«О, Канада»: Последнее искушение режиссеров
20 февраля 2025
С 20 февраля в российских кинотеатрах «О, Канада» — новый фильм Пола Шредера, режиссера («Тихий садовник»), соавтора Мартина Скорсезе («Бешеный бык», «Таксист», «Последнее искушение Христа») и видного теоретика кино. На протяжение последних лет Шредер упорно снимает фильмы о мужских тайнах, но именно «О, Канада» представляется апофеозом и самой личной историей этого цикла. В герое Ричарда Гира — увядающем документалисте Файфе — определенно есть черты самого режиссера, его друзей, да и всего поколения интеллектуалов, которое с тревогой смотрит на статус «прижизненных классиков».

По биографии выдуманного режиссера Леонарда Файфа (Гир) можно проследить путь каноничного «героя и кумира» XX столетия — хоть сейчас на обложку Time, в одну когорту с Эйнштейном и Оппенгеймером. В конце 1960-х он был молодым и подающим надежды парнем (Джейкоб Элорди), который одной ногой стоял в американской мечте, а другой где-то в левом политическом активизме. Хотел написать главный роман поколения (не написал), уехать на Кубу и вступить в ряды защитников Острова Свободы (не доехал). Всё как-то не складывалось. Кажется, самым ярким элементом жизни Файфа стало решение покинуть США: спасаясь от призыва в армию и участия во Вьетнамской войне, интеллектуал с добрыми глазами пересек границу с Канадой в поисках жизни почище. Там он вытянул счастливый билет — стал видным документалистом. Получилось это случайно: работая в стане канадских фермеров, Файф нечаянно запечатлел эксперименты по распылению убийственной гербицидной смеси «Агент Оранж». Как результат, грянул политический скандал, подтолкнувший мятежного американца к славе. Дальше пошло как по маслу: фильмы о притеснениях нацменьшинств и кровавом промысле тюленей встали на конвейер. Награды за них, до сих пор пылящиеся у Файфа дома, появятся в кадре лишь на мгновение — нечем там гордиться.
Читать: Для бешеного таксиста полвека не крюк: Пол Шредер от «Таксиста» до «О, Канады»
К концу 2023 года Леонард Файф подобрался в статусе иконы канадского кино и живого классика. Последнее, впрочем, ненадолго: герой Гира безнадежно болен, отравлен химиотерапией и с трудом сохраняет самосознание. В таком состоянии мастера и находит бывший ученик Малкольм (Майкл Империоли), решивший записать с Файфом небольшое интервью для потомков. Недлинное (всего 25 комплиментарных вопросов), планируют снять за день-два, чтобы потом смонтировать в документалку-трибьют для телевидения. Все понимают, что это последняя встреча Леонарда со зрителем, персональная дорога в бессмертие. Эту запись режиссер «О, Канады» Пол Шредер рифмует со знаменитым снимком Эдди Адамса «Расстрел в Сайгоне»: фотокорреспондент Associated Press запечатлел момент казни вьетнамского партизана за мгновение до того, как палач спустил курок. Получается, фотография обессмертила безымянную жертву? Или же, напротив, обрекла её на вечную муку? Дискуссия о демоническом свойстве пленки обращать своих героев в заложников суперпозиции — одновременно вечно живых и вечно мертвых — один из многих вопросов фильма, на которые ответов не дождешься.

Вероятно, Шредер задает их для проформы — как еще одну характеристику персонажа, безнадежно застрявшего в мире, где воззвания адресуются космической пустоте. Куда сильнее режиссера волнует демарш умирающего коллеги, решившего дать последнее интервью по своим правилам. Игнорируя вопросы Малкольма, Файф начинает рассказывать о жизни «без галстуков». О женщинах, которых он любил, а потом бросал, и детях, оставленных безотцовщиной, так как папа от чего-то постоянно сбегал. Пикантные автобиографические подробности доводят нынешнюю жену режиссера Эмму (Ума Турман) до слез, она требует остановить съемку и немедленно удалить запечатленные камерой признания. Справедливо отмечается, что Файф — ненадежный рассказчик, его воспоминания о прошлом не имеют ничего общего с реальностью. Это не исповедь, а фанфик по мотивам. Опасный удар человека по собственному наследию.
Читать: Кожа да корни: рецензия на фильм «Тихий садовник»
Технически «О, Канада» продолжает корпус фильмов Шредера о мужских воспоминаниях — скелетах, запрятанных к дальней стенке шкафа и отравляющих жизнь пострашнее онкологии. В то же время новый фильм бесконечно далек от «Тихого садовника», «Дневника пастыря» и «Холодного расчета», наследуя традицию биографического фильма о Юкио Мисиме. В 1985 году режиссер уже проворачивал фокус с деконструкцией образа культурной интеллигенции, монтируя последние часы жизни японского писателя и консервативного революционера с театральными этюдами на мотив его произведений. Как бы задаваясь вопросом: а какой именно Мисима, драматург или несостоявшийся путчист, должен рассматриваться в качестве первоосновной личности? В случае с рассыпающимися воспоминаниями Файфа происходит аналогичный маневр: доверять им мешает очевидная недееспособность рассказчика. Документалист на протяжение всего монолога путается в показаниях, перепрыгивает с темы на тему, забывает, к чему он всё это вел. Часть рассказа представлена цветными флешбэками, другая, напротив, черно-белая — будто угасшие фрагменты воспоминаний, которые разум из последних сил старается поймать.

Бывает и такое, что в эпизодах полувековой давности появляется не молодой красавчик и звезда сериалов Элорди, а сам Гир: потому что Файф окончательно запутался в многочисленных личинах, но вынужден дальше изливать поток сознания. Он патетично называет этот акт «последней молитвой», закапываясь всё глубже в грехи, реальные и мнимые. Остановиться уже нельзя: режиссер рассчитывает умереть в ближайшие дни, на Рождество — как это сделали его кумиры Сьюзен Зонтаг и Зигмунд Фрейд. Перед этим нужно заложить последнюю бомбу под свою репутацию. В некотором роде аналогичный подрыв совершает и Пол Шредер, взявшийся экранизировать книгу друга Рассела Бэнкса — мятежного и всю жизнь бежавшего от вызовов бытовухи, умершего от рака в том самом 2023 году. «О, Канада» становится не только кинопамятником человеку, но и самоуничижительным комментарием 78-летнего мэтра, обеспокоенного проблемами наследия кинематографического поколения: тех, кто зачинал жанровые революции, а заканчивает почетной пенсией. Про самого Шредера нередко можно услышать, что его персональный Золотой век завершился еще в 1990-х, с тех пор он вынужден существовать в статусе гуру, который уже всё сделал.
Читать: Успокоить ртуть: 20 отличных американских фильмов из 1970-х
Ему посвящают книги (как он когда-то, будучи кинокритиком, писал о трансцендентальном в фильмах Брессона), а фильмы без очереди пускают на ведущие мировые кинофестивали, где встречают аплодисментами, но провожают снисходительными улыбками. Что ж, тогда он отругает себя, поставив фильм о том, как череда случайностей и слабостей нет-нет да и сделает из никудышного человека именитого творца. Не забудет при этом отдать дань прошлому, вдохновившись на этот акт «Зеркалом» Тарковского и «Смертью Ивана Ильича». Еще и снабдит полнометражный ребус дерзновенно лобовой отсылкой к «Гражданину Кейну» — другому фильму о том, насколько далеки могут быть люди от образов, которые им рисует восторженная медийка. В ленте, состоящей из риторических вопросов и воспоминаний сомнительной правдивости, этот маневр — единственный, в котором не приходится сомневаться.
«О, Канада» в кинотеатрах с 20 февраля.
«О, Канада»
Максим Гревцев
Поиск по меткам
Американское кино, Максим Гревцев
Персоны
Робер Брессон, Ричард Гир, Майкл Империоли, Мартин Скорсезе, Андрей Тарковский, Ума Турман, Пол Шредер, Джейкоб Элорди
Фильмы
Гражданин Кейн, Дневник пастыря, Мисима: жизнь в четырех главах, О, Канада, Тихий садовник, Холодный расчёт
© 2006-2025 kino-teatr.ru
Использование сайта kino-teatr.ru означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения