показывает быт и характеры всех сельчан, с потрясающей тщательностью воспроизводя детали и тем самым возводя картину к жанру эпической фрески. Мы можем наблюдать, как люди стирают одежду в ледяной воде, работают в поле, танцуют и курят в темном баре, как учатся в одном классе ученики всех возрастов, как совершаются обыденные или религиозные обряды. Размеренному укладу подчинено всё: рождение детей, образование, помолвка, брак, работа и даже смерть. Как и в любой стабильной на вид системе, равновесие может пошатнуться от внешних воздействий. В данном случае – войной.

Времена года: «Горная невеста» — медленная драма о патриархальной жизни на севере Италии

Цикличность жизни ярко подчеркивается музыкой («Времена года» Вивальди), а незыблемость традиционного уклада – статичной камерой Михаила Кричмана, постоянного оператора Андрея Звягинцева, запечатлевающего в холодных серо-синих тонах как потрясающие природные ландшафты, так и внешне спокойную жизнь людей, зачастую подавляющих эмоции и страхи. Операторская работа служит не только красоте, но привносит эффект отстраненности, нужный для создания общего, а не частного портрета. Камера в фильме подобна части ландшафта: герои нередко проходят мимо, но оператор не следует за ними, отчего некоторые сюжетные линии остаются незавершенными.

Читать: Преодолеть агонию созерцанием: о ранних фильмах Андрея Звягинцева


Ключевые героини — дочери Грациадеи, воплощающие символическое триединство души, ума и тела. Старшая Люсия встречает любовь, младшая Флавия демонстрирует незаурядные способности и пытливый ум, средняя Ада отдается телесным удовольствиям, после чего, маясь виной, подвергает плоть изобретательным физическим экзекуциям. Её чувственный опыт вступает в конфликт с глубокой религиозностью, и девушке приходится следовать жестоким католическим догмам, на которых зиждется окружающий мир. При этом она откровенно рассказывает младшей сестре, какие новые наказания себе придумала, а та внимает с любопытством и пониманием. Аде противопоставляется девушка из другой семьи — Вирджиния (Карлотта Гамба), которая бросает вызов нравственным правилам: она коротко стрижется, курит и, по мнению окружающих, ведет себя как мужчина. Такое отношение заостряет привилегии «сильного пола» и угнетенное положение женщин, которым общество предписывает определенная роль, чьи рамки нарушать не дозволено. Дальнейшую судьбу дочерей Грациадеи определит строгий отец, и, хотя всем троим хочется продолжать обучение, только одна сможет выбраться из законсервированного мира в город.

Времена года: «Горная невеста» — медленная драма о патриархальной жизни на севере Италии

Правда, и мужчины оказываются заложниками иерархии, которую сами поддерживают. Им тоже предписаны определенные нормы поведения, а нарушения ведут к презрению соседей. Если мужчины отказываются участвовать в войне, их считают трусами и идиотами, обвиняя в отсутствии патриотизма. Мальчики растут с чудовищными фантазиями, представляя будущее на фронте. «Когда я вырасту, я буду летать и бросать бомбы на дома, в которых горит свет», — говорит семилетний ребенок. Война, отбрасывающая тень на жизнь селения, — не менее важная тема фильма, чем стагнация женщин. Мужчины, вернувшиеся с полей сражения, отличаются молчаливостью и потухшими глазами, отчего не выглядят живыми. Правда, среди жителей находятся и те, кто клеймит войну и не считает дезертиров трусами: те пошли на фронт не по своему желанию — и уже навоевались. Женщины уверены, что война превращает мужчин в дураков, а благоразумный учитель говорит: «Если бы все были трусы, войн бы не было».

Читать: Блеск и сила: «Сплетение судеб» — драма о трех женских судьбах


Чезаре одновременно мудрый, рассудительный воспитатель и суровый домашний тиран. С одной стороны, он прививает детям и взрослым ученикам не только основы грамматики, но и любовь к музыке. В то время как супруга ворчливо замечает, что он зря тратится на пластинки (слишком дорого), мужчина считает, что душа человека обязана стремиться к чему-то прекрасному и высокому. С другой стороны, отец порой жесток с женой и детьми, путая, как это часто бывает, страх с уважением. Он поддерживает в домашних чувство угнетенности, потому что именно на них держится его власть, но допускает промашку, разрешая проникнуть в замкнутую систему незнакомцу. Респектабельность пожилого учителя, как и фундамент привычной жизни, не выдержит удара и даст трещину на глазах у всех. Это станет началом конца старого спокойного мира, об утрате которого, при всей его несправедливости и черствости, не грех пожалеть.

«Горная невеста» в кинотеатрах с 17 апреля.

«Горная невеста»


Екатерина Визгалова

Поиск по меткам

Венеция, Екатерина Визгалова, Женщины / Феминизм, Исторический фильм/сериал, итальянское кино

Персоны

Карлотта Гамба, Джузеппе Де Доменико, Маура Дельперо, Андрей Звягинцев, Михаил Кричман, Томмазо Раньо, Роберта Ровелли

Фильмы

Горная невеста



© 2006-2025 kino-teatr.ru
Использование сайта kino-teatr.ru означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения